Техническое обслуживание тормозных систем трактора. Тормоза тракторов и автомобилей


Тормозная система колесных тракторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили и трактора

Тормозная система колесных тракторов

Тормоза служат для экстренной остановки, снижения скорости движения и удержания трактора на спуске или подъеме.

Классификация тормозов производится: по форме трущихся поверхностей — колодочные, ленточные и дисковые; по роду трения — сухие и работающие в масле; по месту их расположения — в трансмиссии или непосредственно в колесах; по типу привода — с механическим, гидравлическим и пневматическим приводом.

В колесных тракторах применяются колодочные, дисковые и ленточные тормоза, которые устанавливают как в трансмисии, так и в колесах.

Колодочные тормоза надежны и безотказны в работе, обеспечивают достаточную стабильность между тормозным моментом и приводным усилием, позволяют иметь компактный приводной механизм с большим передаточным числом. Колодочный тормозной механизм применяется на тракторах К-701, Т-125 и др.

Дисковые тормоза компактны, герметичны, величина их тормозного эффекта не зависит от направления вращения диска. Дисковые тормоза установлены на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и др.

Ленточные тормоза вследствие простоты конструкции, компактности, обеспечения высокой эффективности действия и простоты обслуживания получили наибольшее распространение на тракторах. Ленточные тормоза, применяемые на тракторах, по конструкции и принципу действия бывают простого действия, двойного действия и плавающие.

Рис. 228. Схемы ленточных тормозов тракторов

Ленточный тормоз простого действия состоит из стальной ленты (рис. 228, а), охватывающей тормозной барабан. К внутренней поверхности ленты приклепан фрикционный материал. Один конец ленты закреплен неподвижно к корпусу трактора, а другой с помощью рычага соединен с педалью управления тормозом. При нажатии на педаль двуплечий рычаг затягивает ленту со стороны сбегающей ветви на барабане и последний останавливается. Простой ленточный тормоз интенсивно тормозит барабан только при вращении его в одну сторону (как показано стрелкой).

У двойного ленточного тормоза (рис. 228, б) лента закреплена в средней части, а боковые ее ветви соединяются с рычагом. Тормозной эффект у такого тормоза не зависит от направления вращения барабана, так как при любом направлении вращения одна ветвь ленты выполняет основную работу торможения, другая является вспомогательной.

В плавающем ленточном тормозе оба конца ленты (рис. 228, в) являются подвижными и шарнирно соединены с рычагом. На некотором расстоянии от концов тормозной ленты имеются два упора. При торможении лента, соприкасаясь с барабаном, перемещается в сторону его вращения на некоторый угол, пока один из концов ленты будет ограничен правым или левым упором, в зависимости от направления вращения барабана. В этом случае плавающий тормоз превращается в простой, но его тормозной момент при этом не будет зависеть, как у простого тормоза, от направления вращения тормозного барабана.

На тракторах МТ3-80 и МT3-8 устанавливаются дисковые тормоза, действующие непосредственно на ведущие валы шестерни конечной передачи. Между двумя тормозными дисками с фрикционными накладками, установленными на шлицев ом хвостовике вала шестерни, расположены два нажимных диска, стягиваемых пружинами. В лунках дисков размещены пять распорных шариков. При нажатии на педаль тормоза тяга производит взаимное проворачивание дисков, при котором шарики, выкатываясь из лунок, заставляют диски поджимать тормозные диски к фланцу крышки и неподвижной плоскости кожуха тормоза. При длительной стоянке педаль удерживается в заторможенном состоянии защелкой, управляемой специальным рычагом.

На тракторах К-701 и К-702 устанавливаются колодочн ы е тормоза с фиксированным кулаком. Они находятся непосредственно в ведущих колесах и имеют пневматический привод. Суппорт тормоза, который служит для установки разжимного кулака и колодок, закреплен на фланце кожуха полуоси. На кронштейне установлена тормозная пневмокамера, Шток которой действует на рычаг тормозного кулака. Необходимый зазор между колодками и барабаном устанавливается поворотом червяка и червячной шестерни. Помимо колесных тормозов, на грузовом валу коробки передач установлен ленточный стояночный тормоз плавающего типа. Тормозная лента с фрикционными накладками имеет механический привод, управляемый рычагом, установленным в кабине водителя.

Читать далее: Задний мост и механизмы управления гусеничных тракторов

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

2.4 Тормозные системы Тормозные механизмы с механическим приводом

Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии тракторы и автомобили оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, необходимую для регулирования скорости движения машины и ее плавной остановки; стояночную, которая служит для удержания машины на уклоне; вспомогательную, предназначенную для крутых поворотов трактора.

Вспомогательная тормозная система (тормоза) универсально-пропашного трактора действует на правую или левую полуось ведущих колес и тормозит ближнее к центру поворота ведущее колесо. При необходимости эти тормоза используют как рабочие и стояночные.

Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода.

Тормозной механизм служит для создания искусственного сопротивления движению трактора и автомобиля. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, ленточными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней, цилиндрической поверхности вращения, в ленточном – на наружной, а в дисковом – на боковых поверхностях вращающегося диска.

По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а вторые – на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные – в стояночной.

Привод тормозов предназначен для управления тормозными механизмами при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические и гидравлические.

Механический привод тормозов применяют на всех рассмотренных ранее тормозах тракторов. Этот привод используют и на стояночных тормозах, которыми оборудованы все автомобили и некоторые тракторы.

На колесном тракторе общего назначения применяют стояночный тормоз ленточного типа. Торможение достигается трением, возникающим между тормозной лентой и шкивом, который закреплен на валу привода переднего ведущего моста. Шкив охватывает стальная лента с чугунными накладками. Один конец ленты закреплен в кронштейне, привернутом к корпусу раздаточной коробки, а другой соединен системой тяг с ручным рычагом управления центрального тормоза, расположенным в кабине. Рычаг тормоза фиксируется храповиком.

Равномерный зазор между тормозной лентой и шкивом обеспечивают оттяжные пружины и регулировочный болт. При переводе рычага на себя усилие передается через систему тяг на ленту, которая затягивается вокруг шкива и затормаживает его. В исходное положение ленту возвращают пружины после отведения рычага от себя. На некоторых колесных тракторахустановлены дисковые тормоза.

Тормозные механизмы с гидравлическим приводом

Барабанный тормозной механизм с гидравлическим приводом применяют на автомобилях. Он состоит из двух колодок 13 (рис. 23), установленных на опорном диске 2, колесного тормозного цилиндра 3, опорных пальцев и регулировочных эксцентриков. На наружные поверхности колодок наклепаны фрикционные накладки. Передняя накладка длиннее задней. При торможении она прижимается к тормозному барабану колеса с большой силой. Этим обеспечивается их равномерное изнашивание. Между собой колодки стянуты пружиной 4. Их нижние концы опираются на эксцентриковые шайбы, надетые на опорные пальцы 11, а верхние – на сухари поршней колесного тормозного цилиндра. Зазор между колодками и тормозным барабаном колеса регулируют с помощью эксцентриков 1, установленных под колодками в опорном диске.

Колесный тормозной цилиндр включает в себя корпус 8, прикрепленный к диску колеса, два поршня 6, установленных в корпусе, и сухари 5. Для уплотнения в поршни с помощью пружин 7 упираются резиновые манжеты 9. Чтобы в цилиндр не попадали пыль и грязь, он с обеих сторон закрыт резиновыми защитными колпачками.

В корпусе цилиндра имеются два канала. Через нижний канал поступает тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра, а через верхний – удаляется воздух из тормозной системы. Выпускное отверстие этого канала закрыто клапаном 10 с резиновым колпачком.

Тормозная жидкость подается от главного тормозного цилиндра в колесный по металлическим трубкам и гибким шлангам из прорезиненной ткани.

Главный тормозной цилиндр (рис. 24) изготовлен в одной отливке с резервуаром 1 для тормозной жидкости. Его корпус закреплен на раме автомобиля. В полости цилиндра 11 помещены поршень 8, пружина 10 и обратный клапан 2. В поршне выполнены отверстия, которые закрыты лепестками пластинчатого клапана 13. Обратный клапан прижат к гнезду слабой пружиной. Цилиндр соединен с резервуаром перепускным 9 и компенсационным 5 отверстиями. Тормозную жидкость заливают в резервуар через отверстие в крышке, закрываемое пробкой 4. Вся система постоянно заполнена тормозной жидкостью.

При торможении автомобиля водитель нажимает ногой на педаль 6, перемещая через шток 7 поршень 8, который давит на тормозную жидкость. Жидкость вытесняется поршнем из главного цилиндра через обратный клапан в колесный тормозной цилиндр, поршни которого разводят тормозные колодки, прижимая их к барабанам колеса.

Рис. 23. Барабанный тормозной механизм: 1 – регулировочный эксцентрик; 2 – опорный диск; 3 – колесный цилиндр; 4 – стяжная пружина; 5 – сухарь; 6 – поршень; 7 – разжимная пружина; 8 – корпус; 9 – манжета; 10 – клапан; 11 – опорные пальцы; 12 – эксцентриковые шайбы; 13 – колодки; 14 – направляющие скобы; 15 – контргайки

Рис. 24. Главный тормозной цилиндр: 1 – резервуар; 2 – обратный клапан; 3 – крышка; 4 – пробка; 5 – компенсационное отверстие; 6 – педаль тормоза; 7 – шток; 8 – поршень; 9 – перепускное отверстие; 10 – пружина; 11 – цилиндр; 12 – резиновая манжета; 13 – пластинчатый клапан

Когда водитель убирает ногу с педали, возвратные пружины колодок отводят их от тормозного барабана, а поршни тормозного цилиндра сближаются. Тормозная жидкость при этом выдавливается по трубкам в главный цилиндр, поршень которого также возвращается в исходное положение. При полностью отпущенной педали тормоза полость главного цилиндра перед поршнем сообщается с резервуаром через компенсационное отверстие 5, а благодаря обратному клапану 2 в системе гидравлического привода за цилиндром поддерживается небольшое избыточное давление и воздух не проникает внутрь системы. Если водитель резко отпускает педаль тормоза, в цилиндре перед поршнем создается разрежение, под действием которого жидкость из полости за поршнем перетекает в полость цилиндра перед поршнем через отверстия в нем и отжимает кромку уплотнительной манжеты 12 от стенки цилиндра, что также исключает попадание воздуха в систему.

В систему гидравлического привода между главным тормозным цилиндром и колесными цилиндрами включен гидровакуумный усилитель тормозов. Он облегчает управление тормозами автомобиля, используя разрежение (вакуум), возникающее во всасывающем трубопроводе двигателя. Усилитель при торможении увеличивает давление в системе на 4,5...5,0 МПа, что равносильно усилию на тормозной педали 650...700 Н.

Гидровакуумный усилитель (рис. 25) состоит из силовой камеры 4, цилиндра 9 и клапана управления. Корпус силовой камеры представляет собой две штампованные чашки, соединенные хомутами. Между чашками зажаты края диафрагмы, нагруженной пружиной. Диафрагма соединена через тарелку и толкатель 12 с поршнем 10, помещенным в цилиндр усилителя. Внутри поршня помещен шариковый клапан с пружиной. Клапан управления включает поршень 11, диафрагму 7 с пружиной и два клапана: воздушный 5 и вакуумный 6, соединенные между собой штоком.

Рис. 25. Схема гидровакуумного усилителя: 1 – педаль тормоза 2 – впускной трубопровод; 3 – запорный клапан; 4 – силовая камера; 5 – воздушный клапан; 6 – вакуумный клапан; 7 – диафрагма клапана управления; 8 – воздушный фильтр; 9 – цилиндр усилителя; 10 – поршень усилителя; 11 – поршень клапана управления; 12 – толкатель; 13 – колесный тормозной цилиндр; 14 – главный тормозной цилиндр; А и Б – полости силовой камеры

Гидровакуумный усилитель работает следующим образом. При отпущенной педали тормоза воздушный клапан управления закрыт, а вакуумный клапан открыт и через него полости А и Б силовой камеры сообщаются между собой. Следовательно, в полостях А и Б устанавливается одинаковое давление.

При нажатии на педаль 1 тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра через открытый шариковый клапан поршня 10 усилителя поступает к колесным тормозам, приводя их в действие. По мере увеличения давления на педаль тормоза поршень 11 и диафрагма 7 клапана управления перемещаются вверх. При этом вакуумный клапан 6 закрывается, разобщая между собой полости А я Б, а воздушный 5 открывается. В полости Б создается разрежение, поскольку она соединена с впускным трубопроводом двигателя. Вследствие разницы давлений в полостях А и Б силовой камеры диафрагма, толкатель и поршень 10 усилителя перемещаются вправо, шариковый клапан закрывается, и давление тормозной жидкости перед поршнем увеличится благодаря дополнительному давлению, создаваемому гидровакуумным усилителем. Чем больше усилие, прикладываемое водителем на педаль тормоза, тем больше давление воздуха на диафрагму гидровакуумного усилителя и соответственно увеличивается давление жидкости в колесных тормозных цилиндрах.

Между силовой камерой и впускным трубопроводом установлен запорный клапан 3, автоматически разъединяющий их при остановке двигателя. Поскольку в момент остановки двигателя в полости Б имеется запас вакуума, то обеспечиваются одно-два торможения с усилением при неработающем двигателе.

studfiles.net

Устройство тормозных систем трактора

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Тракторы-2

Устройство тормозных систем трактора

Колесный тормозной механизм колодочного типа (рис. 1) состоит из неподвижного диска, на котором монтируются колодки с опорными пальцами, стяжной пружиной и разжимным устройством, а также связанного с колесом барабана. Для увеличения трения между колодками и барабаном на рабочую поверхность колодок приклепываются фрикционные накладки.

Пружина стягивает колодки, возвращая их в исходное положение после торможения.

Тормозные колодки при торможении разводятся под действием разжимного кулака.

При торможении колодки работают в неодинаковых условиях: одна, захватываясь вращающимся барабаном, заклинивается, вторая, наоборот, отжимается. Интенсивность торможения и износ накладки захватываемой колодки значительно больше, чем отжимаемой. Для выравнивания тормозных усилий колодок накладку у захватываемой колодки делают короче, чем у отжимаемой. Кулачковый разжимный механизм проектируют так, чтобы кулачок создавал неодинаковые давления на колодки: на захватываемую — меньше, на отжимаемую — больше.

Пневматический привод тормозов, принципиальная схема которого показана на рисунке 125, состоит из компрессора К, воздушных баллонов, крана управления, тормозных камер, воздухопроводов и контрольно-регулирующих устройств.

Компрессор К является поршневым воздушным насосом, предназначенным для получения сжатого воздуха, используемого в пневмоприводе тормозов. Регулятор давления служит для перевода компрессора на режим холостого хода при максимально допустимом давлении воздуха в системе пневмопривода (0,70…0,75 МПа).

В воздушных баллонах хранятся минимально необходимые запасы сжатого воздуха.

Рис. 1. Колесный тормозной механизм колодочного типа с пневматическим приводом: 1 — опорные пальцы; 2 — неподвижный диск; 3 — диафрагма; 4 — корпус тормозной камеры; 5 — шток; 6 — головка оси червяка; 7 — вал разжимного кулака; 8 — барабан; 9 — разжимный кулак; 10 — колодки; 11 — втяжная пружина

Кран управления обеспечивает переключение воздушных каналов при торможениях, а также пропорциональность тормозных усилий перемещениям педали тормоза.

Тормозные камеры колес преобразуют энергию сжатого воздуха в работу прижатия тормозных колодок к вращающимся барабанам колес.

Через воздухопроводы сжатый воздух поступает от компрессора К к баллонам, крану управления и к тормозным камерам колес. Сжатый воздух с целью использования для покраски, очистки и других технологических нужд отбирают через краны на баллонах.

Рис. 2. Схема тормозной системы с пневматическим приводом: 1 — тормозная камера; 2 — воздушный баллон; 3 — предохранительный клапан; 4 и 5 — краны; в - разъединитель; 7 — кран управления; 8 — регулятор давления; К — компрессор; М — манометр

Предохранительный клапан предотвращает переполнение баллонов 2 сжатым воздухом в случае выхода из строя регулятора давления.

Давление сжатого воздуха в баллонах и в тормозных камерах при торможении контролируют двойным манометром.

Компрессор представляет собой поршневой двухцилиндровый насос. Остов компрессора состоит из картера, блока цилиндров и головки блока. Коленчатый вал через шатуны и поршневые пальцы связан с поршнями.

Трущиеся поверхности деталей компрессора смазываются маслом, которое под давлением поступает из системы смазки двигателя по трубке. К подшипникам коленчатого вала и поршневым пальцам масло подводится по каналам в коленчатом валу и стержнях шатунов.

Стенки цилиндров и шариковые коренные подшипники коленчатого вала смазываются разбрызгиванием.

Из поддона картера компрессора масло сливается в картер двигателя по специальной трубке.

Охлаждение компрессора водяное, общее с двигателем.

Компрессор крепится в передней верхней части двигателя и приводится через клиноременную передачу от шкива вентилятора.

Рис. 3. Компрессор: 1 — картер; 2 и 12 — передняя и задняя крышки картера; 3 — шкив; 4 и II — подшипники; 5 — блок цилиндров; 6 — шатун; 7 — поршень с кольцами; 8 — поршневой палец с заглушками; 9 — головка блока; 10 — нагнетатель» ный клапан; 13 — уплотнитель с пружиной; 14 — коленчатый вал; 15 — нижняя крышка; 16 — впускной клапан; 17 — уплотнительное кольцо; 18 — плунжер; 19 — коромысло; 20 — пружина впускного клапана

В компрессоре имеются самодействующие (не имеющие специального привода) пластинчатые впускные и нагнетательные клапаны.

При такте всасывания в цилиндре создается разрежение. Вследствие разности давлений (атмосферного и внутри цилиндра) в цилиндр засасывается воздух, который проходит через воздухоочиститель и открывающийся при всасывании впускной клапан.

При такте нагнетания поршень сжимает воздух в цилиндре. Под давлением сжимаемого воздуха закрывается впускной клапан и открывается нагнетательный. Воздух из цилиндра вытесняется в баллон, а затем используется в пневмоприводе, тормозов и других механизмов.

Компрессор может работать и в режиме холостого хода. Когда давление в системе превысит 0,7 МПа, регулятор давления начнет пропускать сжатый воздух по каналу А под плунжеры (рис. 3). Впускные клапаны под действием плунжеров поднимутся и соединят полости обоих цилиндров. Воздух будет свободно перекачиваться из одного цилиндра в другой, давление воздуха останется минимальным, нагнетательные клапаны будут все время закрытыми.

Рис. 4. Комбинированный (двойной) кран управления пневматическим приводом тормозов: 1 — тяга привода; 2 — рычаг крана; 3 — уравновешивающая пружина; 4 — стакан; 5 — корпус; 6 — диафрагма с направляющим стаканом; 7 — седло выпускного клапана; 8 а 13 — выпускные клапаны; 9 и 14 -впускные клапаны; 10 — пробка; 11 — клапан выпускного окна; 12 — пружина диафрагмы; 15 — канал подвода воздуха к включателю; 16 — диафрагма; 17 — пружина контакта; 18 — клеммы; 19 — подвижный контакт; 20 — стакан уравновешивающей пружины; 21 — малый рычаг; 22 — шток

По мере расхода сжатого воздуха его давление в пневмоприводе снизится и регулятор давления прекратит пропускать воздух под плунжеры. Компрессор снова перейдет на рабочий режим.

Кран управления (тормозной кран), показанный на рисунке 4, двойной: одна секция Гл подает сжатый воздух к тормозным камерам колес трактора, а вторая Пр — к воздухораспределителю прицепа.

В расторможенном состоянии впускной клапан секции прицепа Пр открыт. Сжатый воздух поступает в магистраль прицепа в направлении стрелок. Тормоза прицепи

расторможены. В это время впускной клапан нижней секции закрыт, а выпускной открыт. Тормозные камеры колес трактора свободно сообщаются с атмосферой в направлении: стрелка I — открытый клапан, II — стрелка, III — окно А.

В процессе торможения под усилием на тормозную педаль перемещается шток, сжимая уравновешивающую пружину; впускной клапан при этом закрывается, а выпускной открывается. Вследствие выхода воздуха из магистрали прицепа в атмосферу через открытый клапан 8 и окно А срабатывает воздухораспределитель прицепа и включает подачу сжатого воздуха к тормозным камерам колес прицепа.

Через нижний конец рычага усилие передается на малый рычаг привода нижней секции Гл. Перемещением стакана закрывается выпускной клапан и открывается впускной клапан. Сжатый воздух поступает к тормозным камерам колес трактора.

Привод секций Гл и Пр сделан так, что вначале тормозится прицеп, затем трактор; растормаживаются вначале трактор, затем прицеп.

Пропорциональность между давлением водителя на тормозную педаль и тормозным усилием на колесах (следящее действие) обеспечивается так: чем сильнее сжимается уравновешивающая пружина, тем больше открывается впускной клапан, а следовательно, и под большим давлением подается воздух к тормозным камерам колес.

Тормозная камера представляет собой устройство, которое использует энергию сжатого воздуха для выполнения механической работы — поворота разжимного кулака и прижатия тормозных колодок к барабану. Она состоит из корпуса с крышкой, между которыми закреплена эластичная резинотканевая диафрагма со штоком и пружинами.

Сжатый воздух в тормозную камеру подводится через шланг в полость между крышкой и диафрагмой. Под давлением сжатого воздуха диафрагма выгибается в сторону корпуса, сжимает возвратные пружины и выдвигает шток с вилков. После окончания торможения давление воздуха на диафрагму резко падает, пружины возвращают диафрагму и шток в исходное положение.

Выдвигающийся из тормозной камеры шток через вилку и регулировочный рычаг связан с валом разжимного кулака.

Рис. 5. Тормозная камера: 1- корпус; 2 — диафрагма; 3 — шток; 4 — крышка корпуса; 5 — гибкий шланг; 6 и 7 — пружины; 8 — уплотнительная шайба; 9 — болт крепления камеры; 10 — вилка штока; 11 — корпус регулировочного рычага: 12 — червяк; 13 — крышка; 14 — вал разжимного кулака; 15 — червячная шестерня; 16 — ось червяка; 17 — шарик фиксатора

Тормозные камеры передних и задних колес устроены одинаково, однако отличаются диаметром диафрагмы. Для создания большего тормозного усилия диафрагмы тормозных камер задних колес делают большего диаметра, чем передних колес.

Читать далее: Техническое обслуживание рулевого управления и тормозов трактора

Категория: - Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание тормозных систем трактора

При техническом обслуживании тормозных систем тракторов и автомобилей проверка действия дисковых тормозов с механическим приводом осуществляется поочередным нажатием на педаль правого и левого тормоза силой 120 Н. При этом замеряют полный ход педалей, который должен быть одинаковым и находиться в пределах 70-90 мм. Если полный ход педалей не соответствует норме, его регулируют поочередно в одной, затем в другой педали, для чего освобождают контргайку 1 (рис. 1) и, вращая болт-тягу 2, устанавливают нужный полный ход. По окончании регулировки проверяют действие тормозов на ходу. На сухой асфальтовой дороге при скорости 20 км/ч тормозной путь трактора не должен превышать 6 м. Техническое обслуживание тормозных систем трактора не легкое дело.

 

Рис. 1. Тормоза трактора: I — педаль; 2 — защелка; 3 — болт-тяга; 4 — контргайка

Проверка, регулировка и устранение неисправностей привода управления многодисковых тормозов новых тракторов Беларус 2522В/3022В, работающих в масляной ванне и имеющих гидравлический привод, производится вначале на прямом ходу, затем на реверсе. Стояночный тормоз регулируют после регулировки основного тормоза. Схема управления тормозами тракторов Беларус 2522В/3022В показана на рис. 2.

 

Рис. 2. Схема управления тормозами тракторов Беларус 25228/30223: 1 — контргайка; 2 — толкатель; 3 — трубопровод; 4 — главный цилиндр; 5 — бачок; 6 — пружина; 7 — болт; 8 — гайка; 9 — педаль; 10 — толкатель; 11 — палец; 12 — вилка; 13 — поршень; 14 — главный цилиндр; 15 — педаль реверса; 16—рабочий цилиндр; 17 — перепускной клапан; 18 — контргайка; 19 — регулировочная гайка; 20 — тяга; 21 — рабочий цилиндр реверса; 22 — перепускной клапан; 23 — палец: 24 — вилка; 25 — контргайка; 26 — тяга: 27 — сектор; 28 — фиксатор; 29 — рычаг; 30 — кнопка; 31 — рукав гибкий; 32 — рычаг

 

Возможные неисправности тормозов трактора в процессе работы и способы их устранения приведены в таблице 5.6. При проведении ТО-1 и ТО-2 необходимо обращать внимание на возможные отказы тормозов и проводить их устранение.

Неисправность, внешнее проявление

Способы устранения

Отсутствует свободный ход педалей (отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на прямом ходу и на реверсе)

Отрегулировать согласно требованиям заводской инструкции

Наличие воздуха в гидравлической системе управления тормозами на прямом ходу и на реверсе

Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Недостаточный уровень тормозной жидкости в бачках гидравлической системы на прямом ходу и на реверсе

Довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачках главных цилиндров на прямом ходу и на реверсе. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Нарушение герметичности рабочих полостей главных и рабочих цилиндров из-за повреждения, износа манжет или уплотнительных колец

Заменить манжеты или уплотнительные кольца в главных и рабочих цилиндрах, если они изношены. Проверить, нет ли на зеркале главных и рабочих цилиндров заусенцев, неровностей или раковин. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Утечка тормозной жидкости в соединениях или трубопроводах в системе гидропривода. Подсос воздуха в гидросистему

Подтянуть соединения, заменить поврежденные детали. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Засорение отверстия в штуцерах бачков (на прямом ходу) или поршне (на реверсе), вызывающее разрежение в главном цилиндре, от которого воздух просачивается внутрь цилиндра через уплотнения

Прочистить отверстие. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Закупоривание трубопроводов гидропривода из-за вмятины или засорения

Заменить трубопроводы. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Отсутствует свободный ход педалей (отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на прямом ходу и на реверсе)

Отрегулировать согласно требованиям заводской инструкции

Заклинивают поршни главных тормозных цилиндров (не возвращаются в исходное положение) на прямом ходу 2, на реверсе 3 из-за разбухания манжет и уплотнительных колец, что приводит к перекрытию компенсационных отверстий.

Заклинивают поршни рабочих тормозных цилиндров из-за разбухания манжеты

Применение тормозной жидкости несоответствующей марки или наличие в тормозной жидкости минерального масла, бензина, керосина, дизельного топлива. Промыть аккуратно всю систему гидропривода тормозной жидкостью. Заменить поврежденные манжеты и уплотнительные кольца в главных и рабочих тормозных цилиндрах. Заменить тормозную жидкость. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу и на реверсе

Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре на прямом ходу или на реверсе

Прочистить компенсационное отверстие главного цилиндра на прямом ходу или на реверсе и удалить воздух из системы

Неудовлетворительная работа уравнительных клапанов главных тормозных цилиндров

Снять трубку, соединяющую два главных тормозных цилиндра, вывернуть штуцеры и снять уравнительные клапаны. Заменить изношенные детали. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на прямом ходу

При диагностировании и техническом обслуживании одно- и двухпроводного тормозных кранов пневмосистемы тормозов прицепа необходимо в соответствии с рекомендациями заводских инструкций выполнить следующие операции:

—   проверку и регулировку тормозного крана пневмосистемы и его привода;

—   проверку и регулировку регулятора давления;

—   проверку и регулировку однопроводного тормозного крана пневмосистемы;

—   проверку и регулировку двухпроводного тормозного крана пневмосистемы.

belagrotorg.ru

Тормозные пневмосистемы тракторов

Тормозные системы

Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии тракторы и автомобили, оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, необходимую для регулирования скорости движения машины и ее плавной остановки, стояночную, которая служит для удержания машины неподвижной на уклоне, и вспомогательную, предназначенную для осуществления крутых поворотов трактора

Тормоз действует на правую или левую полуось ведущих колес и тормозит ближнее к центру поворота ведущее колесо. При необходимости эти тормоза используют как рабочие и стояночные.

Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода.

Тормозной механизм служит для создания искусственного сопротивления движению трактора или автомобиля. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, которые осуществляют торможение за счет сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, шкивными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней, цилиндрической поверхности вращения, в шкивном — на наружной, а в дисковом — на боковых поверхностях вращающегося диска.

По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а вторые — на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные — в стояночной.

Привод тормозов предназначен для передачи энергии к тормозным механизмам и управления ими при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические, гидравлические и электрические.

Механический привод тормозов применяют на всех рассмотренных ранее тормозах тракторов. Этот привод используют и на стояночных тормозах, которыми оборудованы все автомобили и некоторые тракторы.

На колесном тракторе Т-150К общего назначения применяют стояночный тормоз шкивного типа (рис. 133).

Торможение достигается трением, возникающим между тормозной лентой и барабаном, который закреплен на конце вала привода переднего ведущего моста. Шкив 4 охватывает стальная лента 5 с чугунными накладками. Один конец ленты закреплен в кронштейне 9, привернутом к корпусу раздаточной коробки, а другой соединен системой тяг с ручным рычагом 12 управления центрального тормоза, расположенным в кабине. Рычаг тормоза фиксируется храповым устройством.

Равномерный зазор между тормозной лентой и барабаном обеспечивают оттяжные пружины 3 и регулировочный болт 1. При переводе рычага 12 на себя до отказа усилие передается через систему тяг на ленту, которая захлестывается вокруг барабана и затормаживает его. В исходное положение ленту возвращают пружины после отведения рычага от себя.

Тормозные механизмы с пневматическим приводом

Тормозная система с пневматическим приводом применяется на ряде тракторов и автомобилей. Она состоит из колесных тормозных механизмов (тормозов) и пневматического привода

Колесный тормоз (рис. 137). Колеса трактора и автомобиля оборудованы колодочными тормозами с пневматическим приводом. Ими пользуются для снижения скорости или полной остановки движущегося трактора (автомобиля). Колесные тормоза и пневматический привод грузового автомобиля и колесного трактора общего назначения по конструкции выполнены одинаково. Рассмотрим их устройство на примере трактора Т-150К.

Барабан колесного тормоза трактора закреплен на корпусе колесного редуктора и вращается вместе с колесом. В колесный тормоз входит диск 2, неподвижно установленный на фланце корпуса главной передачи. На диске смонтированы эксцентриковые пальцы 1, на которые опираются концы тормозных колодок 11. Другие концы колодок опираются на разжимной кулак 10, вал которого поворачивается во втулках, запрессованных в кронштейне 9, прикрепленном к диску. На шлицевом конце разжимного кулака расположен регулировочный рычаг 7, соединенный штоком с тормозной камерой 5, жестко связанной с диском 2 кронштейнами.

Необходимый зазор между колодками и барабаном обеспечивается эксцентриковыми пальцами 1, которые удерживаются от проворачивания гайками, и регулировочным устройством, смонтированным в рычаге 7.

В регулировочное устройство входят червяк 8 и червячная шестерня 14. При поворачивании червяка за квадратную головку червячная шестерня перемещается вместе с разжимным кулаком, в результате меняется зазор между колодками и барабаном. От самопроизвольного поворачивания червяк удерживается фиксатором 13.

Пневматический привод обеспечивает работу колесных тормозов и стеклоочистителей. Для создания запаса сжатого воздуха служат воздушные баллоны 3. Во время торможения воздух из баллонов поступает в камеры 4 и 9 и затормаживает колеса. На колесных тракторах пневматический привод обеспечивает дополнительно работу механизма выключения сцепления, позволяет использовать воздух для накачки шин и заправки топливного бака.

Тормозная камера 5 (см. рис. 137) приводит в действие колесный тормозной механизм за счет энергии сжатого воздуха. Между корпусом и крышкой камеры находится резинотканевая диафрагма 4 с диском. В нерабочем положении тормоза диафрагма прижата к крышке пружиной. В центральное отверстие диска плотно входит шток 6, на другой конец которого навернута вилка с контргайкой. В крышку камеры вмонтирован штуцер со шлангом, подводящим сжатый воздух из баллона через тормозной кран. При нажатии на педаль тормоза под крышку тормозной камеры поступает сжатый воздух, который прогибает диафрагму к корпусу вместе с диском и перемещает шток. Последний через вилку передает усилие на рычаг 7 вала разжимного кулака, поворачивает его вместе с кулаком 10, в результате тормозные колодки 11 разжимаются и прижимаются к барабану — колесо затормаживается. После отпускания педали тормоза колодки возвращаются в исходное положение пружиной 12, которая стягивает их.

Компрессор (рис. 139) поршневого типа, двухцилиндровый нагнетает воздух в воздушные баллоны. Он состоит из картера, блока 2 цилиндров, головки 3, шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, клапанного и разгрузочного устройств. На переднем конце коленчатого вала шпонкой и гайкой закреплен приводной шкив 1, который приводится во вращение от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Клапанное устройство — это два нагнетательных 4 и два впускных 5 клапана с пружинами.

Рис. 139. Компрессор:

1-приводной шкив; 2-блок цилиндров; 3-головка; 4-нагнетательный клапан; 5-впускной клапан; 6-разгрузочный канал; 7-регулятор давления; 8-регулировочный колпак; 9-шток; 10-штуцер; 11-отверстие в крышке регулятора; 12-блок шариковых клапанов; 13-отверстие подвода сжатого воздуха из баллонов; 14-фильтр; 15-плунжер разгрузочного устройства; 16-штуцер подвода масла; 17-регулировочные прокладки

Рис. 140. Тормозной кран:

1-корпус рычагов; 2- двойной рычаг; 3-болт; 4-кулачок; 5-тяга; 6-напрвляющая; 7-шток секции торможения прицепа; 8-диафрагма; 9,12-седла клапанов; 10-впускной клапан; 11-выпускной клапан; 13-выключатель стоп-сигнала; 14-диафрагма стоп-сигнала; 15-шток секции торможения трактора

Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора при ходе поршня вниз, открывается впускной клапан, и в цилиндр через воздушный фильтр двигателя поступает воздух. Во время движения поршня вверх впускной клапан закрывается, сжатый воздух в цилиндре открывает нагнетательный клапан 4, поступает в головку и в воздушные баллоны.

Разгрузочное устройство расположено в блоке цилиндров компрессора и работает от регулятора давления Оно состоит из двух плунжеров 15, двух штоков и коромысла. Когда давление сжатого воздуха в системе достигает 0,75 МПа, срабатывает регулятор 7 давления. Поступление воздуха от компрессора в систему прекращается, потому что под давлением воздуха, попадающего в разгрузочный канал 6, поднимаются плунжеры, которые через штоки открывают впускные клапаны 5 обоих цилиндров. В этом случае воздух свободно переходит из одного цилиндра в другой. При снижении давления воздуха в системе до 0,6 МПа плунжеры опускаются и на впускные клапаны перестает действовать разгрузочное устройство. Сжатый воздух поступает от компрессора в воздушные баллоны до тех пор, пока давление в них не достигнет 0,75 МПа. Трущиеся детали компрессора смазываются маслом, поступающим из главной масляной магистрали двигателя по маслопроводу в штуцер 16, коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала Блок цилиндров и головка блока сильно нагреваются во время работы, поэтому их охлаждает жидкость, поступающая из системы охлаждения двигателя в водяную рубашку блока цилиндров компрессора.

Регулятор давления 7 автоматически поддерживает заданное давление воздуха в пневматической системе. Он состоит из корпуса и блока 12 шариковых клапанов. При давлении воздуха в системе менее 0,6 МПа шариковые клапаны опущены, при этом нижний шарик закрывает отверстие, сообщающееся с воздушными баллонами, а через отверстие 11 и наклонный канал штуцера 10 в разгрузочное устройство компрессора попадает воздух из атмосферы.

Когда давление воздуха достигает в системе 0,75 МПа, шарики поднимаются, верхний шарик закрывает канал штуцера, сообщающийся с атмосферой, а в разгрузочное устройство поступает сжатый воздух из баллонов, который через плунжеры и штоки выключает впускные клапаны компрессора из работы.

Вращая регулировочный колпак 8, изменяют затяжку пружины, регулируя давление включения компрессора в работу. Изменяя количество регулировочных прокладок под штуцером 10, регулируют давление, при котором компрессор выключается из работы.

Воздушные баллоны (металлические цилиндрические резервуары) необходимы для хранения сжатого воздуха Объема их хватает на 8—10 торможений. Баллоны закреплены на лонжеронах рамы. На каждом баллоне находится кран конденсата, на правом баллоне — кран отбора воздуха. Чтобы исключить повышение давления воздуха в системе пневматического привода тормозов при неисправном регуляторе, в одном из баллонов установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается при давлении воздуха выше 0,95 МПа

mirznanii.com


Смотрите также