Якорь-тормоз для ловли сплавом по реке. Тормоз для лодки на течении


Якорь-тормоз для ловли сплавом по реке

Сплав по реке – очень интересный вид отдыха и возможность для весьма эффективной рыбалки. Сегодня я хотел бы рассказать об одной хитрости, позволяющей сделать рыбалку сплавом еще более результативной. Речь пойдет о якоре-тормозе для лодки. Этот прием я подсмотрел на каком-то форуме у опытных сплавщиков.

 

О рыбалке сплавом я уже как-то писал. Суть процесса в том, что рыболов или рыболовы, движутся в лодке по реке, вниз по течению. Маневрируя между берегами, рыболовы облавливают спиннингами интересные участки. Особенно интересны сплавы по рекам, ширина которых не превышает 100-150м, где можно смещаться и облавливать перспективные точки у обоих берегов. Сплавом особенно удобно ловить пугливых верховодных речных хищников: голавля, язя, жереха. Приманка падает в зону видимости осторожной рыбы раньше, чем в нее попадает лодка с рыбаками. Так что, на уровне с ловлей взабродку, ловля плавом – лучший подход по голавлю, жереху. Также, в своих характерных местах попадаются другие, традиционные речные хищники: щука, окунь и т.п.

Один нюанс. Зачастую, скорость течения в реке слишком высока. Лодку несет быстро и слишком мало времени для облова перспективных точек. Можно, конечно, стать на якорь, но это не всегда удобно. Желательно просто замедлить скорость движения лодки. О том, как этого добиться я и расскажу сейчас.

Можно использовать т.н. водяной парашют, который спускают позади лодки и он замедляет скорость движения плавсредства. Но, данное устройство капризно в управлении. На сложном потоке парашют заносит. К тому же, парашют может цепляться за коряги, которыми изобилуют малые реки, особенно, протекающие по лесистым природным зонам.

Так что, есть более эффективный и, что важно – простой способ замедлить лодку при сплаве. Использовать якорь в форме отрезка цепи.

С кормы лодки спускается веревка, трос, к концу которого привязан отрезок из нескольких звеньев обычной, весьма увесистой цепи. Вес, количество звеньев цепи — следует подбирать опытным путем, в зависимости от средней скорости течения в той реке, где вы собрались сплавляться, ну и от веса лодки (лодок), конечно.

При правильно подобранных весе и длине цепи, она способна замедлять скорость лодки в 2-2.5 раза. Этого достаточно, чтобы более эффективно облавливать перспективные точки, попадающиеся на пути лодки. Вместо 1-2 забросов, рыболов успеет сделать 3-5 забросов. Понятно, что шансов на поимку рыбы из классного места становится больше.

К тому же, такой цепной якорь не цепляется ни за какие препятствия на дне. Он просто, как змея, переползает все коряги!

Идем по реке без якорей. Видим интересный участок, где хорошо было бы замедлиться. Спускаем якорь-цепь. Эффективно облавливаем интересный прогон. И, снова поднимаем якорь. Дальше движемся на нормальной скорости, до нового интересного места.

Так что, помимо мощного якоря для полной остановки лодки, советую иметь и такой якорь-цепь, для торможения лодки.

Источник

fish-guide.ru

Тормоза для лодочного мотора | rusKILLfish.ru

Имеет большое значение при троллинговой ловле рыбы такой фактор, как соблюдение задуманной скорости движения лодки.

Часто встречающаяся неприятность, это появление колебания скорости движения судна по причине внешних, посторонних, не зависящих от человека, природных действий. Конечно, каждому рыбаку во время процесса рыбалки на лодке хочется иметь возможность не зависеть от этих не приятных факторов воздействия. Во время плавания против ветра или течения скорость снижается, вследствие этого нужно выполнять лишние проходы.

Существует решение такой проблемы, как приобретение вспомогательного мотора на четыре-шесть л. с., и установка его вблизи основного. Но стоимость устранения проблемы будет совсем немаленькой как хотелось ранее.

Проанализируем возможность самостоятельного контроля скорости движения судна.

При небольшой скорости достаточно добавить оборотов лодочному мотору. А чтобы уменьшить скорость движения, надо заменить винт, но это вызывает дополнительные трудности, или перенастроить карбюратор, с которым не каждый пользователь лодки может сладить. Ещё следует учитывать то, что потребность в понижении скорости судна может появиться не однократно. Как найти правильное решение? Одно из действующих — это троллинговая плита, имеющая предназначение гасить движение судна разовым нажатием.

Эту пластмассовую троллинговую плиту, я использовал для своего теста. Она без особых усилий встала на пятнадцати сильный мотор. Эта конструкция даёт возможность монтироваться на движки до двадцати пяти сил.

Для установки нужно было сделать четыре дырки в антикавитационной плите мотора и прикрепить пластину шурупами, поставляемые в наборе.

троллинг рыбалка

Во время сего процесса появлялись не большие сомнения по поводу прочности пластмассы. Но пластина, монтированная на не аккуратно перевозимого в багажнике машины движка, перенесла все испытания транспортировки до места рыбной ловли.

Хочется пояснить, что для движков более двадцати пяти сил плита делается из железа. Впоследствии работа показала, что пластина во время плавания без каких-либо проблем устояла на четыре тысячах оборотах в минуту, движения в перёд и на две тысячи оборотах в минуту в обратную сторону. Есть желание указать на то, что изготовитель не советует иметь обороты во время движения больше тысячи двести при троллинге.

Подведём итоги проверки на лодочном моторе 15 л. с., винтом с шагом двенадцать дюймов, лодкой триста сорок с двумя не коренастыми пассажирами.

троллинговый тормоз

При девятистах оборотах в минуту скорость судна составляла пять или шесть километров в час без троллинговой плиты. Во время её использования запускаем на моторе нейтралку и затягиваем канат контроля за плитой. Включаем передачу. Обороты движка немного снижаются, вследствие этого мы имеем скорость два с половиной километров час, но это недостаточно. Жмём газ, получаем тысяча сто оборотов минуту, при скорости три или четыре километра в час, и это удовлетворяет нашей скорости проводки приманки. Движок при данных оборотах держит устойчивость, в отличии от холостого хода, и свечи не закидывает.

Производим плиту в обычный режим, дёрнув за канат контроля за плитой, когда процесс ловли рыбы завершён. Переводим плиту в исходный режим состояние, увеличив обороты мотора лодки. Во время максимальной скорости плита совсем не оказывает воздействия на ходовые характеристики судна, и такая скорость в нашем примере понизилась на один или два километра в час. Такая конструкция даёт возможность самому контролировать скорость без дополнительных действий.

ruskillfish.ru

Техника ловли рыбы с лодки на течении. Секреты

Сегодня поговорим об особенностях ловли с лодки на течении, ведь здесь есть свои особенности.  Отличий между ловлей с берега и с лодки на небольших реках практически нет, единственное, могут быть некоторые неудобства из-за болтания и раскачивания течением. Очень часто использование лодки дает возможность ловить там, куда с берега просто не добраться. Другая причина применения своего судна связана с большими и глубокими реками. На таких водоемах неудобно и невозможно применять поплавочную оснастку.

Какую лодку выбрать?

Для начала поговорим о лодке. На небольших реках со средним и слабым течением подойдет практически любое судно такого типа  в зависимости от требований рыболова к комфорту. Если вы собираетесь ловить на больших реках, скажем на Волге, то стоит подумать о безопасности. В таких условиях выбирать лодку нужно грузоподъемностью от 700 кг и с мотором. Несколько раз видел ситуацию, когда трое рыболовов на надувной двухместной лодке ловили рыбу. Лодку такие смельчаки ставили в растяжку, и она была неподвижна. Как только по Волге проплывал буксир помощнее, то самих рыболовов просто смывало за борт, а их корабль оставался на месте полный воды. Наличие мотора нужно, когда хочешь ловить на приличном удалении от берега, т.к. от этого условия в некоторой мере зависит  безопасность рыболова. Ведь при ловле рыбы на широкой реке может за несколько минут разгуляться приличная волна, которая не даст вам на веслах быстро приблизиться к берегу или вообще опрокинет вас.Применение мотора на течении тоже очень удобно и позволяет бросить якорь именно там, где вы хотите. При ловле на сильном течении лодку оставляют на двух якорях в растяжку поперек течения. Эффективнее всего это делать при помощи мотора. Держа малый газ, катер разворачивают поперек течения и опускают кормовой якорь. Когда веревка якоря полностью выйдет, то глушат мотор и сбрасывают носовой якорь. Вот таким способом обычно и пользуются при установке лодки поперек течения.  Немного о снастяхС лодками разобрались, теперь поговорим и о снастях. На течении и при ловле с лодки используется три вида снасти. При глубинах 5-6 метров применяют обычно классическую проводку, при этом отпускают леску от лодки. Для этого метода выбирается проводочное удилище длинной 3-6 метра с катушкодержателем, пропускными кольцами и катушкой с леской в запасе. Если на выбранном месте глубина не больше длины вашего удилища, то можно применять снасти со стационарными поплавками или скользящими. Но лучше всего использовать поплавки, фиксирующиеся только в одном месте на леске. Для ловли стоит подобрать нужное место - «стол» или верхнюю часть бровки русла. Как только лодку заякорите, то опускайте в воду прикормку. Прикормку можно забросить шариками или использовать для этого тяжелую кормушку. Такие кормушки обычно помещают в себя 5-6 кг корма. Приманку используют такую же, как и при обычной ловле с берега, но все-таки, чаще в ход идет опарыш, червь или «бутерброд» из них. Если вы хотите применять скользящую оснастку, то стоит позаботиться и о выборе правильного места для этого. В этом случае течение водоема должно быть слабым, а дно ровным. Очень хорошо подойдут водохранилища с глубинами до 12 метров как, например, глубинные поливы волжских водохранилищ. Именно поэтому рыбалка в Астрахани так популярна среди профессионалов и любителей рыбалки.Там, где большие глубины и сильное течение, распространение получили бортовые удочки. Для примера можно воспользоваться опытом рыболовов на Угличском водохранилище. В продаже есть два основных вида бортовых удилищ. К первому варианту относится длинный зимний удильник, использующийся для ловли на блесну в отвес. Оснащается он мотовилом или катушкой, на которые наматываются толстые диаметры лески до 0.3 мм. К концу лески крепится мормышка с большим крючком или просто крючок с грузилом. В такой снасти подпасок обычно не применяется. При использовании мормышки ее подбирают такого веса,  чтобы исключить дополнительные грузила. Также на конце удильника крепится длинный сторожок из металлической пластины или проволоки длинной до полуметра. Снасть довольно грубая, но при условии, что вы знаете о месте стоянки крупного сазана или леща, его время клева и что рыба предпочитает из приманки, то результат может оказаться приличным.Недостаток снасти еще и в том, что ловить на нее удобно только при спокойной и тихой погоде, на ровном течении при отсутствии хода катеров и судов. Если на реке есть какое-то волнение, то связанная жестко со сторожком приманка, пребывает в хаотичном движении, это зачастую отпугивает крупную рыбу. Если вы ловите в месте, где наблюдается сильное волнение на водоеме, то стоит применять более длинные сторожки, сделанные из плоской металлической пружины. Это позволит увеличить изгиб сторожка под действием течения. Также нужно расстояние между крючком и грузилом сделать большим до 2-х метров. Нужно позаботиться о размещении небольшого подпаска 0,5 г. от крючка на расстоянии 30 – 40 см. Учитывайте тот факт, что при увеличении длинны поводка крючок с приманкой будет находиться уже дальше от прикормки. Этот фактор уменьшает количество поклевок. Прикормка при сильном волнении помещается только в кормушку. Вместо металлического сторожка стали применять короткие удилища с мягким кончиком. Так называемые «пикеры». Благодаря их сменным кончикам можно подобрать жесткость и настроить снасть под определенную глубину и течение. Если течение сильное, а глубина тоже не маленькая, то стоит применять снасть, где кормушка совмещена с грузилом. Из практики известно, что, чем ближе расположена приманка к прикормке, тем более активный наблюдается клев.Оснастки с кормушкойИмеется два наиболее популярных вида оснастки с кормушкой. Классическая представляет собой леску, диаметром 0,35 – 0,50 мм, к концу которой привязана пара поводков по 10-15 см. Грузило выглядит как «восьмерка», сделанное из толстого металла. Диаметр маленького кольца «восьмерки» максимальным может быть 3 мм, а большое может достигать нескольких сантиметров. Окружность большого кольца имеет угловую прорезь. В эту прорезь протягивается леска диаметром от 1 до 1,5мм или веревка на конце у которой закреплена кормушка. Леска с поводками оснащается стопором на расстоянии 30-50см от крючков. Техника ловли не сложная и эффективная. Вначале опускается кормушка на веревке, полностью заполненная прикормкой. Потом веревка от кормушки заводится в большее кольцо «восьмерки», которая опускается до кормушки. Раньше такую снасть называли «кольцовкой». Целый сезон пробовал наловчиться ловить этой снастью, и она мне так и не понравилась. Первое, что отмечу, так это боязнь крупной рыбы большой кормушки. Наверное, это связано с создаваемым ею «свистом» при сильном течении. Во-вторых, при смене направления течения, происходит частое захлестывание крючков с леской за веревку. Смена направления течения свойственна местам, где водоем зарегулирован плотинами. Из-за запутывания снасти происходит частый сход рыбы, да и кормушку приходится постоянно поднимать, чтобы распутать снасть. Тут опять приходится делать большую длину поводков и уменьшать эффективность ловли.Снасть для ловли на сильном теченииПримерно сорок лет назад рыболовы на Волге придумали свою донную снасть для ловли на среднем и сильном течении с лодки на большой глубине. Оснастка получила название «пружина». Состоит снасть из жесткого спиннингового удилища, длинной полтора метра, с инерционной катушкой. На катушку наматывается около 50 метров лески с диаметром 0,5мм. Более толстая леска применяется для того, чтобы можно было извлекать тяжелую снасть при помощи рук. На конце лески крепятся два небольших поводка. Чуть выше поводков крепится стопор, сделанный из вертлюжка, а выше стопора размещена сама пружина. В качестве пружины применяют сталистую проволоку 1-1,5мм в диаметре. Длина пружины около 15см., а диаметр витков 3,5-5см. Торцы у пружины заливают свинцом, а по ее оси вставляется медная трубка 2-3мм в диаметре. Одно отверстие трубки наглухо заделывается в торце, второе остается открытым. Это условие нужно для сохранения пружины в растянутом состоянии, когда она наполнена прикормкой. Под действием течения прикормка понемногу вымывается. В это время пружина начинает сжиматься, постепенно выдавливая часть прикормки. Сама пружина без учета прикормки может весить до 25 г. Для прикормки используют гречневые, пшенные и перловые каши, а для приманки выбирают опарышей или червей. При такой снасти удается избежать запутывания поводков, а приманка очень близко расположена к прикормке. Поклевка, даже мелкой рыбы при сильном течении, выражается стуком удилища о борт лодки. Сигнализаторы поклевок можно вообще не применять.  А вот представляете, как стоя в лодке снимаю всякие обучающие видео о рыбалке, ну да у них специальная камера для рыбалки! Так что учимся правильно ловить рыбу с лодки и учим друзей, чтобы вас еще и снимали в это времяИнтересная особенность ловли рыбы с лодкиХотелось бы отметить еще одну особенность ловли с лодки. Не оснащайте больше двух удилищ. При отсутствии клева, большее количество снастей не даст больший результат, а при активном клеве, управиться с двумя снастями порой очень проблематично. Сложность в том, что при ловле на «пружину» глубина на месте ловли начинается от 8 метров. Много времени тратится на то, чтобы опустить и поднять снасть, поэтому две снасти в самый раз.По материалам: riba4ok.ru

handf.mirtesen.ru

О ловле в отвес с дрейфующей лодки

Прокомментировать статью Гвидо Джубелта «Вертикальная» рыбалка в полноводных реках» мы попросили опытного рыболова Геннадия Лазарева. Начну с того, что статья «Вертикальная рыбалка в полноводных реках» меня кое-чем удивила. Дело в том, что ловля хищника в отвес с движущейся лодки представляется автором как некая новинка и чуть ли не последнее достижение рыболовной мысли. Причем приоритет отдается голландцам. Уверен, что появился этот способ ловли не сейчас, а задолго до появления колеса, и, думаю, не в Голландии. В течение сотен лет менялись снасти, плавсредства, а суть метода оставалась прежней — это удержание приманки у дна в ходе поиска хищника с перемещающегося плавсредства. Правда, автор описывает ловлю в отвес с управляемой двигателем лодки, а не с дрейфующей… Может, в этом новизна? Что еще хотелось бы заметить: ловить в отвес одной рукой, а другой управлять лодкой на течении, это очень сложно, гораздо сложнее, чем может показаться неопытному рыболову. В статье же мало сказано о том, как все происходит на практике. Я, например, так и не понял, как удается автору одной рукой держать снасть и одновременно подматывать леску на катушку.

А еще мне так и осталось непонятно, каким образом перемещается лодка под действием электромотора. Против или поперек течения, удерживается на одном месте или все же дрейфует, но с несколько иной скоростью, чем скорость течения? А это важно, от этого зависит настройка снасти: жесткость удилища, выбор лески, вид и вес приманки, да и в технике управления приманкой появляются нюансы. Зато в вопросах выбора снастей, приманок и управления ими я с автором полностью солидарен. К сожалению, у меня нет опыта ловли с управляемой мотором лодки на течении. Зато мой «стаж» ловли в отвес с лодки, дрейфующей под воздействием ветра и течения, исчисляется более чем тремя десятками лет.

Так что я не стану рассуждать о том, в чем прав, а в чем неправ Гвидо Джубелт, а остановлюсь на более простом и доступном большинству наших рыболовов способе ловли, позволяющем обойтись без двигателя. И, конечно, постараюсь провести своего рода сравнительный анализ. Сам по себе способ ловли с дрейфующей лодки прост, освоить его нетрудно за 2-3 рыбалки, а вот совершенствоваться можно бесконечно. Способ эффективен и по открытой воде поздней осенью, когда от мороза кольца снасти забиваются льдом, а появившаяся шуга делает ловлю спиннингом невозможной и ранней весной, когда ночной морозец покрывает водоем корочкой льда, и жарким летом, когда хищник сыт, ленив и особенно привередлив.

Лодка. Для ловли хищника в отвес в принципе подходит любая устойчивая лодка. Мне приходилось ловить с различных лодок и уже сложилось определенное мнение о пригодности каждой из них. Лучше других, на мой взгляд, подходит легкая двухместная весельная лодка, дополнительно оснащенная электрическим или механическим двигателем малой мощности, хотя его наличие не является обязательным. Мотор нужен для дальних переездов при смене районов ловли. На участке ловли, если это не река с сильным течением, передвижение на веслах предпочтительнее. Оно бесшумно, не мешает другим рыболовам и позволяет точнее выставить лодку в начальную точку дрейфа. Дополнительное оснащение лодки портативным эхолотом позволяет легко обнаружить неровности дна, скопление рыбы и облегчает ориентацию на участке ловли, в том числе и выход на начальную точку дрейфа. Надувная лодка имеет ряд существенных преимуществ.

Она легка, мобильна, удобна при транспортировке, легка в управлении. Но надувная лодка более подвержена проколам и другим механическим воздействиям. Она требует аккуратного обращения со снастью как при подъеме приманки в лодку, так и при вываживании рыбы, поскольку шипы спинного плавника судака не менее опасны для лодки, чем острые крючки приманки. При отсутствии высокого жесткого сидения ловля с нее еще и утомительна. Из-за мелкой осадки она сильнее парусит на ветру и сносится больше. Тяжелая моторная лодка хороша при дальних переходах, при ловле троллингом и спиннингом. Для ловли в отвес она довольно громоздка, инерционна и тяжела в управлении скоростью дрейфа. Маршрут ловли обычно короток, и частый запуск двигателя для возвращения в исходную точку дрейфа нежелателен по многим причинам.

Плавучий якорь. При ловле в отвес в ветреную погоду, когда ветер сильно разгоняет дрейфующую лодку и управление приманкой затрудняется, не обойтись без плавучего якоря (водяного паруса). Кому-то покажется курьезным, но когда-то при ловле в отвес мне и другим рыболовам приходилось в качестве водяного паруса использовать охапку срезанного камыша или веток с растущих по берегам кустов. В критических ситуациях такой импровизированный «якорь» может кого-то выручить и в наше время. Используемый мной самодельный плавучий якорь представляет собой полотнище прямоугольной формы со сторонами 1,1 и 1,2 м из тонкой, но прочной синтетической ткани. В основание полотнища вшит металлический прут диаметром 9 мм (если тоньше, надо утяжелять свинцом), а сверху полотнища закреплена деревянная рейка, предназначенная для удержания всего устройства на плаву. Поскольку плавучесть рейки все-таки недостаточна, то для удержания якоря на плаву приходится уже на водоеме привязывать дополнительный поплавок — пустую пластиковую бутылку. В боковые прошитые стороны полотнища продернуты два регулировочных шнура. Их натяжением можно регулировать раскрываемую площадь полотнища, меняя тормозное сопротивление якоря. К концам рейки и металлического прута прикреплены четыре тонкие капроновые стропы длиной 1,2 м, сходящиеся в общий узел с петлей.

К ней крепится шнур длиной 3 м для привязывания якоря к лодке. Для изменения площади рабочей поверхности якоря на боковых сторонах полотнища можно также закрепить короткие тесемки. Чтобы уменьшить тормозную способность якоря, и, следовательно, увеличить скорость дрейфа лодки, достаточно намотать часть полотнища на прут и завязать тесемки. Возможны и другие конструктивные исполнения плавучих якорей, но этот вариант, на мой взгляд, самый простой и эффективный. Так якоря, изготовленные на скорую руку из полиэтиленовой пленки, неустойчивы в работе и быстро рвутся. А попытки использовать импортный якорь, выполненный в виде сужающегося мешка, оказались неудачными из-за слишком медленного его раскрытия на коротких траекториях дрейфа.

Снасть. Иногда для ловли в отвес с дрейфующей лодки я использую зимние удочки для ловли судака. Ловить ими удобно -отслеживать приманкой дно довольно легко. Недостаток состоит в том, что при вываживании рыбы руками леска выбирается и укладывается под ноги на дно лодки, где она цепляется за пайо-лы и вещи. В ветреную погоду это часто приводит к ее запутыванию и потере времени. Поэтому в последнее время использую другую снасть. Это недлинное спиннинговое удилище с инерционной катушкой (модернизированная «Невская»). Такая катушка удобна не только для отслеживания дна, но и для вываживания пойманной рыбы. Удилище держу почти горизонтально, его вершинка в 10-15 см от поверхности воды. При резком увеличении глубины во время дрейфа барабан катушки освобождаю, просто убирая палец с его щечки, и леска свободно разматывается под тяжестью приманки до касания ею дна. При уменьшении глубины достаточно легким движением руки привести барабан во вращение в сторону намотки лески, и он моментально выберет ее слабину.

При вываживании рыбы леску тоже наматываю на барабан. В такой снасти, когда леска выматывается на катушку, целиком оправдано использование шнура. Это повышает чувствительность снасти и качество подсечки, да и зацепы приманки при дрейфе лодки происходят довольно часто, так что увеличение прочности снасти не будет лишним. Удилище подбираю длиной 1,2-1,5 м. Благодаря этому можно во время ловли сидеть на середине лодки, что исключает ее крен, опасный уже при средней скорости ветра.

Такая длина удилища облегчает подсечку рыбы и ее вываживание, а также дает возможность удерживать приманки у дна при небольших перепадах глубин без использования катушки. Наличие кивка на конце удилища считаю желательным. Он нужен не столько для фиксации слабых поклевок, сколько для своевременного обнаружения момента касания приманкой дна и придания ей колебательных движений во время ловли. Своевременная же фиксация касания приманкой дна очень важна. Ведь волочение приманки по дну крайне нежелательно, особенно когда она оснащена тройничком. После касания должен последовать немедленный подъем ее от дна, ибо это единственный способ избежать засорения крючков и частых обрывов приманки.

Тактика ловли. Успех ловли в отвес с дрейфующей лодки, как и любой другой ловли, прежде всего зависит от того, как справишься с поиском рыбы. Найдешь рыбу — успех, считай, обеспечен, ну, почти обеспечен. А вот как ее найти, когда рыбы становится все меньше и меньше? Последние годы без эхолота я на рыбалку уже не езжу — хоть он и не панацея от промахов, но помощник верный. Поиск веду так.

Заранее определяю на реке характерные места: устья впадающих речек, ручьев, проток, каналов, бывшие места работы земснарядов, выходы из заливов. В пределах голубой зоны Киева они почти все известны, так что плыву в район ловли и уже там начинаю поиск. Включаю эхолот и плыву от берега. Нахожу свал и зигзагами плыву вдоль него вверх или вниз по течению. Ищу места с наибольшей глубиной. Обнаружив яму, обследую ее: нахожу вход и выход, свалы. Мысленно рисую рельеф дна всей ямы или ее части, если она большая. Сориентировавшись относительно течения и ветра, намечаю маршрут дрейфа, после чего выхожу в исходную точку, опускаю водяной якорь и дрейфую.

Сплавившись и обловив какой-то участок, уточняю свои расчеты относительно исходной точки дрейфа. Потом сплавляюсь еще несколько раз параллельными галсами, каждый раз из новой точки, расположенной правее или левее предыдущей метров на пять. Несколько слов о том, что влияет на эффективность ловли. Гвидо Джубелт пишет о том, что чем сильнее течение в месте ловли, тем больше поклевок. Мне при ловле в отвес в последние годы ничего подобного наблюдать не приходилось. Даже если лодка стоит на якоре. Скорее даже наоборот: «дали» сильное течение — поклевки при ловле в отвес прекратились.

Думаю, что столь разные результаты связаны с тем, что лодка у Гвидо на месте все же не «зависает», а дрейфует, но с гораздо меньшей скоростью, чем скорость течения. Таким образом постепенно облавливается большой участок. Если бы лодка оставалась на одном месте, поклевок и в их «рыбных» реках, думаю, было бы немного. В наших условиях, когда лодка перемещается под воздействием ветра и течения, успех во многом зависит от направления и скорости ее дрейфа относительно неровностей дна. Направление дрейфа желательно такое, чтобы лодка шла вдоль свалов или проходила над ними под малыми углами.

Двигаясь под прямым углом к свалу, лодка быстро проскочит наиболее интересный участок ловли. Скорость дрейфа лодки влияет как на выбор приманки, так и на эффективность ловли. При медленном дрейфе лодка почти стоит на одном месте, и поклевки, как правило, редки. Если скорость дрейфа большая и не удается при резких изменениях глубины удерживать приманку у дна, рассчитывать на успех тоже не стоит. По моему опыту, предпочтительней средняя скорость, при которой лодка 1 м преодолевает за 5-7 секунд.

Для изменения скорости дрейфа можно менять рабочую площадь поверхности якоря, для чего можно затянуть боковые шнуры полотнища или частично смотать его на прут, вшитый в основание, и завязать боковые тесемки, чтобы предотвратить раскручивание. При отсутствии боковых регулировочных шнуров и тесемок рыболовы поступают иначе. Они опускают плавучий якорь полностью в воду (при сильном или среднем ветре) или вешают его на борт лодки (при слабом ветре). Вешают так, чтобы металлический прут и часть полотнища находились в воде. Чем глубже опущено полотнище в воду, тем сильнее торможение лодки. Наибольшее торможение получается при полностью опущенном в воду и раскрытом якоре, привязанном к носу лодки. Изменение направления дрейфа лодки зависит от того, где привязан якорь к лодке или где он свисает с ее борта, а также от придания якорю бокового скольжения в воде путем затягивания регулировочного шнура на од ной из боковых сторон полотнища. Если якорь привязан к носу лодки, то она в водоеме без течения движется строго по ветру, совершая медленные маятниковые перемещения относительно направления движения. Амплитуда колебаний тем больше, чем длиннее удерживающий якорь шнур.

Эти движения лодки из стороны в сторону расширяют облавливаемую зону, но и усложняют ловлю, вынуждая рыболова постоянно отпускать и подматывать леску на катушке, даже если дно ровное. Якорь, привязанный к борту или повешенный на него, заставляет лодку двигаться под углом к ветру. Меняя борт привязки, можно добиться скольжения лодки вправо или влево относительно направления ветра.

Выбор приманки. Приманки для отвесной ловли хищника с лодки ничем не отличаются от тех, что используются для ловли со льда. Это балансиры, мягкие пластиковые приманки, «вертолеты», бактейлы («бородки» из шерсти), живцы, снулые мальки, блесны. Эффективность их в различных условиях ловли разная. При этом я считаю, что наиболее универсальной приманкой при ловле хищной рыбы в отвес является живец. Поскольку наживка опускается в воду, а не забрасывается, то рыбка долго остается активной. В качестве живца чаще других использую бычка.

С понижением температуры воды бычки уходят от берега и прячутся, поймать их становится сложно, и наступает время ловли на искусственные приманки. Март именно такой месяц. Тип искусственной приманки выбираю в зависимости от скорости дрейфа лодки. Если она велика, предпочтение отдаю мягким пластиковым приманкам (виброхвостам и твисте-рам на джиг-головках), балансирам с хвостиками из шерсти и «вертолетам»’. При малых скоростях дрейфа чаще ставлю балансиры, причем не самые дорогие, или блесны для вертикального блеснения. При средних скоростях пробую ловить на все типы приманок, пока какая-то из них не проявит себя лучше других.

Определившись с типом, продолжаю экспериментировать: менять размеры, форму и окраску. Вес приманки предпочитаю минимально достаточный для удержания приманки у дна при небольших отставаниях ее от лодки. Угол отставания — не более 15-20° от вертикали. Цвета приманок использую различные, но контрастирующие на общем фоне и фоне дна на глубине ловли. На песчаном дне лучше работают темные цвета (синие и черные), на глинистом, наоборот, светлые (желтые, зеленые, белые и др.). По моим наблюдениям самыми эффективными являются комбинированные раскраски приманки с резкими переходами светлых и темных тонов. Техника игры приманкой.

Техника игры приманками при ловле в отвес с дрейфующей лодки несколько проще, чем при ловле со льда. Поскольку лодка проплывает мимо находящегося в засаде хищника относительно быстро, то времени у него для раздумий немного. Нет необходимости в большом разнообразии движений приманки, хищник просто не успеет их рассмотреть.

При этом гораздо важнее однообразие движений и монотонность игры. Достаточно, чтобы приманка, слегка покачиваясь, проплывала на высоте 5-15 см от дна, касаясь его через 0,5-1,0 м. А вот темп игры, интенсивность движений необходимо подбирать. Еще хочу обратить внимание на следующее. Если приманка снизу оснащена тройником, то при ловле на свалах он часто цепляет ракушки. При ловле со льда это бывает редко, а при ловле с движущейся лодки очень часто.

В момент касания приманкой дна, напоминающего слабую поклевку, следует делать подсечку, и, если приманка, отрываясь от дна, оказала небольшое сопротивление, возможно, что тройни-чок зацепил ракушку. Не поленитесь, вымотайте леску и проверьте приманку. Зацепившаяся даже небольшая ракушка может быть причиной отсутствия клева. Геннадий Лазарев Рыболовный мир №2 2008г.

narybalke.com

Якорь для лодки ПВХ

Якорь для лодки ПВХ.  Когда речь заходит о рыбалке, чаще всего вспоминают о приманках, снастях и еще о многих других вещах, помогающих сделать ловлю интересной и продуктивной, и лишь походя, вскользь упоминают о лодочных якорях, как о чем-то само собой разумеющемся. А между тем якорь - необычайно важный инструмент в рыболовном обиходе.

Неверно подобранный для тех или иных рыболовных условий, он сильно испортит настроение рыболову, а иногда и просто сведет все его усилия к нулю. Даже хороший, но неправильно установленный якорь может не удержать лодку, например, на реке с сильным течением и большими глубинами. Проще всего эта проблема решается на водохранилищах или озерах со спокойной водой или слабым течением, в безветренную погоду.

Но стоит подняться ветру, как задача удержания лодки на месте сразу же усложняется. До сих пор на большинстве рыболовных баз, вместо нормальных лодочных якорей, можно увидеть тяжеленные гусеничные траки, подшипники и разного рода отслужившие свой механический век отливки из металла, куски рельса, топочные колосники или даже целые моторные блоки - последние нередко используются на больших реках.

Все эти куски металла увязают в иле, застревают в корягах или тащатся по твердому грунту, не удерживая лодку при сильном ветре или течении. И все они очень часто устанавливаются, как бог на душу положит, безо всякой системы.

Достаточно эффективно решить задачу удержания лодки или катера на одном месте поможет вьь бор правильного типа якоря в соответствии со всеми условиями, в которых окажется рыболов: ветром, силой течения и структурой донного грунта. Якоря современных конструкций более эффективны, чем куски железа и железобетона, если посчитать их удерживающую силу по отношению к собственной массе.

В то же время не существует единой универсальной модели, которая подошла бы наилучшим образом для всех возможных условий. Но, чтобы сделать верный выбор, для начала нужно познакомиться с основными типами якорей, применяемых в рыболовной практике во всем мире. Легкие якоря с двумя поворачивающимися лапами имеют небольшую массу и прекрасно подходят для многих видов донного грунта (рис. 1).

Рис. 1

Они особенно хорошо работают на песчаном и илистом дне, поскольку их лапы глубоко зарываются в грунт. Чтобы максимально повысить удерживающую силу такого якоря на течении, его веревку привязывают к носовой петле или крепежной утке на носу лодки и опускают якорь вниз по течению как можно ближе к борту лодки.

Как только лапы якоря зароются в грунт, его удерживающая сила начнет увеличиваться под возрастающим натяжением веревки. Главный недостаток этого якоря при использовании на течении заключается в том, что он планирует в толще воды на пути ко дну и при подъеме. Кроме того, веревка для него нужна длиннее, чем для более тяжелого якоря с такой же удерживающей силой.

Это не проблема, если глубина небольшая или течение несильное, но в других условиях длинная веревка способствует рысканью лодки. Компактные якоря в форме перевернутого гриба удобны в хранении и обладают лучшим соотношением массы и размера среди всех остальных конструкций. Они хорошо работают как на чистом - илистом, глинистом или песчаном, так и на сильно заросшем водорослями дне (рис. 2).

Рис. 2

Якорь для лодки ПВХ

В специальном речном якоре комбинируются достоинства грибообразной формы и длинных лап для лучшего внедрения в чистое или покрытое камнями и корягами дно. Если течение очень мощное и лодка достаточно большая, а значит, подвержена сильному сносу, то для ее удержания на месте могут понадобиться два якоря, один из которых, с поворачивающимися лапами, разворачивается на длинной веревке с носа, а другой, грибообразный, опускается на другой веревке вертикально с кормы.

Второй якорь служит для того, что-бы уменьшить болтанку лодки под действием ветра и течения, и, кроме того, его проще ставить и поднимать. Довольно популярными моделями среди большинства речных рыболовов, которые ловят с 5-метровых деревянных или алюминиевых гребных лодок, остаются так называемые корабельные якоря, обладающие, так же как и их легкие собратья, поворачивающимися лапами (рис. 3).

Рис. 3

Семикилограммовый корабельный якорь на длинной веревке сможет удержать не очень тяжелую лодку почти при любых погодных условиях. Для больших лодок и катеров понадобятся якоря в два раза большие по размеру, особенно когда течение очень мощное. Этот якорь можно использовать и при ловле с небольшой лодки, особенно если приходится якориться на различном по плотности и рельефу дне.

Корабельные якоря хорошо держат на мягком дне, в то же время их тяжелые лапы прекрасно фиксируются в донном деревянном хламе, камнях или водорослях. Они не садятся так прочно, как лапы легких якорей, но за счет большей массы могут разворачиваться и на короткой веревке. Это быстро погружающиеся, покрытые винилом якоря в весовых диапазонах 1,7-9,1 и 2-10 кг.

Виниловое покрытие предохраняет их от коррозии, а лодку - от ссадин и царапин при подъеме якоря. Якоря - кошки, использующиеся на море для заякоривания на рифах или останках кораблей, оснащены тяжелой осью-сердечником и лапами-зубцами из мягкого металла (рис. 4). Если якорь застревает на дне, его можно вытащить, разогнув зубцы, для этого вполне достаточно мощности лодочного мотора.

Рис. 4

У поднятого якоря лапы вновь сгибаются, приобретая прежнюю форму, и он снова готов к работе. Этот якорь прекрасно подходит для остановки над каменными россыпями и обломками кораблей, но совсем не годится для чистого дна.  На реках и водохранилищах применяются якоря примерно такого же “кошачьего’’ типа, но с твердыми, зарывающимися в грунт лапами (рис. 5).

Рис. 5

Якорь для лодки ПВХ

Эти якоря также хорошо фиксируются и удерживаются в камнях и донном деревянном хламе. К якорям-кошкам можно отнести конструкцию с большим плоским диском и четырьмя зубцами (рис. 6). Диск зарывается в мягкое дно, а зубцы хватаются за твердые препятствия. Обе эти модели отлично держат лодку на короткой веревке.

Рис. 6

Очень удачную конструкцию представляют собой быстро погружающиеся оцинкованные складные якоря, которые сочетают в себе достоинства трех типов: с поворачивающимися лапами, “кошки” и грибообразного (рис. 7). В сложенном виде они обладают малыми габаритами. Могут применяться практически в любых условиях ловли на озерах, водохранилищах и реках.

Рис. 7

Еще один не совсем обычный тип якоря - так называемый дрейфовый, или морской якорь (рис. 8). Он предназначен для снижения скорости дрейфа и особенно хорошо себя зарекомендовал на больших, незащищенных от ветра озерах и водохранилищах. Базовые морские якоря (или - дрейфующие “носки”, как их еще называют) состоят из брезентового конуса, привязываемого на веревке к носовому кольцу или крепежной утке на борту.

Рис. 8

Якорь для лодки ПВХ

Конус, наполненный водой, создает торможение, снижающее скорость лодки, и рыболов получает возможность ловить в дрейф. Чем больше конус, тем сильнее торможение. Морской якорь невозможно применять только на течении. Для уменьшения скорости дрейфа на течении применяют тяжелый груз, обеспечивающий контакт с дном, но не цепляющийся за него.

Некоторые рыболовы используют для торможения тяжелую цепь или не имеющий выступов груз, опуская его на веревке или тонком тросе прямо под лодкой или немного позади нее. Оба варианта работают достаточно хорошо, только цепь мало помогает на мощном течении, а груз иногда застревает на неровном дне.

Можно также использовать для торможения груз или блок, составленный из двух-шести грузов от даунриггера (массой 1-1,5 кг каждый), связанных вместе. Этот блок легче преодолевает донные препятствия и в то же время создает достаточно сильное торможение для снижения скорости дрейфа лодки. Но приобрести якорь - только полдела.

В большинстве случаев при работе с якорями вам понадобится, по крайней мере, 45 м мягкой круглой нейлоновой веревки диаметром до 10-12 мм, но можно использовать и плоскую. С нейлоновыми веревками намного легче работать, чем с более дешевыми, сплетенными из других материалов.

Для того чтобы уменьшить абразивное воздействие на веревку, то есть снизить риск потери якоря на острых камнях и заставить его быстрее принимать рабочее положение для внедрения в донный грунт, между якорем и веревкой вставляют отрезок 6-миллиметровой цепи длиной 1-2 м. Многие рыболовы при ловле на больших реках и озерах привязывают к концу якорного каната специальный поплавок, напоминающий по форме лодочный кранец.

Его нанизывают на короткий отрезок веревки, один конец которой прикрепляется к концу якорного каната, а другой - к лодочному крепежному кольцу. При необходимости быстро освободиться от якоря, например, при вываживании крупной рыбы или чтобы уклониться от идущей по реке баржи, веревку просто отвязывают. Позже можно вернуться к поплавку и вновь встать на якорь или поднять его в лодку.

Существует еще несколько вариантов постановки на якоря. Можно установить два якоря “врастяжку” - с кормы и с носа лодки. Сначала опускают один якорь. Распуская веревку первого якоря, лодку отводят к точке постановки второго и, опустив его, возвращаются на середину между поставленными якорями, а затем подтягивают веревки, чтобы лучше зафиксировать якоря.

Такой способ годится для спокойной воды и не очень сильного течения. В тех же условиях лодку иногда ставят на два якоря, опустив их с обоих бортов. На умеренном течении можно использовать один якорь, поставив его с помощью “уздечки”. Отрезок веревки, немного больший, чем длина лодки, привязывают к крепежным кольцам или уткам на носу и корме.

Затем эту веревку связывают с якорным канатом, но только после того, как найдена точка крепления, при которой лодку будет меньше всего болтать. Чтобы уменьшить колебания лодки на сильном течении, два якоря, привязанных к носовому кольцу или утке, устанавливают так, чтобы между их веревками был угол в 90°.

Если лодку все же будет мотать из стороны в сторону, нужно усилить или ослабить натяжение одной из веревок. При снятии с якоря рыболов иногда сталкивается с такой проблемой, как заклинивание якоря между камнями или корягами, чаще всего такое происходит на реках. Обычно решить ее можно, потянув канат в направлении, противоположном тому, в котором якорь ставился.

Якорь для лодки ПВХ

Веревку прочно фиксируют на кольце или утке и медленно двигаются на моторе против течения. Если это не поможет, попробуйте пройти на моторе по кругу вокруг якоря с натянутой веревкой, постепенно расширяя круги, пока якорь не освободится. Мне не раз приходилось вызволять якоря подобным способом на волжских и ахтубинских ямах.

Кстати, хитроумные японцы подошли к проблеме вызволения якорей, по обыкновению, творчески и изобрели “нео-якорь” (рис. 9). Его опускают на дно, как и любой другой, а вот вытягивают с помощью несложного приспособления. Для работы с “нео-якорем” требуется якорная веревка, превышающая глубину водоема примерно в три раза (рис. 10).

Рис. 9

Якорь мгновенно цепляется за препятствия на дне или зарывается в песок, и его лапы фиксируются под острым углом (рис. 11). Чтобы освободить якорь, лодку пускают в направлении, противоположном натяжению якорной веревки (рис. 12). Механизм фиксации якорных лап отключается, и якорь легко освобождается (рис. 13).

Рис. 10

Рис. 11

Якорь для лодки ПВХ

Рис. 12

Рис. 13

Фирма рекомендует использовать такие якоря на небольших лодках для морской рыбалки, но они вполне уместны и в пресных водах. Все о ловле судака вы найдете в этой - статье. В заключение об узлах, применяющихся для привязывания якоря к веревке. Можно использовать один из известных вам надежных узлов, но есть специальные и совсем несложные, предназначенные именно для привязывания якорей.

Рис. 14 (а)

Рис. 14 (б)

Якорь для лодки ПВХ

Рис. 14 (в)

Рис. 14 (г)

Рис. 14 (д)

Якорь для лодки ПВХ

Рис. 14 (е)

Как вязать первый из них, вы сразу же поймете, бросив лишь беглый взгляд на приведенные в статье фото (рис. 14). Вязание второго якорного узла, столь же простого в исполнении, как и первый, иллюстрирует рис. 15. По-моему, все ясно.

Рис. 15 (а)

Рис. 15 (б)

Рис. 15 (в)

Рис. 15 (г)

Рис. 15 (д)

fishcom67.ru


Смотрите также