Конструкция тормозной системы автомобиля ВАЗ-21213. Плохие тормоза на ваз 21213


Особенности и неисправности тормозной системы автомобиля ВАЗ-21213

Страница 1 из 3

Автомобиль оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной. В случае повреждения рабочей системы остановку автомобиля осуществляет исправная часть (контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) рабочей тормозной системы. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов тормозов) и тормозного привода.

Рабочая тормозная система действует на все колеса автомобиля и приводится от педали при нажатии на нее ногой. Рабочая тормозная система включает передние и задние тормозные механизмы и гидравлический двухконтурный привод: первичный (передних тормозов) и вторичный (задних тормозов).

рис. 1

Передние тормозные механизмы дисковые. Они расположены в передних колесах автомобиля. Вращающимися и трущимися деталями тормозных механизмов являются тормозные диски.

Чугунный тормозной диск прикреплен шпильками к ступице переднего колеса. С передней стороны по ходу движения автомобиля тормозной диск охватывается суппортом, представляющим собой П - образную скобу с направляющими скосами, которые зажаты между направляющей тормозных колодок и прижимными рычагами, также имеющими направляющие скосы. Такое крепление суппорта обеспечивает при торможении перемещение его по направляющим скосам рычагов и направляющей. Суппорт имеет защитный кожух.

В направляющей, прикрепленной к поворотному кулаку, размещены тормозные колодки с фрикционными накладками. С помощью осей к направляющей тормозных колодок шарнирно присоединены два прижимных рычага суппорта. В суппорте тормоза запрессован блок тормозных цилиндров. В блоке имеются три цилиндра, из которых средний и нижний соединены между собой каналом и связаны с контурам привода передних тормозов, а верхний цилиндр связан с контуром привода задних тормозов. В каждом цилиндре установлен поршень и в канавке цилиндра — резиновое уплотнительное кольцо. Это кольцо не только уплотняет поршень в цилиндре, но и обеспечивает за счет своей упругости отвод поршня от колодки после торможения. Таким образом, резиновые уплотнительные кольца обеспечивают автоматическое регулирование зазора между тормозным диском и тормозным и колодками. Поршни всех цилиндров соприкасаются с внутренней тормозной колодкой и с ее стороны закрыты резиновыми защитными колпачками. С внутренней стороны передний тормозной механизм закрыт тормозным щитом.

При торможении под действием давления жидкости в гидравлическом приводе поршни перемещают внутреннюю тормозную колодку относительно направляющей и суппорта и прижимают ее к тормозному диску. Одновременно под действием давления жидкости перемещается блок цилиндров вместе с суппортом по скосам направляющей и прижимных рычагов. При этом суппорт перемещает наружную тормозную колодку относительно направляющей и прижимает ее тормозному диску. Обе тормозные колодки прижимаются к тормозному диску с одинаковым усилием, так как давление жидкости на поршни и днище блока цилиндров одинаково.

После и прекращения торможения давление жидкости на поршни и днище блока цилиндров резко падает. За счет упругости резиновых колец поршни отводятся от внутренней тормозной колодки, которая при этом отходит от тормозного диска из-за его биения. Одновременно наружная тормозная колодка вместе с суппортом также отходит от тормозного диска в результате его биения.

При износе фрикционных накладок тормозных колодок увеличивается зазор между накладками и тормозным диском. При торможении под действием давления жидкости поршни переместятся Относительно уплотнительных колец и займут новое положение в цилиндрах, чем будет компенсирован износ фрикционных накладок. После прекращения торможения тормозные колодки будут отходить от тормозного диска на одну и ту же величину, определяемую деформацией резиновых колец. Таким образом, автоматически поддерживается постоянный зазор между тормозными колодками и диском. В связи с этим при эксплуатации зазор между колодками и диском переднего тормозного механизма не требует регулировки.

При торможении тормозные колодки действуют на относительно малую часть поверхности тормозного диска, оставляя открытой большую ее часть, которая эффективно обдувается воздухом. В результате происходит очень быстрое охлаждение тормозного диска, что обеспечивает высокую эффективность тормозного механизма даже при частых торможениях на больших скоростях.

Задние тормозные механизмы барабанные, колодочные. Они размещены в задних колесах автомобиля. Вращающимися деталями тормозных механизмов являются тормозные барабаны, трущимися — тормозные колодки, которые при торможении самоустанавливаются относительно тормозного барабана, что обеспечивает наибольший тормозной эффект и более равномерный износ фрикционных накладок.

Стальной штампованный тормозной щит крепится болтами к фланцу балки заднего моста. В нижней части тормозного щита установлена опора, в которую упираются нижними концами тормозные колодки с фрикционными накладками. Верхние концы колодок соприкасаются с поршнями колесного тормозного цилиндра. Нижние и верхние концы тормозных колодок стягиваются пружинами. Боковое смещение колодок ограничивается стойками с пружинами, которые прижимают колодки к тормозному щиту. Такое креплениё тормозных колодок на тормозном щите и позволяет им свободно самоустанавливаться относительно тормозного барабана во время торможения. Тормозные колодки своими ребрами упираются в эксцентрики, закрепленные на тормозном щите. С помощью этих эксцентриков регулируется зазор между колодками и тормозным барабаном. Тормозной барабан крепится болтами к фланцу полуоси.

При торможении под действием давления жидкости в тормозном приводе поршни колесного тормозного цилиндра прижимают колодки к тормозному барабану. При этом стяжная пружина колодок растягивается. После прекращения торможения давление жидкости на поршни резко падает, и под действием пружины колодки отходят от тормозного барабана до упора в регулировочные эксцентрики.

Задние тормозные механизмы, являясь элементами рабочей тормозной системы, выполняют одновременно функции тормозных механизмов стояночной тормозной системы. С этой целью они оборудованы дополнительными устройствами, к которым относятся: разжимной рычаг, закрепленный на оси, на задней тормозной колодке, и распорная планка, установленная между разжимными рычагом и передней тормозной колодкой. При использовании стояночной тормозной системы нижний конец разжимного рычага под действием троса перемещается к передней тормозной колодке. При этом разжимной рычаг, поворачиваясь вокруг оси, через распорную планку сначала прижимает переднюю тормозную колодку к тормозному барабану, а затем заднюю.

avtomechanic.ru

ВАЗ 21213 | Возможные неисправности тормозной системы.

automn.ru

Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров Замените вышедшие из строя детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки, диски и барабаны, прокачайте систему гидропривода
Воздух в тормозной системе Удалите воздух из системы
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре Замените кольца и прокачайте систему
Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов Замените шланги и прокачайте систему
Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм) Прошлифуйте диск; если толщина диска менее 17,8 мм, замените его
Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления Замените уплотнительные кольца

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов Промойте и просушите колодки
Заклинивание поршней в колесных цилиндрах Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените, прокачайте систему
Полный износ накладок тормозных колодок Замените тормозные колодки
Перегрев тормозных механизмов Немедленно остановитесь и дайте остынуть тормозным механизмам
Применение колодок с несоответствующими накладками Применяйте колодки, только рекомендуемые заводом- изготовителем
Неправильная регулировка регулятора давления Отрегулируйте привод регулятора давления
Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали тормоза) Замените поврежденные детали, прокачайте систему

Неполное растормаживание всех колес

Отсутствует свободный ход педали тормоза Отрегулируйте свободный ход педали
Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра Отрегулируйте выступание 1,25–0,2 мм регулировочного болта
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените резиновые детали, прокачайте систему гидропривода
Заклинивание поршня главного цилиндра Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте систему

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали

Поломалась или ослабла стяжная пружина колодок заднего тормоза Замените пружину
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса цилиндра Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, поврежденные замените, прокачайте систему
Разбухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода тормозов, прокачайте систему
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня колесного цилиндра Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали, прокачайте систему
Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения Замените трубку или прочистите ее и прокачайте систему
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок Очистите детали тормозных механизмов
Неправильная регулировка привода регулятора давления Отрегулируйте привод
Неисправен регулятор давления Отремонтируйте или замените регулятор
Нарушены углы установки колес Отрегулируйте углы установки колес
Разное давление в шинах Установите нормальное давление
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения и увеличенным ходом педали) Замените поврежденные детали и прокачайте систему

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

Неисправен вакуумный усилитель Замените усилитель
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление на штуцерах Замените шланг или подтяните хомуты его крепления
Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. Тщательно промойте всю систему, замените резиновые детали, прокачайте систему

Писк или вибрация тормозов

Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза Проверьте стяжную пружину, при необходимости замените новой
Появление овальности тормозных барабанов Расточите барабан
Замасливание фрикционных накладок Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
Износ накладок или включение в них инородных тел Замените колодки
Чрезмерное биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали) Прошлифуйте диск, при толщине менее 17,8 мм замените его

ВАЗ 21213 | Основные неисправности тормозов

Перед определением неисправностей в тормозной системе проверьте углы установки передних колес, состояние шин и давление в шинах. При наличии неисправностей в антиблокировочной системе тормозов ремонт системы необходимо производить на станции технического обслуживания.

automn.ru

ПРИЧИНА

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Увеличенный свободный ход педали тормоза

Изношены накладки тормозных колодок Замените тормозные колодки.
Неисправен один из контуров тормозной системы Проверьте герметичность гидравлических контуров тормозной системы.

Увеличенный ход и мягкость педали сцепления

В гидравлической тормозной системе присутствует воздух Удалите воздух из гидравлической системы тормозов.
Пониженный уровень тормозной жидкости в пополнительном бачке Доведите уровень тормозной жидкости до нормы. Удалите воздух из гидравлической системы тормозов.
Кипение тормозной жидкости, которое обычно происходит при высокой нагрузке на тормозную систему Замените тормозную жидкость. Удалите воздух из гидравлической системы тормозов.

Низкая эффективность работы тормозов

Негерметична гидравлическая система тормозов Определите и устраните место негерметичнос ти гидравлической системы тормозов.
Повреждено уплотнительное кольцо в главном или рабочем тормозном цилиндре Замените уплотнительное кольцо. Если повреждено уплотнительное кольцо в главном тормозном цилиндре, замените внутренние детали главного тормозного цилиндра или тормозной цилиндр в сборе.

При нажатии на педаль тормоза необходимо прикладывать большое усилие

На накладки тормозных колодок попало масло Замените тормозные колодки.
Установлены тормозные колодки не соответствующего типа Замените тормозные колодки.
Неисправен вакуумный усилитель тормозов или негерметичность в вакуумном шланге усилителя Проверьте вакуумный усилитель тормозов и состояние вакуумного шланга и, при необходимос ти, замените их.
Изношены накладки тормозных колодок Замените тормозные колодки.

При торможении автомобиль уводит в сторону

Неравномерное давление в шинах колес Проверьте и, при необходимости, доведите до нормы давление в шинах колес.
Неравномерный износ шин Замените изношенные шины
На тормозные колодки с одной стороны автомобиля попало масло Замените тормозные колодки.
На разных сторонах автомобиля используются тормозные колодки с разным материалом трения Замените тормозные колодки.
Недостаточная площадь контакта тормозных колодок с тормозным диском Замените тормозные колодки.
Загрязнение суппорта Очистите поверхности суппорта, сопрягаемые с тормозными колодками.
Полное или частичное заклинивание поршня в суппорте Замените суппорт.
Неравномерный износ накладок тормозных колодок Замените тормозные колодки и проверьте плавность хода поршня в суппорте.

Постоянное подтормаживание колес

Заблокировано компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре Очистите и, при необходимости, замените внутренние детали главного тормозного цилиндра.
Недостаточный зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра Проверьте и, при необходимости, отрегулируй те зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра.

Тормоза греются при движении автомобиля

Заблокировано компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре Очистите и, при необходимости, замените внутренние детали главного тормозного цилиндра.
Недостаточный зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра Проверьте и, при необходимости, отрегулируй те зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра.
Тормозные колодки постоянно прижаты к тормозному диску Проверьте работу суппорта тормозов и, при необходимости, замените его.

Сильная вибрация при торможении

Установлены тормозные колодки не соответствующего типа Замените тормозные колодки.
Имеются следы местной коррозии на тормозном диске Механически обработайте рабочую поверхность тормозного диска.
Деформация тормозного диска Механически обработайте или замените тормозной диск.

Тормозные колодки постоянно прижаты к тормозному диску, при этом колесо проворачивается с трудом

Имеется коррозия в цилиндрах тормозных суппортов Отремонтируйте или замените тормозной суппорт.

Неравномерный износ накладок тормозных колодок

Установлены тормозные колодки не соответствующего типа Замените тормозные колодки.
Загрязнение суппорта тормоза Очистите суппорт.
Заклинивание поршня в суппорте Проверьте состояние и, при необходимости, замените суппорт.
Негерметична гидравлическая система тормозов Определите место и устраните негерметичность гидравлической системы тормозов.

Клинообразный износ накладок тормозных колодок

Суппорт тормоза установлен с перекосом по отношению к тормозному диску Проверьте правильность установки суппорта тормоза.
Имеется коррозия в суппорте тормоза Очистите следы коррозии суппорта.

Шум тормозов при торможении

Полностью изношена накладка тормозной колодки Замените тормозные колодки.
Имеется незначительный слой ржавчины на тормозных дисках После нескольких торможений шум должен пропасть и не появляться больше.
Установлены тормозные колодки не соответствующего типа Замените тормозные колодки.
Суппорт тормоза установлен с перекосом по отношению к тормозному диску Проверьте правильность установки суппорта тормоза.
Загрязнение суппорта тормоза Очистите суппорт тормоза.

Появление сильной вибрации при торможении на педали тормоза или рулевом колесе

При сильном торможении работает антиблокировочная система тормозов Ремонт не требуется, так как это нормальное явление.
Сильный износ или коробление тормозных дисков Проверьте состояние тормозных дисков и, при необходимости замените их.
Ослаблены болты крепления суппорта Проверьте и, при необходимости, затяните болты крепления суппорта.

При движении автомобиля горит контрольная лампа abs

Напряжение в бортовой сети автомобиля менее 10 В Проверьте напряжение в бортовой сети автомобиля. Проверьте, что контрольная лампочка зарядки аккумулятора гаснет после запуска двигателя. В противном случае проверьте состояние клинового ремня и генератора.
Неисправна антиблокировочная система тормозов Проверьте состояние антиблокировочной системы тормозов на станции технического обслуживания.

ВАЗ 21213 | Возможные неисправности тормозов, их причины и методы устранения

automn.ru

Причина неисправности

Метод устранения

Недостаточная эффективность торможения

1. Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов

1. Замените негодные детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки и барабаны, прокачайте

систему гидропривода

2. Воздух в тормозной системе

2. Удалите воздух из системы

3. Повреждены резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре

3. Замените уплотнители и прокачайте систему

4. Повреждены резиновые шланги системы гидропривода

4. Замените шланги

Самопроизвольное торможение при работающем двигателе

1. Подсос воздуха в вакуумном усилителе между корпусом клапана и защитным

колпачком:

а) разрушение, перекос уплотнителя

крышки или плохая фиксация его вследствие повреждения стопорящих деталей,

износ уплотнителя

б) недостаточная смазка уплотнителя

крышки

1. Проделайте следующее:

а) замените вакуумный усилитель

б) снимите защитный колпачок и заложите смазку в уплотнитель

Неполное растормаживание всех колес

1. Отсутствует свободный ход педали

тормоза из-за неправильного положения

выключателя стоп-сигнала

1. Отрегулируйте положение выключателя

2. Нарушено выступание регулировочного болта вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного

цилиндра

2. Отрегулируйте выступание

(1,25-0,2 мм) регулировочного болта

3. Заедание корпуса клапана вакуумного

усилителя вследствие разбухания диафрагмы или защемления уплотнителя

крышки усилителя или защитного колпачка

3. Замените вакуумный усилитель

4. Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре

4. Прочистите отверстие и прокачайте

систему гидропривода

5. Разбухание резиновых уплотнителей

главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных

масел и т. п.

5. Тщательно промойте всю систему

тормозной жидкостью, замените поврежденные резиновые детали, прокачайте систему гидропривода

6. Заедание поршня главного цилиндра

тормоза

6. Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте

систему

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза

1. Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок заднего тормоза

1. Замените пружину

2. Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии

2. Разберите цилиндр, очистите и

промойте детали, поврежденные замените

3. Набухание уплотнительных колец

колесного цилиндра из-за попадания в

жидкость горюче-смазочных материалов

3. Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода

4. Отсутствие зазора между колодками и барабаном

4. Отрегулируйте стояночный тормоз

5. Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления к кронштейну

5. Затяните болты крепления, при необходимости замените повреженные

детали

6. Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)

6. Прошлифуйте диск, если толщина

не менее 9 мм, замените диск

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

1. Утечка тормозной жидкости в одном

из колесных цилиндров

1. Замените уплотнители и прокачайте систему

2. Заедание поршня колесного цилиндра

тормозов

2. Проверьте и устраните заедание

поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали

3. Закупоривание какой-либо стальной

трубки вследствие вмятины

3. Замените трубку или прочистите ее

и прокачайте систему

4. Разное давление в шинах

4. Отрегулируйте давление

5. Неправильные углы установки колес

5. Отрегулируйте углы

6. Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок

6. Очистите детали тормозных механизмов

7. Неправильная установка регулятора

давления

7. Отрегулируйте положение регулятора давления

8. Неисправен регулятор давления

8. Отремонтируйте или замените регулятор давления

Увеличенное усилие нажима на педаль тормоза

1. Засорен воздушный фильтр вакуумного усилителя

1. Замените воздушный фильтр

2. Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы или защемления уплотнителя крышки усилителя или защитного колпачка

2. Замените вакуумный усилитель

3. Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя или ослабло его крепление на штуцерах

3. Замените шланг или подтяните хомуты его крепления

4. Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. д.

4. Тщательно промойте всю систему,

замените поврежденные резиновые

детали; прокачайте систему

Скрип или визг тормоза

1. Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза

1. Проверьте стяжную пружину и при

необходимости замените новой

2. Овальность тормозных барабанов задних тормозов

2. Расточите барабаны

3. Замасливание фрикционных накладок

3. Зачистите накладки металлической

щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причину

попадания жидкости или смазки на

тормозные колодки

4. Износ накладок или включение в них инородных тел

4. Замените колодки

5. Чрезмерное биение тормозного диска или неравномерный износ

5. Прошлифуйте диск, при толщине

менее 9 мм - замените диск


Смотрите также