/ СМиО  / Лекция 03. Компактный подъемный механизм с грузоупорным тормозом


Грузоподъёмные машины - Тали

Тали представляют собой простые по устройству и небольшие по размерам грузоподъемные механизмы, подвешиваемые к высоко расположенным опорам. В зависимости от привода различают тали ручные и электрические.

Ручная таль это полиспаст, у которого в качестве тягового органа используются пластинчатые шарнирные или сварные калиброванные цепи, огибающие звездочки или цепные блоки. Применение цепей исключает необходимость в барабане и позволяет сделать механизм компактным и легким.

Наиболее распространены ручные тали с червячным подъемным механизмом (рис. 43). Крюком 6 они подвешиваются к конструкции (тренога, козлы, балки и т. п.), расположенной над грузом, который поднимается при помощи грузового крюка 1. При вращении бесконечной цепью 9 приводного колеса 7 движение через червяк 8 и червячную шестерню 5 передается ведущей звездочке 4, которая с помощью грузовой цепи 2 поднимает или опускает крюковую обойму.

С целью повышения коэффициента полезного действия червячная передача в талях выполняется несамотормозящейся с двухзаходным червяком. Поэтому для удержания поднятого груза и безопасности его спуска в червячных талях применяют конусные или дисковые грузоупорные тормоза 3. В этих тормозах для создания тормозного момента используется осевое усилие червяка S, создаваемое весом груза Q(рис. 44). Поскольку осевое усилие зависит от веса груза, грузоупорные тормоза, применяемые в талях, обладают ценным свойством саморегулирования и работают вполне надежно.

Конусный грузоупорный тормоз (рис. 44, а) состоит из внутреннего конуса 1, закрепленного на валу червяка, и храпового колеса

3, имеющего конусное углубление и пяту, которой оно упирается в неподвижную опору 2. Направление осевого усилия при подъеме и опускании груза не изменяется, поэтому рабочие поверхности тормоза всегда остаются прижатыми друг к другу. Во время подъема червяк вместе с храповым колесом свободно вращается, так как собачка 4 скользит по зубьям колеса. При остановке груза собачка упирается в зуб колеса, предотвращая самопроизвольное опускание груза.

Для опускания груза рабочий должен вращать приводное колесо в обратном направлении и преодолевать избыточный тормозной момент на конусных поверхностях тормоза. При этом храповое колесо стоит неподвижно, а внутренний конус с червячным валом вращается.

Отрицательным свойством конусного тормоза является необходимость затрачивать энергию на опускание груза.

Работа дискового грузоупорного тормоза (рис. 44, б) в червячных талях не отличается от работы конусного тормоза.

Переносная     шестеренчатая таль (схема) показана на рис. 45. Рабочее усилие для подъема груза Q

Р =  Q r / iпол iпер Rη     кгс (дан), (124)

где iпол — кратность полиспастной подвески; r — радиус ведущей звездочки, м; iпер — передаточное число червячной передачи;

R — радиус приводного колеса, м; η — к. п. д. тали, равный 0,53 — 0,77. Ручные тали изготовляют грузоподъемностью от 1 до 10 т при высоте подъема 3 м. Их используют для монтажа и ремонта оборудования, а  также для различных     вспомогательных работ при монтаже конструкций.

Тали, укрепляемые на тележках, перемещающихся по монорельсам, называются кошками.

Электрические передвижные тали

Компактные электрические лебедки, подвешиваемые к тележкам, которые передвигаются по рельсу, называются электротельферами (рис. 46). Тележки электроталей в большинстве случаев имеют электрический привод.

Управление электротельфером осуществляется снизу при помощи свисающего легкого пульта с кнопками, соединенного с электроаппаратурой тельфера гибким кабелем.

Электроталь состоит из электродвигателя 7, барабана 5, на котором подвешен грузовой полиспаст с крюковой обоймой 2, зубчатой передачи 4 и 6 и автоматического грузоупорного дискового тормоза 5. Как только груз отделится от земли, на зубчатом колесе 9 возникает момент, который перемещает колесо по резьбе 11 к храповику 12 и зажимает его, после чего эта система (диск 7, храповик и зубчатое колесо) продолжает вращаться как одно целое.

По окончании подъема и прекращении работы привода груз начал бы опускаться и вращать валы механизма в обратную сторону, но собачка 8 сейчас же упирается в храповик и останавливает его. Вследствие этого останавливается и зубчатое колесо, связанное с храповиком силой трения, и дальнейшее опускание груза прекращается.

При опускании груза вал 10 вращается в сторону опускания, зубчатое колесо отходит от храповика вправо, тормоз размыкается,

и груз под действием собственного веса опускается. Однако, подчиняясь закону свободного падения, он опускается не равномерно, а ускоренно, приводя в такое же ускоренное движение все звенья подъемного механизма, в том числе и зубчатое колесо. В результате через короткий промежуток времени зубчатое колесо начинает обгонять вал и перемещаться по резьбе 11 влево, доходит до храповика и зажимает его. При этом тормоз замыкается и останавливает груз. Продолжающий вращаться в направлении опускания груза рабочий вал снова отводит зубчатое колесо вправо, размыкает тормоз, и груз снова получает возможность свободно опускаться, что завершается, как и в первом цикле, автоматическим замыканием тормоза.

Таким образом, процесс опускания груза при этом тормозе со стоит из ряда чередующихся свободных падений и остановок. Что бы сократить продолжительность и путь отдельных падений груза, при регулировании тормоза стараются довести зазор е до минимума. В хорошо отрегулированном тормозе неравномерность опускания груза практически не должна ощущаться.

Монорельсы для передвижения талей имеют сечения различной формы (рис. 47): в виде двутавра, специального тавра, коробчатого, крестообразного и других профилей. Наиболее распространены профили двутавровый и специальный тавровый.

Электрические передвижные тали выпускают грузоподъемностью от 0,25 до 5 т при высоте подъема 6 м. Применяются также электротали грузоподъемностью 10 т. Благодаря компактности конструкции, простоте обслуживания и легкости установки электротали на ходят широкое применение на заводах стройиндустрии для выполнения подъемно-транспортных, монтажных и ремонтных работ. Кроме того, электроталь иногда является составной частью машины, выполняя функции механизма подъема, например в мостовых кранах.

www.soyuzproektstroy.ru

Лекция 03

Пролетные козловые и мостовые краны передвигаются по специальным подкрановым путям и обслуживают зону в виде прямоугольника. Кабельные краны перемещают грузы вдоль каната, натянутого между опорами. В зависимости от подвижности опор зона их обслуживания — линия, сектор или прямоугольник.

На металлических конструкциях кранов устанавливают несколько крановых механизмов. Типовыми крановыми механизмами являются: механизм подъема груза, включающий грузовую лебедку, полиспаст и грузозахватный орган; механизм передвижения крана или какой-либо его части; механизм вращения поворотной части; механизм изменения вылета.

Для привода механизмов кранов применяют двигатели внутреннего сгорания, гидравлические, электрические двигатели переменного и постоянного тока. Для всех крановых механизмов характерен повторно-кратковременный режим работы (чередование работы и пауз), характеризуемый относительной продолжительностью включения (ПВ). Под ПВ понимают отношение суммарного времени работы механизма в заданный период (%) к продолжительности этого периода, принимаемого для механизмов равным 1 ч. Правилами Госгортехнадзора для грузоподъемных кранов установлены конкретные ориентиры для отнесения их к тому или иному режиму работы

Специальные краны-трубоукладчики. Такие краны снабжаются боковой стрелой, установленной на тракторах трубоукладочных модификаций, благодаря чему они способны выполнять операции по разгрузке труб и плетей, подъему и опусканию их в траншею, передвижению с грузом вдоль трассы и другие операции при сооружении газо- и нефтепроводов.

Домкраты. В строительстве домкраты используют при монтажных и ремонтных работах для подъема груза на небольшую высоту, воздействуя на груз снизу. Наиболее распространены реечные, винтовые и гидравлические домкраты.

Реечный домкрат состоит из корпуса 1 (рис.44.), в котором по направляющим перемещается рейка 2, имеющая поворотную головку 3 и лапу 4. Рейка с грузом поднимается или опускается вращением

Рис.44. Реечный домкрат: а — общий вид; б — грузоупорный тормоз

рукоятки 5 через зубчатые передачи 6. Для безопасной работы домкрат оборудован грузоупорным тормозом, который действует следующим образом. Вал 7 и зубчатое колесо 8 имеют винтоную нарезку. Между торцовыми поверхностями втулки и рукоятки расположено храповое колесо 9 с собачкой. При подъеме груза рукоятка перемещается по резьбе влево, заклинивает храповое колесо и через зубчатую передачу выдвигает рейку вверх, поднимая груз. По окончании подъема груза вал рукоятки фиксируется собачкой храпового колеса, препятствующей вращению вала в обратную сторону. При опускании груза рукоятка вращается в обратную сторону и одновременно перемещается по резьбе вправо, освобождая храповое колесо. Под действием момента от силы тяжести груза через зубчатую передачу втулка зубчатого колеса ввинчивается в рукоятку, зажимает храповое колесо и препятствует свободному падению груза. Процесс опускания груза состоит из чередующихся падений и остановок. В отрегулированном тормозе (.минимальном зазоре между храповиком и рукояткой) неравномерность опускания груза практически не ощущается. При ручном приводе и кратковременной работе усилие на рукоятке допускается не более 200Н, а при непрерывной — не более 80 Н. Грузоподъемность реечных домкратов — до 6 т, высота подъема — до 0,6 м.

Рис.45. Винтовой домкрат (а) и рукоятка (б)

Винтовой домкрат. Он состоит из корпуса / (рис.45.) с бронзовой гайкой 8, винта 2 с прямоугольной или трапецеидальной резьбой, грузовой головки 3 и рукоятки 6 с трещоткой. Рукоятка свободно надета на круглую часть винта. Трещотка представляет собой колесо 4 с зубьями, надетое на квадратную часть винта, и собачку 7. В зависимости от направления винта собачку поворачивают на оси 5 в одно из крайних положений, где собачка удерживается стопором 9 с пружиной 10. Винтовые домкраты не требуют дополнительных устройств для удержания

груза, так как винтовая пара (винт—гайка) —самотормозящаяся. В самотормозящихся передачах угол подъема винтовой линии X, меньше угла трения р (обычно 4...6°). Это одновременно является и недостатком таких передач, так как у них КПД всегда меньше 0,5. Грузоподъемность винтовых домкратов — до 50 т, высота подъема до 0,35 м. При грузоподъемности более 20 т усилие на рукоятке становится значительным и поэтому рукоятка с трещоткой заменяется червячной передачей, а ручной привод — машинным.

Гидравлический домкрат (рис.46) состоит из цилиндра 6, являющегося одновременно его корпусом, поршня 5, насоса /, всасывающего 3, нагнетательного 4 и спускного 7 клапанов. При ручном приводе насос и бак 2 с жидкостью объединены с корпусом домкрата. Рабочей жидкостью служит минеральное масло или незамерзающая смесь (вода, смешанная со спиртом или глицерином). Рукояткой 8 плунжеру насоса

Рис.46. Гидравлический домкрат

сообщается возвратно-поступательное движение. При движении плунжера вправо цилиндр насоса через всасывающий клапан заполняется жидкостью, а при движении влево жидкость под давлением через нагнетательный клапан поступает под поршень основного цилиндра. Гидравлические домкраты с ручным приводом имеют грузоподъемность до 200 т и высоту подъема до 0,18...0,2 м.

При машинном приводе жидкость в цилиндр домкрата подается от отдельного гидравлического насоса, а грузоподъемность одиночного домкрата может достигать 500 т. При машинном приводе несколько домкратов могут быть приведены в действие от одной насосной станции и осуществлять подъем крупных сооружений.

Для натяжения стержней или канатов при монтаже предварительно напряженных конструкций применяют тянущие домкраты. Такой домкрат состоит из цилиндра 11, штока 10 с поршнем 12, стойки 13 и упорной плиты 14. На конце штока имеется гайка 9 для соединения его со стержнем. Домкрат закрепляют в стойке, служащей упором. При подаче масла в домкрат шток вместе с поршнем перемещается, производя натяжение стержня. Тянущие домкраты развивают усилия 630 и 1000 кН при ходе штока 315 и 400 мм и работают от насосной станции с рабочим давлением 40 МПа.

Барабанные лебедки с ручным приводом. Их изготовляют с тяговым усилием на первой скорости 5...80 кН, канатоемкостью барабана 50...200 м. Кинематическая схема монтажной барабанной лебедки с ручным приводом дана на рис.47,а.. Лебедка состоит из барабана 1, открытых зубчатых передач 3, дискового грузоупорного тормоза 4, смонтированных на параллельных валах, опирающихся на подшипники, закрепленных в боковинах станины 2. Подъем и опускание груза осуществляются вращением рукояток 6. Для увеличения скорости подъема легких грузов служит зубчатый перебор 5, изменяющий передаточное число зубчатой передачи. Безопасность работы обеспечивается дисковым грузоупорным тормозом.

Ручные лебедки рассчитываются на работу одного, двух, четырех человек одновременно. При кратковременной (до 5 мин) работе усилие одного рабочего на рукоять длиной 400 мм принимается до 200Н, а коэффициент одновременности действия двух человек — 0,8, четырех — 0,7.

Рис.47. Схема двухколодочного тормоза с растормаживающей педалью

Лебедки оборудуются двухколодочными постоянно замкнутыми стопорными тормозами. Тормозным шкивом служит половина упругой муфты, закрепленной на валу редуктора. Растормаживание тормозов осуществляется короткоходовыми электромагнитами или электрогидротолкателями, включаемыми одновременно с включением электродвигателя. Спуск груза осуществляется принудительным реверсированием двигателя. При этом скорость опускания несколько выше скорости подъема груза.

Для ускорения монтажных операций, особенно с легкими грузами, на лебедках применяют двухколодочные тормозы с дополнительной растормаживающей педалью (рис.47.). При нажатии на педаль 2 происходит поднятие тормозного груза 1.

Подвесные лебедки (тали и электротали)

Подвесные лебедки, или тали, предназначены для подъема (опускания) и перемещения груза в горизонтальном направлении. В зависимости от привода разделяются на ручные и с электрическим приводом.

Ручные тали. Ручные тали подвешивают к потолочным балкам, треногам или другим устройствам с помощью крюка 5. Грузоподъемность ручных талей 0,5...5 т, высота подъема до 3 м. Тяговым органом в ручных талях (рис.48.) является грузовая пластинчатая или овально-звеньевая цепь /, охватывающая звездочку 3, жестко связанную с червячным колесом 4 червячного редуктора. Для увеличения КПД червячного зацепления применяют червячную двухзаходную передачу, не являющуюся самотормозящей, поэтому на валу червяка 7 устанавливают дисковый или конический грузоупорный тормоз 2. Вращение червяка осуществляется цепным колесом 6 с помощью цепи 8.

Таль с электрическим приводом — электроталь. Такая таль (рис.49,а) представляет собой компактную подвесную электрическую лебедку, которая кроме механизма подъема груза 2 с крюковой подвеской имеет самостоятельный механизм передвижения от отдельного электродвигателя. Электротали перемещаются по монорельсовым путям прямолинейного или замкнутого контура. Управление электроталями осуществляется с пола с помощью кнопочного пульта, подвешенного на гибком кабеле.

Механизм подъема электротали (рис.49,б) состоит из корпуса 9, в котором размещены асинхронный короткозамкнутый крановый электродвигатель 11, встроенный в барабан 10, редуктор 7, дисковый электромагнитный тормоз 4 и крюковой подвески 8 с ограничителями высоты подъема груза. Корпус подвешен к ходовым тележкам 1. Опускание груза осуществляется реверсированием электродвигателя. Дисковый электромагнитный тормоз действует автоматически. При включении электродвигателя электромагниты 6, включенные в его цепь, разъединяют диски и вал 3 вращается свободно. При

Рис.48. Ручная червячная таль

Рис.49. Электроталь: а — общий вид;

б — кинематическая схема механизма подъема

отключении электродвигателя катушки электромагнитов и диски тормоза сжимаются пружинами 5, фиксируя груз.

Механизм передвижения (на схеме не показан) состоит из приводной и неприводной тележек, объединенных общей траверсой. Цилиндрические катки направляют движение ходовой тележки вдоль ездовой балки, а скобы - подхваты предотвращают падение тележки в случае поломки осей у катков. Приводная тележка состоит из двух конических катков, редуктора и электродвигателя.

Электротали имеют грузоподъемность 0,25...5 т, скорость подъема груза 8 м/мин, скорость передвижения 20 м/мин и высоту подъема до 6 м. Изготовляются также электротали грузоподъемностью 10 т с высотой подъема груза до 20 м. Электротали используют для обслуживания складских, производственных помещений и монтажных площадок. Их применяют для комплектации комбинированных однобалочных козловых и полукозловых кранов. Иногда для получения большей грузоподъемности кран укомплектовывают двумя спаренными электроталями.

9

СТ-320101(2) 3

studfiles.net

Домкраты, тали, лебедки

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Грузоподъемные машины

Домкраты, тали, лебедки

Домкраты представляют собой компактные грузоподъемные устройства для плавного подъема на небольшую высоту и поддержания на заданной высоте опирающихся на них грузов. Домкраты общего назначения и специальные применяются на различных монтажных, выверочных и ремонтных работах, при бестраншейной прокладке трубопроводов, используются в конструкциях строительных машин (кранов, экскаваторов, подъемников) в качестве выносных опор и т. п.

Рис. 3.9. Домкраты: а —винтовой; б —реечный; в — гидравлический

Винтовой домкрат (рис. 3.9,а) перемещает груз вращающимся стальным винтом, составляющим винтовую пару с бронзовой или чугунной гайкой, запрессованной в металлическом корпусе. Гайка и винт имеют однозаходную ленточную р.езьбу. На головке винта шарнирно закреплена опорная грузовая чаша, воздействующая на груз. Для вращения винта используют рукоять с храповым колесом и двусторонней собачкой. Храповое колесо крепится к винту, собачка—к рукоятке. При возвратно-поступательном движении рукоятки зуб собачки входит в зацепление с зубьями храпового колеса и поворачивает его вместе с винтом. Винтовые пары домкратов выполняются самотормозящимися (угол подъема винтовой линии а меньше угла трения р), что исключает возможность самопроизвольного вращения винта под действием нагрузки. Соблюдение условия самоторможения отрицательно влияет на КПД домкрата, который не превышает 0,3—0,4.

Усилие (в Н), прилагаемое к рукоятке при подъеме груза весом Q (в Н),где R — длина рукоятки, мм: г —средний радиус резьбы винта, мм; р —угол трения в резьбе, град; a — угол подъема винтовой линии (ос—4ч-6°).

Винтовые домкраты с ручным приводом имеют грузоподъемность 3—20 т при высоте подъема до 0,35 м; грузоподъемность домкратов с механическим приводом достигает 120 т.

Реечный домкрат (рис. 3.9,б) перемещает груз односторонней зубчатой рейкой 8, движущейся в направляющих металлического корпуса. Рейка в верхней части имеет поворотную грузовую чашу, в нижней — лапу для подъема низкорасположенных грузов. Движение рейке сообщается от безопасной рукоятки с грузоупорным тормозом через зубчатую передачу с одной или двумя парами шестерен. Передаточное число одной зубчатой пары 4—6, а число зубьев малых (ведущих) шестерен не превышает 4—5. Для удержания поднятого груза служат храповое колесо с собачкой.

Реечные домкраты с односторонней зубчатой рейкой при высоте подъема до 0,4 м имеют грузоподъемность 3—10 т.

Гидравлические домкраты по сравнению с винтовыми и реечными обладают большей грузоподъемностью (до 300 т), плавностью подъема и опускания груза, точностью остановки его на заданном уровне и более высоким КПД. Гидравлический домкрат с ручным приводом (рис. 3.9, в) состоит из цилиндра с поршнем, плунжерного насоса и бака для рабочей жидкости. Рабочей жидкостью служит веретенное масло или незамерзающая смесь (вода, смешанная со спиртом и глицерином). Плунжерный насос включает цилиндр, плунжер, перемещаемый рукояткой, нагнетательный и всасывающий клапаны. При возвратно-поступательном движении плунжера жидкость из бака через клапаны и перекачивается в рабочий цилиндр домкрата и давит на поршень, поднимая его вместе с грузом. Для опускания груза сливают жидкость из рабочего цилиндра обратно в бак через сливной кран.

Гидравлические домкраты с ручным приводом имеют грузоподъемность 5—200 т при высоте подъема до 0,18 м, с механическим приводом — грузоподъемность 50—300 т. Для преодоления сопротивлений подъема, по своей величине превышающих грузоподъемность одного домкрата, соединяют несколько гидравлических домкратов в общую батарею, работающую от одного насоса с электроприводом.

Тали. При монтаже и ремонте санитарно-технических устройств и трубопроводов в местах, недоступных для передвижных кранов, применяют подвесные грузоподъемные механизмы — ручные и электрические тали.

Широко распространены ручные тали с червячным механизмом подъема (рис. 3.10), гибким тяговым органом которых служит сварная калиброванная или пластинчатая день.

Грузоподъемность таких талей 0,5— 10 т, высота подъема груза до 3,0 м. Таль подвешивается над грузом на крюке, шарнирно соединенном с неподвижной обоймой. В обойме смонтированы червяк и червячное колесо, выполненное заодно с ведущей звездочкой. Грузовая цепь, перекинутая через звездочку, огибает звездочку подвижной крюковой обоймы и прикрепляется к корпусу тали, образуя двукратный полиспаст для выигрыша в силе. При вращении бесконечной цепью приводного колеса движение через червячную передачу сообщается ведущей звездочке, которая путем перематывания грузовой цепи производит подъем или опускание крюковой обоймы. Удержание груза на высоте обеспечивает дисковый грузоупорный тормоз с храповым остановом.

В случаях, когда кроме подъема груза требуется его горизонтальное перемещение, тали подвешивают к тележкам (кошкам), передвигающимся по подвесным двутавровым балкам-монорельсам. Кошки талей грузоподъемностью 1—5 т оборудуют ручным механизмом передвижения; кошки талей грузоподъемностью 0,5—1 т не имеют механизма передвижения и перемещаются по монорельсу за счет усилия толкания.

Электрическая таль представляет собой компактный подъемный механизм с электроприводом, подвешиваемый к неподвижной конструкции или к ходовой тележке. Электроталь на тележке с механическим приводом называют тельфером.

Основными узлами тали (рис. 3.11) являются электродвигатель, барабан, четырехступенчатый редуктор, электромагнитный дисковый тормоз, крюковая обойма и ограничитель подъема, автоматически выключающий электродвигатель при подходе крюковой обоймы к крайнему верхнему положению. Вращение электродвигателя через редуктор передается барабану, на который навивается канат грузового полиспаста. При работе электродвигателя электромагниты, включенные в его цепь, разъединяют диски тормоза, что позволяет быстроходному валу свободно вращаться. При отключении электродвигателя катушки электромагнитов обесточиваются, пружина прижимает подвижные диски тормоза к неподвижным и груз удерживается на высоте. Опускание груза производится на режиме двигателя. Питание электродвигателя осуществляется от сети переменного тока напряжением 220/380 В через гибкий кабель или от троллейных проводов.

Корпус тали подвешен к ходовой тележке, движущейся по монорельсу 2. Управление электроталями ведется с пола при помощи свисающего пульта с кнопками. Грузоподъемность талей 0,25—5 т при высоте подъема груза до 30 м.

Лебедки представляют собой грузоподъемные механизмы, предназначенные для подъема, опускания или перемещения различных грузов с помощью каната, навиваемого на барабан. Их широко применяют как самостоятельно действующие механизмы на различных монтажных и погрузочно-р|азгрузочных работах. Различают ручные и приводные (механические) лебедки.

Рис. 3.11. Электроталь (тельфер)

Ручные лебедки приводятся в действие мускульной силой рабочего и могут быть однобарабанными или рычажными (без барабана). Ручная однобарабанная лебедка (рис. 3.12) состоит из станины 5 и валов, на которых расположены гладкий грузовой барабан 6, зубчатые колеса и грузоупорный автоматический тормоз. Подъем и опускание груза производятся вращением вручную одной или двух рукояток, насаженных на приводной вал. Для ускоренного подъема легких грузов ручные лебедки выполняют двухскоростными. Изменение скорости подъема производится перемещением вдоль оси приводного вала блока шестерен. Автоматический грузоупорный тормоз, состоящий из храпового останова и дискового тормоза, обеспечивает торможение барабана при опускании груза и мгновенную остановку его, если рабочий отпустит рукоятку привода лебедки.

Серийно выпускаемые ручные однобарабанные лебедки одинаковы по конструкции, имеют тяговое усилие (на первой скорости) 0,5—8 те (4,9—78,4 кН), канатоемкость барабана 50—200 м.

Рис. 3.12. Кинематическая схема ручной лебедки

Рис. 3.13. Кинематическая схема реверсивной лебедки

Механические лебедки приводятся преимущественно от электродвигателей, питание которых осуществляется от сети переменного тока напряжением 220/380 В. По числу барабанов лебедки могут быть одно- и двухбарабанными, а по виду кинематической связи между двигателем и барабаном — зубчато-фрикционными и. реверсивными.

У реверсивной лебедки (рис. 3. 13) вал электродвигателя 5 и гладкий барабан постоянно и жестко связаны через двухступенчатый цилиндрический редуктор и упругую втулочно-пальцевую муфту. Изменение направления вращения барабана производится реверсированием электродвигателя. Опускание груза и порожнего крюка осуществляется принудительно (на режиме двигателя), что обеспечивает высокую безопасность лебедки. Для удержания поднятого груза служит двухколодочный автоматический тормоз, размыкаемый электромагнитом или электрогидротолкателем.

Управление реверсивными лебедками (пуск и реверсирование двигателя) производится магнитными реверсивными пускателями или кнопками «Стоп» и «Пуск» и барабанным контроллером, предназначенным для реверсирования электродвигателя и регулирования в определенном диапазоне скорости подъема, опускания или перемещения груза.

Все узлы лебедки смонтированы на раме, которая при работе закрепляется на фундаменте.

Отечественные реверсивные лебедки общего назначения выполняют по единой конструктивной схеме. Они имеют тяговое усилие 0,3—12,5 тс (3—122,5 кН), скорость навивки каната на первом слое 0,08—0,7 м/с, канатоемкость барабана 80—800 м, мощность приводного двигателя 2,8—20. кВт.

Лебедками с тяговым усилием 0,5 тс (5 кН) комплектуют строительные подъемники. Реверсивные лебедки специального назначения широко применяются в строительных машинах с индивидуальным электрическим приводом механизмов (кранах, экскаваторах и др.) для подъема и опускания рабочего органа, передвижения грузовых тележек, изменения угла наклона стрелы и т. п.

Зубчато-фрикционные лебедки в отличие от реверсивных имеют фрикционную (разъемную) связь между двигателем и барабаном (или барабанами), осуществляемую посредством конусных или ленточных фрикционных муфт.

Безопасная скорость вращения барабана при опускании груза обеспечивается управляемым ленточным тормозом. Наличие фрикционной связи позволяет осуществлять от одного двигателя привод двух барабанов, работающих независимо друг от друга и управляемых индивидуальными муфтами и тормозами.

Двухбарабанные лебедки общего назначения используют в копровых, буровых и скреперных установках. Специальные двухбарабанные лебедки являются составной частью некоторых строительных машин с механическим приводом — самоходных стреловых кранов, одноковшовых экскаваторов, скреперов, бульдозеров и т. п.

Привод барабана (рис. 3. 14) зубчато-фрикционной лебедки – осуществляется от короткозамкнутого электродвигателя через клиноременную передачу, открытую зубчатую пару и конусную фрикционную муфту. Включение фрикционной муфты происходит при осевом перемещении барабана с конусной торцевой расточкой к постоянно вращающемуся ведомому зубчатому колесу, несущему фрикционные конусные колодки. Барабан перемещается нажимной гайкой, навинченной на ленточную резьбу неподвижной оси и управляемой рукояткой вручную. Торможение и регулирование скорости вращения барабана при опускании груза обеспечивается нормально замкнутым ленточным тормозом, установленным на барабане. Груз в поднятом состоянии удерживается храповым остановом, включающим храповое колесо и собачку.

К недостаткам зубчато-фрикционных лебедок следует отнести сложность управления (требуется одновременное воздействие на рычаги включения тормоза и муфты) и недостаточную безопасность в работе вследствие отсутствия жесткой связи барабана с двигателем.

Фрикционные одно- и двухбарабанные лебедки общего назначения имеют тяговое усилие на барабане (барабанах) 0,5—2 тс (5—20 кН), канатоемкость барабана (барабанов) 80—230 м, мощность двигателя 4,5—20 кВт.

Мощность двигателя приводной лебедки (в кВт)где 5 — усилие в канате, навиваемом на барабан, Н; v — скорость навивки каната, м/с; цл — КПД лебедки.

Специальные тяговые лебедки типа ЛП применяют для укладки стальных трубопроводов в подводные траншеи методом протаскивания при строительстве переходов через водные препятствия (реки, водоемы и т. д.). Трубопровод (дюкер) протаскивается по дну траншеи отдельными секциями-плетями с последующим их наращиванием.

Рис. 3.15. Лебедка типа ЛП для протаскивания дюкеров

Лебедка (рис. 3.15) базируется на тяжеловозном прицепе-трайлере грузоподъемностью 40 т, который буксируется автомобильным или тракторным тягачом. Тяговый барабан лебедки приводится во вращение от дизельного двигателя мощностью 108 л. с. (80 кВт) через гидротрансформатор, цепную передачу, зубчатый редуктор и открытую цилиндрическую зубчатую передачу. Гидротрансформатор выполняет функции муфты сцепления и бесступенчатой коробки передач, автоматически изменяющей тяговоскоростную характеристику лебедки. На барабан лебедки навивается тяговый канат 8 диаметром 62,5 мм, огибающий блок 9 на оголовке дюкера 10 (при работе через полиспаст) и прикрепленный другим своим концом к раме прицепа.

При работе без полиспаста тяговый канат закрепляют непосредственно на оголовке дюкера. Канатоемкость барабана 800 м. Средняя скорость движения дюкера 0,1—0,5 м/с. При работе без полиспаста лебедка способна преодолевать общее сопротивление протаскиванию дюкера до 150 тс (1470 кН), а при использовании двукратного полиспаста — сопротивление протаскиванию до 300 тс (2940 кН). Усилие в тяговом канате контролируется гидравлическим устройством и фиксируется манометром.

Тяговое усилие лебедки воспринимает инвентарный якорь, заложенный в специальную траншею и соединенный с прицепом при помощи якорного полиспаста. В транспортном положении лебедки якорный канат наматывается на барабан ручной лебедки, установленный в передней части прицепа.

При протаскивании дюкера прицеп опирается через роликовые опоры на металлические подставки, которые устанавливаются на основания из шпал. Это позволяет разгрузить колеса прицепа от собственной силы тяжести и от вертикальной и горизонтальной составляющих усилия натяжения тягового каната. Управление двигателем, гидротрансформатором и тормозом осуществляется с выносного пульта.

Читать далее: Cтроительные подъемники

Категория: - Грузоподъемные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Назначение, классификация, устройство, принцип действия талей

Таль — компактное подвесное грузоподъемное устройство, содержащее лебедку. По виду привода различают тали ручные и электрические. Первые получили широкое распространение в практике производства строительно-монтажных работ и ремонта оборудования, а вторые нашли применение в качестве грузовых тележек козловых, мостовых кранов.По способу установки разделяют тали стационарные и передвижные, а по виду гибкого органа — канатные и цепные. Стационарные тали крепят (подвешивают) к перекрытиям здания или к временным переносным козлам или треногам. Передвижные тали крепят к приводным либо не приводным тележкам, передвигающимся по подвесным двутавровым балкам. По виду передаточного механизма ручные тали разделяют на шестеренчатые и червячные. Электротали оснащают преимущественно канатным гибким органом, а ручные — цепным.Схема классификации талей приведена на рисунке:

Схема классификации талей

Червячная таль с пластинчатой грузовой цепью, образующей двукратный полиспаст, имеет  верхнюю обойму 6, в которой размещен приводной механизм, и крюковую подвеску 1 с подвижной звездочкой 2, подвешенной на пластинчатой шарнирной цепи 10. Приводной механизм состоит из червяка 9, на котором закреплена приводная звездочка 4 с калиброванной сварной бесконечной цепью 3, и из червячного колеса 7, выполненного литьем со звездочкой 5 или жестко соединенного с ней. Звездочка приводит в движение грузовую пластинчатую цепь, от длины которой зависит высота подъема груза. Червячная передача (для увеличения КПД) выполнена не самотормозящаяся с двухзаходным червяком. Поэтому для предотвращения самопроизвольного опускания груза она имеет дисковый грузоупорный тормоз 5. Грузоподъемность червячных талей составляет 0,5…10,0т, а КПД- 0,55…0,70. Шестеренчатая ручная таль показана на рисунке:

Червячная таль с пластинчатой грузовой цепью

Шестеренчатая ручная таль

Крутящий момент тали от тягового колеса передается на приводной вал с шестерней, находящейся в зацеплении с двумя зубчатыми колесами, и далее через еще одну зубчатую передачу — на звездочку, осуществляющую привод грузовой пластинчатой цепи. Подъемный механизм приводится в действие бесконечной калиброванной сварной цепью, огибающей тяговое колесо. Таль снабжена дисковым грузоупорным тормозом 6. встроенным в тяговое колесо. Грузоподъемность шестеренных талей составляет 0Д5… 10,0т, а КПД-0,7…0,9.Электротали подвешивают к неподвижным опорам (балкам, колоннам, стенам и т. д.) с помощью болтов или крюков или к тележкам, перемещающимся по монорельсовому пути. Управление механизмом подъема электротали производят с пола с помощью двухкнопочного поста управления, повешенного к тали. Токоподвод выполнен в виде троллей или гибкого кабеля. Грузоподъемность электроталей составляет 0,1…15,0 т, высота подъема — до 30 м, скорость подъема- 0,05.-.0,15 м/с.Электротали могут быть использованы в качестве самостоятельных грузоподъемных машин или в качестве механизмов подъема в более сложных машинах (монорельсовых тележках, мостовых и козловых однобалочных кранах, настенных консольных кранах). Большинство электроталей имеют в качестве гибкого грузового элемента стальной канат и реже сварную или пластинчатую цепь.На рисунке  показана электроталь, подвешенная к четырехколесной не приводной тележке, передвигающейся с помощью приводной тележки. Управление талью и приводной тележкой осуществляется с пола при помощи четырехкнопочного поста управления.Пневматические тали используют для работы во взрывоопасной среде, в которой использование электродвигателей не допускается.

Электроталь

cargowork.ru

Безопасные рукоятки

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Подъемно-транспортные машины

Безопасные рукоятки

Согласно правилам Госгортех надзор а, все ручные подъемные механизмы снабжаются устройствами, предотвращающими опасное для обслуживающего персонала произвольное вращение рукоятки под действием веса груза. Такие устройства называют безопасными рукоятками. Различают два вида безопасных рукояток: безопасная рукоятка первого типа, соединяемая непосредственно с грузоупорным тормозом. При спуске груза безопасной рукояткой первого типа к рукоятке необходимо прикладывать постоянно действующее усилие. Скорость груза соответствует скорости вращения рукоятки. Безопасная рукоятка второго типа используется в таких ручных механизмах подъема, в которых по требованию производственных условий необходимо производить спуск груза со скоростью, превышающей скорость подъема. Она соединяется с тормозом таким образом, что нормально замкнутый тормоз размыкается нажатием на рукоятку. При этом механизм получает возможность движения под влиянием веса груза. Вращение рукоятки при спуске не требуется.

Регулирование скорости спуска производится путем регулирования усилия нажатия на рукоятку. Если на рукоятку нажать очень сильно, то может произойти настолько быстрый спуск, что остановка груза станет затруднительной или даже совсем невозможной. Чтобы этого не произошло, рукоятки этого типа обычно снабжают регуляторами скорости. Если вес пустого крюка окажется недостаточным для преодоления сопротивления в механизме, то для осуществления спуска его.

Лебедки с ручным приводом, предназначенные для подъема людей, снабжают безопасными рукоятками первого типа, конструкция которых допускает подъем и спуск только путем непрерывного вращения рукоятки. Скорость опускания при этом не должна превышать 20 м/мин.

Безопасная рукоятка первого типа. К этому виду относятся рукоятки, сконструированные по типу дискового тормоза, замыкаемого весом транспортируемого груза, с размыкающимися поверхностями трения. Для нормальной работы рукоятки необходимо, чтобы момент трения в резьбе был меньше момента от собственного веса рукоятки. Поэтому рукоятка в этой конструкции должна быть неуравновешенной.

Рис. 1. Безопасная рукоятка первого типа

Рис. 2. Безопасная рукоятка второго типа

Безопасная рукоятка второго типа. В рукоятке этой конструкции храповое колесо свободно размещено на тормозном шкиве, а рукоятка прикреплена шарнирно к храповому колесу. Тормозной шкив укрепляется на валу на шпонке или на квадрате. Один конец тормозной ленты крепится к пальцу, укрепленному на диске храпового колеса. Второй конец ленты крепится к пальцу, закрепленному на плече рукоятки. Тормозная пружина, действуя на второе плечо рукоятки, замыкает ленточный тормоз, соединяя тормозной шкив с храповым колесом. Подвешенный груз стремится повернуть вал с тормозным шкивом и храповым колесом в сторону спуска, но этому препятствует собачка.

При вращении рукоятки в сторону подъема груза зубья храпового колеса не препятствуют вращению тормозного шкива вместе с храповым колесом. Для спуска груза несколько отводят в направлении спуска, преодолевая сопротивление тормозной пружины. Тормозной шкив освобождается, и вал возможность вращаться в сторону спуска под действием веса груза. Если рукоятку отпустить, то тормозная пружина замкнет тормоз и движение прекратится. Расчет такой безопасной рукоятки аналогичен расчету простого ленточного тормоза. При наличии неуравновешенной рукоятки замыкающую пружину рассчитывают с учетом момента от веса рукоятки. Этот момент при горизонтальном положении рукоятки направлен в сторону, обратную направлению действия момента, создаваемого пружиной.

Читать далее: Тормозные устройства для регулирования скорости

Категория: - Подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также