Гиподинамический синдром — ребенок-«тормоз». Ребенок тормоз что делать


Гиподинамический синдром — ребенок-«тормоз» - Мой ориентир



Гиподинамические дети часто запаздывают с развитием — ребенок позже садится, позже переворачивается на живот, позже начинает уверенно ходить. Родители часто думают, что ребенок не старается, что он может, но не хочет что-либо делать. Уже вполне мог бы ходить сам, но предпочитает держаться за маму.

На самом деле моторная неуклюжесть — характерная особенность гиподинамических детей, сопровождающая их на протяжении всей жизни. Их моторные навыки формируются с опозданием, они могут запутаться в собственных ногах, и конечно, они ненавидят уроки физкультуры в школе.

Развитие речи также обычно запаздывает. Гиподинамические дети часто имеют диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР). К двум годам ребенок говорит лишь отдельные слова, к трем — очень простыми фразами. Часто имеются логопедические проблемы.

Гиподинамический ребенок недоверчив и боится, не любит всего нового. С подозрением относится к новым игрушкам, видам пищи, незнакомым людям. Он всегда выберет старую, скромную, но хорошо известную и исследованную игрушку, будет есть знакомые блюда и сторонится новых знакомств. Еще в младенчестве он настороженно относится к новым людям — долго приглядывается, никогда сразу не пойдет на руки, не начнет играть, не даст игрушку.

В раннем детстве для родителей такой ребенок очень удобен. Он никогда не вылезет из манежа, непривередлив в еде, спокоен и нетороплив. Однако позже возникают проблемы. Ребенок остается каким-то полусонным. У окружающих создается впечатление, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает. После посещения музея или театра он не может пересказать содержание спектакля, рассказать о том, что видел в музее.

В школе гиподинамический ребенок по своему поведению вызывает мало замечаний учителей. Он никогда не балуется, всегда спокойно сидит за своей партой, редко разговаривает с соседями. Но все просьбы учителя гиподинамический ребенок выполняет с некоторой задержкой. Его очень легко усадить за стол, но страшно тяжело «поднять» хоть на какое-то активное действие.

При этом он вовсе не глуп. Родители и учителя часто сходятся в едином мнении — он просто ленится. Детей начинают тормошить, стыдить, торопить, обвинять в отсутствии целей и интересов.

Однако ребенок поступает так не от лени. Его медлительность коренится в особенностях его нервной системы. Необходимо понимать, что гиподинамический ребенок требует особого подхода к воспитанию и развитию.

Поскольку гиподинамические дети консервативны, для них имеет огромное значение формирование устойчивой окружающей микросреды. Чтобы ребенок чувствовал себя в этом мире относительно спокойно, ему обязательно нужно, чтобы окружающий его мир был устойчив и не подвержен сильным изменениям. У него должна быть своя чашка, свое полотенце, свой известный маршрут для прогулки. Преодолеть эту консервативность силой невозможно, так как она — один из способов адаптации нервной системы ребенка к окружающему его миру.

Консервативность гиподинамического ребенка проявляется и в том, что с раннего детства он мало интересуется игрушками и другими внешними впечатлениями. У него есть несколько любимых игрушки, он может слушать одни и те же истории. Однако оставлять его наедине с его пристрастиями категорически не следует. Необходимо выводить ребенка за пределы его устойчивой и хорошо знакомой ему микросреды. Иначе развитие ребенка тормозится, и он может получить диагноз — задержка развития речи «ЗРР».

Игрушки надо периодически менять. Возможности игрушек настойчиво демонстрировать. Сам он может и не догадаться, что вот здесь можно открыть, здесь повернуть, а вот за это подергать.

Надо обращать его внимание на интересные предметы и явления, знакомить его со взрослыми людьми и другими детьми. Сам он никогда не проявит никакой инициативы, он боязлив и недоверчив.

С раннего детства ему надо подчеркнуто демонстрировать и называть различные чувства: «Бабушка обиделась, обиделась!», «А мальчику эта машинка так понравилась!».

Добиться пересказа или отчетливого обмена впечатлениями от увиденного или услышанного от этих детей обычно не удается, но следует стремиться к тому, чтобы две-три реплики «по поводу» ребенок все же произнес, дал какую-то свою оценку. С гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать. Главное — это не требовать от него немедленной реакции «Ну-ка, расскажи теперь мне…».

Гиподинамический ребенок — созерцатель по природе. Если ему самому ничего не надо делать, то он будет смотреть практически на все что угодно. Часто такие дети, посетив один музей, в ответ на вопрос родителей: «Ну, а сегодня куда пойдем?» — снова называют этот же музей. Следует согласиться. Здесь лишь отчасти говорит свойственная ребенку опасливость (там я уже был, и все прошло нормально — а значит, там не опасно!). Отчасти же это желание снова вернуться к просмотренной экспозиции, уловить еще один аспект этого освоенного (и более нестрашного) кусочка мира. Именно поэтому гиподинамические дети могут снова читать уже многократно прочитанную книгу, могут ходить по одним и тем же местам.

Гиподинамическим детям обязательно нужны ежедневные и регулярные занятия. Особое внимание следует обратить на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.

Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее — это только ухудшит ситуацию. Основная суть этих приемов — резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Во время учебы в школе следует отдать гиподинамического ребенка в какое-нибудь детское сообщество «по интересам». Его надо уговорить, сам ребенок никуда не пойдет. Но если ребенку понравится, это будет занятие надолго.

Эти дети не очень общительны. У них никогда не бывает много друзей. Сложившиеся дружеские отношения для гиподинамического ребенка всегда невероятно ценны. Он наивен и привязчив, он будет идти на любые компромиссы и уступки, лишь бы сохранить уважение и привязанность друга (подруги). Разумеется, находятся люди, желающие этой его готовностью воспользоваться. Но гиподинамические дети не бойцы, об этом следует помнить, когда родители в подростковом возрасте призывают ребенка отстаивать свои интересы и не идти на поводу у других. Испортить отношения с детьми обсуждением этих вопросов очень легко. Отношения потом могут восстанавливаться с большим трудом.

Про особенности гиподинамических детей следует помнить, когда встает вопрос о выборе образовательного учреждения после окончания школы. Консервативность, боязнь нового, медлительность, двигательная неуклюжесть, неразговорчивость — все эти особенности гиподинамического ребенка полностью не уходят с возрастом и в той или иной степени остаются с ним на всю жизнь. Выбор профессии из соображений престижа, по совету знающих людей, но без учета особенностей данного ребенка способны сделать его несчастным и разочарованным на долгие годы трудовой деятельности. Наоборот, если выбор сделан правильно (а часто для этого надо просто прислушаться к собственному ребенку и поинтересоваться его мнением, гиподинамический ребенок может быть счастлив долгие годы, работая в каком-либо совсем не престижном музее или научно-исследовательском институте.

Литература

Кольцова М.М. Медлительные дети. — СПб., 2003.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007

Солнцева В.А.

3.151520419905

xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai

Ребенок плохо учится. Что делать с «тормозом»

Довольно часто двоечники бывают далеко не глупыми детьми. Умненькая девочка и сообразительный мальчик то и дело приносят плохие отметки. Попробуем разобраться в причинах, по которым ребенок плохо учится. Рассмотрим все варианты. Плохая успеваемость с самого начала школьной жизни, или в старших классах.

Завышенная самооценка. Чаще всего, когда ребенок привык легко получать всё, что захочет, ему трудно понять и принять необходимость трудиться самому, чтоб получить результат.

Дома его хвалят и восхищаются самим фактом его существования. В школе такого отношения не будет. Ребенок встает в позу и отказывается учиться.

Решение: нужно перестать осыпать чадо подарками, а хвалить его только на словах. Ребенок должен понять, что родители – это старшие руководители и воспитатели, а не вечный источник материальных благ.

Только оценки. Когда родителей интересуют только цифры в дневнике и в тетрадях, а не внутренний мир наследника. В ежедневной беготне мы часто просто не успеваем или не хотим (не остается сил), обнять малыша и спросить о друзьях, настроении или неудачах. Только отметки, отметки, отметки.

Хорошие оценки – мама погладит по голове и убежит на кухню. Папа может вообще не заговорить о школе. А зря. Ведь вся жизнь детей проходит среди сверстников и учителей. И не всегда радостно и без конфликтов. Вот и начинает ребенок пытаться плохими отметками привлечь внимание родных к внутренним переживаниям и, может быть, проблемам.

Выход: начните уделять больше времени семье и детям. Гуляйте вместе, играйте в настольные игры и читайте. Сходите в парк, на каток, в кинотеатр. Разговаривайте, но не употребляйте слова «оценки», «школа». Поделитесь своими воспоминаниями о детстве и друзьях – подругах. Расскажите, в какие игры играли, и какие фильмы смотрели, как решали конфликты. Ребенок втянется в разговор и почувствует, что вас волнует не только то, что он плохо учится, а и его душевное состояние.

Излишняя требовательность. Если родители ждут от детей большего, чем то, на что он способен, и предъявляют завышенные требования, ребенок начинает бояться самостоятельно принимать решения, опасаясь критики и гнева старших. Такие дети предпочитают отмалчиваться на уроках и не участвовать в учебном процессе.

Решение. Если вы заметили у ребенка такое поведение, поменяйте стиль общения с ним. Чтобы школьник поверил в свои силы, хвалите его за старание, усердие при выполнении уроков, за инициативу. Пусть чадо поймет, что самостоятельность – это круто и приятно. Составьте режим дня и помогите организовать свободное время. Очень хорошо воспитывают дисциплину и самостоятельность спортивные секции. Запишите ребенка по его желанию, поддерживайте его в стараниях и хвалите за успехи.

Школьнику не интересно учиться. Дети – прагматики и не понимают, зачем накапливать знания, которые не известно ещё, придется ли когда – ни будь применить.

Попробуйте подыскать вашему ученику занятие по душе, где он сможет увидеть науку в действии. Обойдите все кружки, которые есть в школе или ближайшем детском клубе. Юный химик, повар, конструктор, физик. Кружок моделирования, вязания, программирования. Пригодятся знания по математике, физике и прочие навыки, полученные на уроках.

Отсутствие соперничества. Ребенок плохо учится, если не имеет стимула. Когда ребенок – лидер видит, что его старания и высокая успеваемость слабо поощряется преподавателями и недостаточно ценится одноклассниками, у него пропадает всякое желание учиться.

Выход. Привлечь амбициозного ученика к участию во внеклассной работе. Пусть проявит лидерские качества в роли старосты. Попросите учителя давать ребенку ответственные поручения, привлекать к участию в конкурсах и олимпиадах.

Если не можете договориться с классным руководителем – переведите ребенка в класс или в школу с более сильными учениками, де он сможет на равных общаться со сверстниками.

Чрезмерные учебные нагрузки. Когда родители устанавливают для детей слишком плотный график занятий и секций, он устает. А в средней школе и в старших классах, когда авторитет родителей снижается, ребенок может взбунтоваться и забросить учебу.

Для исправления ситуации придется уменьшить нагрузки на дополнительных внешкольных занятиях. Прислушайтесь к наследнику. Переходный возраст и проблемы со здоровьем могут надолго, или навсегда выбить подростка из колеи. Разрешайте ему подольше поспать в выходные или даже пропустить иногда субботние занятия, чтоб побыть с вами. Хвалите больше за старания по тому предмету, который ребенку нравится. Постепенно, у него появится желание получать похвалу и по другим предметам.

Почему умные дети плохо учатся? Думаю, основные ответы на вопросы вы получили. И никакие наши дети не тормоза. Если у наших наследников что-то не ладится с учебой, то только в наших силах помочь им справится с трудностями.

Вспоминайте почаще себя в школьном возрасте и любите детей безусловно. Детство пролетит быстро, сделайте его счастливым.

vzaimo-otnosheniya.ru

10 материнских ошибок, которые тормозят развитие ребенка

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку. 

1. Самостоятельное принятие решений. 

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности,  дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными. 

2. Предугадывание желаний.

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения. 

3. Тысячи запретов. 

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто – нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес. 

4. Жесткий контроль.

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей – дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека. 

5. Отсутствие дисциплины. 

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств – терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать. 

6. Организация досуга.

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации.

Ребенку  нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все – поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет. 

8. Чрезмерная опека.

Одна из главных обязанностей ребенка – забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша. 

9. Изоляция от информации.

Практически с рождения и до 3-4 лет – это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному – это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным. 

10. Игнорирование ошибок.

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину – ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию – ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек – мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.

Елена, www.kraskizhizni.com

www.kraskizhizni.com

Ребенок без тормозов

01.09.14 Мамина школа

Когда моему сыну было два года, каждый выход на улицу превращался в героическую эпопею. Юный анархист не признавал ограничений и все время норовил умчаться прочь с детской площадки. Мои вопли «Рома, стой!» стали лозунгом позапрошлого лета. Ну да, все двухлетки так делают. Однако ж мои наблюдения показали, что не у всех детей свойство «путать берега» с возрастом проходит. Делюсь опытом, как научить ребенка соблюдать границы ради собственной и чужой безопасности.

Текст: Анна Баганаева

В первую очередь, разумеется, мы говорим о безопасности физической. Это все, от чего предостерегают подобные «нельзя»: нельзя совершать резких движений рядом с кухонной плитой, особенно когда на ней стоит кастрюля, нельзя переходить дорогу на красный свет и брать самому ножи из посудомойки.    

Запугать или внушить?

Конечно, все родители так или иначе задают границы детям. Однако чаще всего – запугиванием. Мы рассказываем ребенку о том, что будет больно и придется поехать в больницу, или просто запрещаем, давя авторитетом. Надо понимать, что когда ребенок чего-то не делает из страха, в нем происходит блокирование естественных импульсов. Хотел побежать – но резкий окрик в спину подкосил ноги, резко остановился. Замерло дыхание, исказилось личико. Незаконченное движение, незавершенный порыв души. Если таких ситуаций еще и за день несколько штук, а за все детство – сотни и сотни, то к взрослому возрасту мы имеем невротика или пассивное безвольное существо. Которым, к слову, страшно недовольны родители – те самые, что тщательно запугивали дитя еще несколько лет назад. «А теперь вот посмотрите на него», – ничего не хочет, никакой инициативы или вовсе – огрызается и уходит из дому, хлопнув дверью. Курить в подъезд, например. Или пиво пить за гаражи. Так себе картинка, правда же?

Я же склонна поддерживать идею, что основная педагогическая задача – выработать у ребенка естественное желание выполнять правила . Подошел к дороге – остановился. Зашел на кухню – посмотрел на плиту и обошел ее стороной. И так далее.

Основные правила поведения должны спускаться сверху вниз только на позитивных утверждениях – тогда и результат будет совершенно другой. Подчеркиваю два слова – основных и позитивных. Я не считаю, что нужно дрессировать детей на каждый шаг, поступок или слово. Воспитание – в том смысле, как у нас принято считать, – должно происходить «широкими мазками». Все остальное ребенок берет копированием.

Анекдот в тему: «Материться ведь начал, зараза! То ли в садике нахватался, то ли на улице, *** его знает!».   

Итак, вернусь к тому, как же учить ребенка границам. Тут лично у меня есть один гуру и свет в окне – Джон Грей. Автор бестселлеров про мужчин и женщин с разных планет, в книге «Дети – с небес», он внятно дает пошаговую инструкцию по обращению с детьми. Не просто «любите и принимайте», не абстрактное «дайте ребенку свободу, но обозначайте ему границы», и уж тем более не фальшиво-манипуляторное «проговаривайте ребенку свои чувства». А по пунктам, по шагам. К примеру, что значит «позитивное воспитание», о котором я тут веду речь? Это вовсе не «позитивчик», которым должна лучиться уставшая мама. А исключительно конструктивные и созидательные формулировки, взамен критики и отрицания.

Приведу примеры. Вместо «Не беги!» – сказать: «Пожалуйста, остановись». Вместо «Ты опять пошел на дорогу, не смей без меня ходить!» – сказать: «Лучше дождись зеленого света и иди рядом со мной». Логика ясна? Больше примеров в книжке.

Учим матчасть

Дети не воспринимают частицу «не» – общеизвестный факт. А еще дети не понимают абстрактных и риторических вопросов типа: «Ну и кто это собрался через дорогу без меня?». Дети не приемлют критики – в том смысле, как мы ожидаем. Нет никакого смысла стыдить ребенка или рассказывать ему, что через дорогу убегают только плохие мальчики (девочки). Ибо в этот момент в душе ребенка вырастает одно чувство – протест. И он будет плохим. Будет убегать. Ведь родители именно таким его сейчас видят, именно так к нему относятся – как к плохому, недостойному любви. А раз так – получите. Как говорится, если тебя беспричинно обвиняют, единственное, что тебе остается – начать соответствовать…

Ну и, конечно, по меньшей мере, глупо надеяться, что ребенок будет переходить дорогу только на зеленый свет, когда только вчера он перебегал перекресток на красный – вместе с папой. И аргумент – с папой можно, а без папы нельзя – звучит как-то странно, правда же? То есть одному под машину бросаться не стоит, а вот за компанию с родителем – запросто?

Следующий этап – поощрение. Каждый раз, когда ребенок взял вас за руку сам, чтобы перейти дорогу, – говорите ему, что он молодец. Сколько нужно так делать? Пока не отпадет потребность за руку ходить. Я серьезно. Мой сын сейчас мне гордо сообщает сам: «Я тебя за ручку взял, я молодец, мы шли на зеленый, а на красный запрещено!». И я говорю: «Да, сыночек, ты мега-молодец!». Сын горд и счастлив, что мама им довольна. Мама счастлива, что урок усвоен на пять с плюсом. И никто, заметьте, не перетрудился. И настроение у всех хорошее.

Я настойчиво привожу примеры с дорогой, но, надеюсь, вам не составит труда провести аналогии и на другие сферы жизни. Например, что нужно выбрасывать мусор в урну, а не мимо. Или что нужно закрывать кран с водой, когда умывание закончено. Давайте попробуем: «Не кидай на пол мусор!» – «Лучше кинь фантик вон в ту урну. Отлично, молодец!». Так просто, правда? Сложно себя перекроить, сложно отследить свою речь, остановить поток критики. Я себя регулярно отлавливаю в состояниях критики, что душой кривить. Но я стараюсь, стараюсь…  

Дитя – разумно по природе своей?

Вседозволенность, теоретически обоснованная, – самый вредный вариант, на мой взгляд. Ну вот начитается прогрессивная мама литературы про то, что нужно растить свободную личность, и не выставляет личности никаких границ. Везде можно ходить, все можно бросать, все брать и все тащить в рот. Забывая маленький факт: так можно (и нужно!) делать в возрасте до 1,5 лет. А потом, когда у младенца начинается этап самоидентификации, ему нужны берега. Нужны правила, границы и запреты, в конце концов!

Иначе ребенок погружается в состояние хаоса, бесконечного космоса. Он реально ощущает себя как космонавт, у которого трос оборвался, и он в открытое безвоздушное пространство полетел, безо всякой надежды ощутить основу твердую под ногами. От ужаса дитя начинает совершать резкие движения. Он ищет границ, он паникует, что внешне проявляется в криках, агрессии и неуправляемости.

Самая беда в том, что если родители не выставят границ – жизнь их выставит. Встретятся люди, которые скажут «нет» и больно ткнут носом. Случатся обстоятельства, в которых потребуется дисциплина и послушание, – а у ребенка элементарно навыка такого нет. Да что там, в школу только пойдет – тут же все и начнется.

А до школы… до школы может быть и так

Девочка четырех лет бежит наискосок через дорогу, не обращая внимания на мамины просьбы остановиться. Добежав, гордо останавливается у моей припаркованной машины. Это дочь моей знакомой, мы вместе гуляем. Улица широкая. По ней ездят машины. Подойдя ближе, я понимаю, что эта девочка ростом – чуть выше бампера. И что если бы я ехала со скоростью даже 40 км/час, а она бы выскочила передо мной на дорогу – я бы ее не заметила. Как я орала... На эту девочку, на ее маму. Потом мне было стыдно и неловко, мама и дочь были морально раздавлены. Но по сравнению с угрозой быть реально раздавленной – это мелочь.

Впрочем, что это я вас запугиваю? Давайте закончим позитивно и конструктивно. ЛУЧШЕ помогать ребенку адаптироваться в жизни добрым словом и советом и ЛУЧШЕ, чтобы тормоза у ребенка включались и выключались спокойно и естественно, по мере надобности. И, несомненно, ЛУЧШЕ, чтобы ребенок видел в родителях защиту, опору и гарантию безопасности.

 

 

gidpokrasote.com


Смотрите также