7.2.4. Узлы тормозной системы задних колес. Тормоза газ 2217


7.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Тормозная система. — "ВАЖНО ВСЕМ"

Тормозная система: 1 – тормозной диск; 2 – скоба тормозного механизма передних колес; 3 – передний контур; 4 – главный тормозной цилиндр; 5 – бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 – вакуумный усилитель; 7 – толкатель; 8 – педаль тормоза; 9 – выключатель сигнала торможения; 10 – тормозные колодки заднего колеса; 11 – тормозной цилиндр заднего колеса; 12 – задний контур; 13 – кожух полуоси; 14 – штуцер прокачки регулятора; 15 – нагрузочная пружина; 16 – регулятор давления; 17 – задние тросы стояночного тормоза; 18 – уравнитель; 19 – передний (центральный) трос; 20 – рычаг стояночного тормоза; 21 – сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 22 – выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 23 – тормозная колодка переднего колеса.

Автомобиль имеет рабочую и стояночную тормозные системы. Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная (разделена на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления в приводе задних тормозов и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью. Тормозные механизмы передних колес дисковые, с однопоршневой плавающей скобой (при торможении поршень прижимает внутреннюю колодку к диску, а скоба, смещаясь в противоположном направлении, прижимает к нему наружную колодку). Минимально допустимая толщина накладок передних тормозных колодок — 3 мм. Тормозные диски вентилируемые, установлены на ступицах, и каждый крепится к ним тремя винтами с потайной головкой. Минимально допустимая толщина диска — 19 мм. Скоба состоит из основания, которое крепится двумя болтами к стойке подвески, и корпуса, связанного с основанием через направляющие пальцы. Тормозной цилиндр выполнен в корпусе скобы и защищен от грязи резиновым чехлом (пыльником). Внутри цилиндра выполнена проточка, в которую вставлено уплотнительное кольцо (манжета). Когда при торможении поршень выдвигается из цилиндра, это кольцо слегка скручивается и после окончания торможения стремится вернуть поршень в исходное положение. За счет этого поддерживается постоянный минимальный зазор между диском и тормозными колодками. Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпоршневыми цилиндрами и автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабаном. В цилиндр с натягом вставлены упорные кольца, ограничивающие свободный ход поршней после окончания торможения. По мере износа колодок кольца сдвигаются на величину износа, за счет чего поддерживается постоянный зазор между колодками и барабаном. В верхней части тормозных колодок расположены эксцентрики для регулировки привода стояночного тормоза. Минимально допустимая остаточная толщина накладок задних тормозных колодок – 1 мм. Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана – 283 мм. Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю. Поршни в цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень – передних. При отсутствии утечек жидкости ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра должен находиться между метками МАХ и MIN. По мере износа тормозных накладок уровень понижается. В случае сильного падения уровня в результате нарушения герметичности тормозной системы срабатывает датчик и в комбинации приборов загорается лампа красного цвета. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения неисправности. Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпильках. Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым усилитель соединен шлангом. Усилитель неразборной конструкции, при выходе из строя он заменяется целиком. На автомобилях с двигателем ГАЗ-560 разрежение для работы вакуумного усилителя создается специальным вакуумным насосом, закрепленным на задней крышке генератора. Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы. Он корректирует давление тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес в зависимости от загрузки автомобиля, что повышает курсовую устойчивость при торможении. При выходе из строя регулятор заменяют новым. После замены регулятора или элементов задней подвески необходимо отрегулировать положение нагрузочной пружины относительно балки заднего моста (см. раздел «Регулировка привода регулятора»). Регулятор давления, а также цилиндры тормозных механизмов передних и задних колес имеют штуцеры для прокачки контуров тормозной системы. Узлы и агрегаты тормозной системы соединены между собой стальными трубками и резиновыми шлангами.

vajnovsem.ru

7.2.4. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Узлы тормозной системы задних колес. — "ВАЖНО ВСЕМ"

Замена тормозного барабана и колодок заднего колеса

Колодки задних колес заменяем в случае их повреждений, замасливания и износа накладок до толщины менее 1 мм. Барабан заменяем при его повреждении, трещинах, а также при износе рабочей поверхности до диаметра более 283 мм. Одновременно заменяем все четыре колодки задних колес. Снимаем задние колеса ( см. раздел «6.6.1. Снятие колес и ступица передней подвески»)

Шлицевой отверткой отворачиваем три винта крепления тормозного барабана к ступице.

Снимаем барабан. Если снять барабан не удается из-за образования бортика на его рабочей поверхности, ослабляем натяжение троса привода стояночного тормоза или сводим колодки (см.раздел «7.2.5. Стояночный тормоз»).

В случае тугой посадки или «прикипания» барабана к ступице можно спрессовать его, ввернув болты М10 в специальные отверстия.Тормозные барабаны протачиваются в сборе со ступицами, поэтому устанавливаем снятые барабаны только на их прежние места. Новые барабаны перед установкой на автомобиль заводская инструкция рекомендует проточить в сборе со ступицей. Нельзя нажимать на педаль тормоза после снятия тормозного барабана.

Крючком или тонкими плоскогубцами вынимаем конец стяжной пружины из отверстия в задней колодке.

Удобнее использовать для этого специальное приспособление. С внутренней стороны тормозного щита одной рукой нажимаем на шляпку стержня задней тормозной колодки, другой рукой на чашку, сжимая пружину. Поворачиваем чашку пружины на 90°. При этом прорезь на чашке совместится с наконечником стержня.

Снимаем чашки с пружиной.

Вынимаем стержень из отверстия в тормозном щите. Наклонив вниз заднюю колодку,...

...снимаем нижнюю стяжную пружину.

Выводим рычаг стояночного тормоза из наконечника троса. Снимаем крепление передней тормозной колодки к тормозному щиту аналогично задней колодке.

Снимаем колодку, стяжную пружину и пружину распорного стержня.

Ключом «на 17» отворачиваем гайку крепления стержня к колодке…

…и снимаем детали механизма регулировки стояночного тормоза.

Плоскогубцами расшплинтовываем гайку крепления рычага стояночного тормоза.

Придерживая ключом «на 17» болт крепления рычага, вторым таким же ключом отворачиваем гайку,...

…вынимаем болт и снимаем рычаг и детали его крепления к колодке. Переставляем снятые детали на новые колодки. Устанавливаем новые тормозные колодки в обратной последовательности. Устанавливаем барабан, нанеся на его посадочный поясок смазку ШРУС-4 или графитную смазку. Тормозной барабан устанавливается на ступицу только в одном положении, так как отверстия под винты расположены по окружности с переменным шагом. Устанавливаем колеса и несколько раз нажимаем на педаль тормоза для самоустановки элементов тормозных механизмов. Регулируем зазор между колодками и тормозным барабаном (см.раздел «7.2.5. Стояночный тормоз»). В течение первых 100 км пробега, пока колодки не приработались, будьте осторожны, так как тормозной путь автомобиля может возрасти.

 

Замена тормозного цилиндра заднего колеса

Снимаем барабан и тормозные колодки (см. выше «Замена тормозного барабана и колодок заднего колеса»). Сливаем тормозную жидкость из контура задних колес (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

Ключом «на 12» отворачиваем наконечник тормозной трубки…

…и отсоединяем трубку от тормозного цилиндра.

Головкой «на 12» отворачиваем два болта крепления цилиндра к тормозному щиту.

Снимаем тормозной цилиндр. Устанавливаем цилиндр, колодки и тормозной барабан в обратной последовательности, после чего прокачиваем задний контур (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

 

Замена заднего тормозного шланга

Заменяем тормозной шланг в случае появления на нем трещин, вздутий, а также через каждые пять лет эксплуатации.Работать удобнее на смотровой яме. Сливаем тормозную жидкость из заднего контура (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»)

Плоскогубцами вынимаем стопорную шайбу.

Придерживая ключом «на 17» наконечник шланга, ключом «на 12» отворачиваем наконечник трубки.

Отсоединяем шланг от трубки.

Ключом «на 17» отворачиваем от тройника другой конец шланга, при необходимости удерживая тройник ключом «на 14».

Снимаем шланг. Устанавливаем новый шланг в обратной последовательности, после чего прокачиваем задний контур (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

vajnovsem.ru

7.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Тормозная система с АБС. — "ВАЖНО ВСЕМ"

Антиблокировочная система тормозов позволяет сохранить управляемость и курсовую устойчивость автомобиля при экстренном торможении. Ее применение способствует уменьшению тормозного пути автомобиля до минимально возможного за счет исключения блокировки колес. Антиблокировочная система — трехканальная, серии 5.3 фирмы Bosch. В систему входят гидроблок (гидроагрегат), четыре датчика скорости вращения колес, сигнализатор неисправности АБС и датчик положения педали тормоза.Гидроблок АБС установлен в моторном отсеке на левом лонжероне кабины. Он состоит из модулятора давления и электронного блока управления АБС.

Гидроблок АБС: 1 – электронный блок управления; 2 – модулятор давления; 3 – электродвигатель насоса модулятора.

Модулятор давления включает в себя трехпозиционные соленоидные клапаны и насос с электрическим приводом. К модулятору подсоединены две подводящие тормозные трубки и три отводящие. Подводящие трубки соединяют гидроблок с главным тормозным цилиндром, а отводящие трубки — с колесными цилиндрами (раздельно к левому и правому тормозным механизмам колес и общий к тормозным механизмам задних колес). Для контроля положения педали тормоза блок управления АБС соединен проводом с выключателем сигнала торможения. Таким образом, выключатель одновременно выполняет функцию датчика положения педали тормоза. На всех четырех колесах установлены датчики скорости вращения колес.Датчики скорости вращения колес — индуктивного типа — реагируют на прохождение зубьев венцов, напрессованных на ступицы колес. По частоте импульсов, выдаваемых датчиками, блок управления определяет скорость вращения колес. Датчики передних колес установлены в поворотных кулаках, а датчики задних колес — на балке заднего моста во фланцах крепления тормозных щитов. Датчики передних и задних колес не взаимозаменяемы.

Датчики скорости вращения колес: 1 – колодки проводов; 2 – резиновые держатели; 3 – датчик скорости вращения переднего колеса; 4 – датчик скорости вращения заднего колеса.

 

Зубчатый венец на ступице переднего колеса.

 

Зубчатый венец на ступице заднего колеса.

 

Антиблокировочная система работает следующим образом. При интенсивном торможении или при торможении на скользком участке дороги колесо (или несколько колес) блокируется тормозной системой. Датчик заблокированного колеса не посылает сигналы электронному блоку управления АБС. Электронный блок выдает модулятору сигнал о понижении давления жидкости в соответствующем канале (в гидроприводе тормозного механизма заблокированного колеса). Колесо начинает вращаться, и в блок управления АБС поступают сигналы с датчика скорости вращения колеса. Гидроблок снова повышает давление в соответствующем трубопроводе, и колесо блокируется, после чего цикл повторяется. Время срабатывания клапанов модулятора — около 20 мс, поэтому давление в трубопроводе за секунду изменяется много раз. Таким образом антиблокировочная система поддерживает оптимальный режим торможения на грани блокирования колеса, не допуская потери сцепления шины с дорожным покрытием. Аналогично исключается блокирование других колеc автомобиля. Убедиться в том, что АБС работает, можно по слабому дрожанию педали тормоза. При отказе антиблокировочной системы в комбинации приборов загорается лампа сигнализатора АБС (ABS). Тормозная система сохраняет работоспособность, но при этом возможна блокировка колес.Ремонт тормозной системы с АБС рекомендуется выполнять на СТО. Цепи питания блока управления АБС защищены предохранителями F41 (60 А) и F42 (10 А).

vajnovsem.ru

7.2.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Узлы тормозной системы передних колес. — "ВАЖНО ВСЕМ"

Замена тормозных колодок переднего колеса

Заменяем тормозные колодки при уменьшении толщины накладок до 3 мм одновременно на обоих передних колесах автомобиля. Снимаем переднее колесо (см. раздел «6.6.1. Снятие колес и ступица передней подвески»)

Вынимаем тормозной шланг из поддерживающего кронштейна.

Удерживая ключом «на 17» нижний направляющий палец, ключом «на 12» отворачиваем болт крепления скобы.

Отводим скобу в сторону, поворачивая ее на другом пальце. При этом открывается доступ к колодкам.Нельзя нажимать на педаль тормоза при отведенной скобе.

Вынимаем изношенные тормозные колодки. Устанавливаем новые тормозные колодки, предварительно очистив от грязи направляющие пазы и уступы основания, на которое опираются колодки.Устанавливайте только колодки, предназначенные для автомобиля «Соболь».

Раздвижными пассатижами вводим поршень в скобу. Устанавливаем скобу в обратной последовательности, убедившись в правильности расположения пружин колодок и защитных чехлов пальцев. Аналогично заменяем тормозные колодки другого переднего колеса.Перед началом движения несколько раз нажимаем на педаль тормоза для самоустановки передних тормозных механизмов. В течение первых 100 км пробега, пока новые колодки еще не приработались, соблюдайте осторожность, так как тормозной путь автомобиля может быть увеличен.

 

Замена скобы тормоза переднего колеса

Снимаем переднее колесо и сливаем тормозную жидкость из переднего контура (см. раздел «6.6.1. Снятие колес и ступица передней подвески» и «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

Ключом «на 14» отворачиваем наконечник шланга от тормозной скобы. С обеих сторон наконечника установлены медные уплотнительные шайбы.

Отсоединяем шланг от скобы.

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления скобы.

Снимаем скобу. Если снять скобу в сборе не удается, можно предварительно снять тормозные колодки (см. выше «Замена тормозных колодок переднего колеса»). Устанавливаем скобу в обратной последовательности, заменив уплотнительные шайбы наконечника шланга. Заполняем тормозной жидкостью передний контур и прокачиваем его (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

 

Замена тормозного диска

Тормозной диск заменяем в случае появления трещин, искривления или сильных задиров на его поверхности, а также при износе его до толщины менее 19 мм. Снимаем колесо (см. раздел «6.6.1. Снятие колес и ступица передней подвески»).

Шлицевой отверткой отворачиваем три винта крепления тормозного диска к ступице. От проворачивания ступицу можно застопорить, попросив помощника нажать на педаль тормоза. Снимаем тормозную скобу и, не отсоединяя ее от тормозного шланга, аккуратно кладем на верхний рычаг подвески (см. выше «Замена скобы тормоза переднего колеса»). При отсутствии помощника сначала снимаем тормозную скобу.

Вставив металлический стержень (монтажную лопатку) между колесными шпильками и уперев его в пол, отверткой отворачиваем три винта крепления тормозного диска к ступице. Слегка постукивая медным молотком по основанию диска,…

…снимаем его со ступицы. Очистив посадочное место от коррозии и грязи, устанавливаем диск в обратной последовательности.

 

Замена переднего тормозного шланга

Заменяем шланги в случае появления на них трещин, вздутий, а также через каждые 5 лет эксплуатации. Снимаем переднее колесо (см раздел «6.6.1. Снятие колес и ступица передней подвески»). Сливаем тормозную жидкость из переднего тормозного контура (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

Вынимаем тормозной шланг из поддерживающего кронштейна.

Ключом «на 14» отворачиваем болт крепления шланга к тормозной скобе.

Плоскогубцами вынимаем стопорную скобу.

Удерживая наконечник шланга от проворачивания «на 17», ключом «на 12» выворачиваем из него наконечник тормозной трубки.

Снимаем тормозной шланг. Если отвернуть тормозную трубку от шланга не удается, отворачиваем другой конец трубки от штуцера.

Для этого, удерживая штуцер ключом «на 19», ключом «на 12» отворачиваем наконечник тормозной трубки. Снимаем тормозной шланг вместе с трубкой. Зажимаем наконечник шланга в тисках и отворачиваем трубку. Если и это не удается — заменяем шланг и трубку. Устанавливаем шланг в обратной последовательности, после чего удаляем из системы воздух (см. раздел «7.2.1. Тормозная жидкость и главный тормозной цилиндр»).

vajnovsem.ru


Смотрите также