Диагностируем тормозную систему автомобиля и сами устраняем неисправности. Диагностика тормозов на стенде


Диагностика тормозной системы автомобиля - все, что нужно знать

Нельзя поспорить на тему того, что автомобиль считается достаточно опасным транспортным средством. Не многие люди знают, что даже такое сложное техническое средство как самолет, гораздо безопаснее. А ведь большинство автомобильных исправностей случается из-за банальной халатности его владельца. Не усмотрел одно, не докрутил другое, не долил туда, куда надо – вот все то, что может нарушить техническое состояние автотранспортного средства. И иногда случается, что эта халатность доводит до не самых приятных вещей. Чтобы этого не допустить нужно тщательно следить за состоянием всех агрегатов вашего авто. Один из них – тормозная система. Как же проводиться диагностика тормозной системы?

Диагностика тормозной системы – зачем?

Если вы сторонник мнения о том, что тормоза придумали трусы, то спешим вас разубедить в этом. Тормозная система считается одной из важнейших систем в вашем автомобиле, отвечающих за безопасность. Именно поэтому своевременно необходимо проводить ее диагностику. Обычно, диагностика тормозной системы проводится при прохождении планового ТО. Оно в свою очередь проводится, следуя указаниям автопроизводителя.

Если же вы обнаружили явное ухудшение технического состояния тормозной системы вашего автомобиля, то можно произвести диагностику самостоятельно. Как правило, в этой процедуре нет ничего сложного и с простой заменой колодок справиться каждый человек, который хоть немного разбирается в технике. Если же вы решили доверить работу мастеру, то можно отправить машину в сервис, где тормозную систему автомобиля смогут проверить с помощью специального оборудования.

В каких случаях необходима диагностика?

Прежде чем вы решите заняться ремонтом тормозной системы самостоятельно, необходимо понять, действительно ли она неисправна. Обычно, на неудовлетворительное техническое состояние тормозов указывает один или несколько признаков:

  • Тормозной путь автомобиля заметно увеличился
  • Педаль тормоза работает некорректно – то глубоко уходит вниз, то вовсе заедает
  • Педаль тормоза нажимается, но ее движение происходит по кривой траектории
  • Тормозная система, представленная колодками, постоянно издает гул, скрипы и сильную вибрацию при торможении
  • Тормозная жидкость, прокачивающая систему, стала расходоваться слишком быстро, видны явные подтеки

Помимо приведенных выше явных признаков, встречаются и более скрытные проблемы, которые также могут возникнуть. В случае если вы сняли колеса и перед вами в открытом доступе находятся колодки, то вы можете обратить внимание на степень их износа. Явным признаком того, что система работает некорректно является неравномерный износ колодок. Также, просматривая автомобиль самостоятельно в поисках проблем, обратите внимание на шланги и тормозные трубки. Вполне возможно, что и они были повреждены.

Диагностика тормозной системы автомобиля на стенде

Если же вы решили доверить работу мастерам своего дела, или у вас просто нет времени заниматься автомобилем самостоятельно, то вполне разумно будет обратиться в специализированный сервис. Главным достоинством этого способа является то, что вы получаете высококвалифицированную помощь специалистов, которые быстро и качественно устранят все неполадки тормозной системы. Однако перед их устранением, необходимо произвести диагностику. В таких сервисах она проводится на специально предназначенных для этого стендах.

Как правило, стенды, которые размещены в сервисах автомобильного обслуживания, являются многофункциональными. На них же вы можете замерить и максимальную скорость автомобиля, и время разгона и другие интересующие вас параметры. Однако наша цель, произвести диагностику тормозной системы. При проверке ее технического состояния, стенд выдает следующие показатели для анализа:

  • Общая удельная сила торможения
  • Величина коэффициента относительной неравномерности
  • Параметры асинхронной отработки

Стоит понимать, что такое оборудование как стенд, является достаточно дорогостоящим удовольствием, поэтому маленькие сервисы не могут себе его позволить. А вот стенды, установленные в крупных автомобильных сервисах, делятся на несколько типов. Либо они установлены как отдельное оборудование, либо составляют с напольным покрытием одно целое. Единственное замечание, зона для размещения автомобиля имитирует асфальтное покрытие.

Что еще входит в диагностику?

Помимо того, что автомобиль проверяется на специальном стенде, проводится и визуальный осмотр всех агрегатов, относящихся к тормозной системе в целом. Обычно это делает тот же человек, что и запускает процесс диагностирования на стенде, так как изучив данные о работе системы, можно сразу предположить, что конкретно неисправно.

Тщательному осмотру подлежит целый ряд деталей, которые могут повлиять на некорректную работу тормозов, со всеми вытекающими. Как правило, осмотр проходит по списку:

  1. Осмотр емкости с жидкостями для тормозной системы
  2. Общее состояние и осмотр тормозных дисков, включая барабаны
  3. Осмотр тормозных колодок
  4. Техническое состояние ступичного подшипника
  5. Выявления на наличие неисправностей в участке суппорта
  6. Цилиндры и их работоспособность
  7. Функционирование усилителя основного тормозного цилиндра
  8. Осмотр тормозных шлангов

Подведение итогов и ремонт

После того, как автомобиль и его тормозная система были полностью продиагностированы, а все детали тщательно осмотрены, приходит время подведения итогов. Здесь вам озвучивается конкретный список неисправностей и деталей, которые необходимо заменить.

Как правило, полный ремонт тормозной системы производится раз в 30-40 тысяч километров. Однако стоит учитывать тот факт, что все зависит от вашего стиля вождения. Если вы редко прибегаете к экстренному торможению, и умеете правильно пользоваться педалью тормоза, то вряд ли вам придется столкнуться с такой проблемой, как диагностика тормозной системы автомобиля.

Смотрите также

avtomoto-best.ru

виды, характеристики, принцип работы. Стенд для проверки тормозной системы автомобилей :: SYL.ru

Тормозная система автомобиля представляет собой сложный комплекс узлов и агрегатов, обеспечивающих одну из самых ответственных функций – своевременную остановку движения. Поэтому диагностика тормозов имеет большое значение в процессе эксплуатации транспортного средства. Подручными средствами в гаражных условиях выполнить качественную проверку данной системы не получится в силу технических ограничений. Но грамотное использование тормозного стенда позволит не только выявить очевидные неисправности устройства, но и произвести ремонт с заменой отдельных компонентов.

Общая конструкция стенда

Большинство моделей данного оборудования выполняются в виде платформенной базы с функциональными компонентами, электротехнической основой и цифровыми средствами контроля рабочего процесса. Конструкцию формируют металлические панели, удерживающие площадку для стоянки транспортного средства. Движение в наиболее распространенных барабанных моделях обеспечивает роликовая установка. Функциональные компоненты представляют собой стойку управления, светофор, комплекс датчиков, регулирующие положение штативы и программное обеспечение. В качестве опционального дополнения некоторые изготовители предлагают снабжать тормозной стенд аппаратами для создания отчетов (печатающие устройства), фундаментным каркасом, ограждающими конструкциями, информационными табло и другими приспособлениями. Специалисты в этом плане рекомендуют основное внимание уделять средствам, повышающим эргономику обращения с оборудованием.

Основные характеристики стенда

При выборе в первую очередь внимание уделяется параметрам конструкции. В частности, средние габариты составляют 3000 х 700 мм – соответственно, размеры по длине и ширине. Стойки управления имеют 600 х 400 мм в тех же параметрах, а также более 1000 мм по высоте. Далее определяется подходящая грузоподъемность. Сам по себе стенд для проверки тормозной системы автомобилей весит около 1 т, но в зависимости от модели может выдерживать груз до 10 т. То есть некоторые конструкции позволяют обслуживать и легковушки, и небольшие грузовики. Скорость движения обычно варьируется в пределах 2-4 км/ч – эти показатели можно рассматривать как начальную скорость торможения, имитируемую на платформе.

Не менее важен и спектр величин усилия на каждом колесе при обслуживании тормозным стендом. Характеристику по этому показателю можно представить так: 0-25 кН с погрешностью 3-5 %. Поскольку современные стенды работают с электротехническими аппаратами диагностики, следует продумать и оптимальное напряжение. Крупноформатные площадки для автосервисов подключаются к трехфазным сетям на 380 В, но если подбирается специализированный стенд для легковушки, то с большей вероятностью можно будет ограничиться линией на 220 В.

Принцип работы

После установки автомобиля на площадке оператор запускает оборудование. Далее в процесс включаются тензорезисторные датчики, которые фиксируют показатели реактивных моментов торможения. Регистрация усилия происходит на фоне поступления электрического сигнала, возникающего от мотора-редуктора. Пример действия системы можно продемонстрировать на роликовом агрегате. Как работает тормозной стенд этого типа? В ходе проскальзывания шин по барабанным установкам происходит отключение электропривода платформы, если момент противодействия колеса обеспечит нужное усилие. Если диски покажут установленные ранее значения проскальзывания, оба ролика на оси отключатся.

Важно отметить, что колеса могут проверяться в разных условиях. Как и на практике эксплуатации машины, поверхность контакта может быть сухой, мокрой или скользкой. Для каждого состояния роликовой поверхности присваиваются определенные показатели нормативов, при которых диски должны дать оптимальное тормозное усилие. Конкретные значения для гидравлических и пневматических систем фиксируются датчиками. Помимо этого, стенд тормозной может замерять усилие при прокручивании незаторможенного колеса. Данный показатель позволяет оценить состояние подшипников, уровень сопротивления в трансмиссии и величину зазоров между дисками и колодками.

Роликовые модели стендов

Данная версия раскручивает колеса без необходимости включения двигателя. Барабанные установки сами приводятся в действие электроприводом, имитируя взаимодействие колес и дорожного полотна. В момент торможения датчики регистрируют остановку колодок с их замасливанием, после чего проверяют уровень биения дисков, выявляя подклинивания и прочие дефекты. Информация о произведенных испытаниях отражается на дисплее контролирующего устройства. Весь процесс диагностики может происходить в автоматическом режиме. От оператора требуется лишь завести автомобиль на роликовый тормозной стенд, а затем активировать нужный режим испытаний. К достоинствам такого оборудования относят возможность комплексной проверки тормозной системы с детальным анализом отдельных узлов, точность и экономность экспертизы.

Платформенные стенды

В плане конструкционного устройства это простейшие модели тормозных диагностических установок. Типовые версии представляют собой две плоские платформы с промежутком, равным колее расположения колес у целевого автомобиля. В сложном исполнении может предусматриваться и большее количество испытательных сегментов, что позволяет одновременно испытывать несколько машин. Например, в двухплатформенной модификации производится поочередная диагностика передней и задней оси. В дальнейшем система так же формирует отчет, на основе которого может выполняться замена тормозных дисков или коррекция определенных настроек. Как правило, полученные данные позволяют определить область проведения текущего ремонта. К примеру, на основании отчета механик может обновить смазку подшипников, заменить манжеты, предохранители или прокладки.

Особенности обкаточно-тормозных моделей

После ремонтных мероприятий система ДВС и тормозные агрегаты должны проходить период испытаний. Это своего рода обкатка с реальной нагрузкой в естественных условиях. Поскольку не всегда удается проводить подобные тесты на дороге, для них используют обкаточно-тормозной стенд, обеспечивающий оптимальную приработку деталей и узлов. В состав оборудования входит привод, нагрузочное устройство и асинхронный электродвигатель. В процессе обкатки, кроме функции тормоза, оцениваются показатели расхода топлива, стабильность снабжения агрегатов технической жидкостью, давление в системе смазки и т.д. После завершения рабочего сеанса формируется протокол с зафиксированными эксплуатационными показателями.

Современный функционал

Новейшие модели стендов широко обеспечиваются чувствительными электронными устройствами разного назначения. Уже в базовую комплектацию могут входить датчики опорных роликов, сенсоры редуктора, детекторы тормозного усилия и общий контроллер. Стойка управления, в свою очередь, позволяет организовывать автоматизированный рабочий режим, в котором оборудование сможет обслуживать технику в поточном режиме. Важно подчеркнуть, что системы пускателей не только реализуют диагностические задачи, но и выполняют защитные функции. Без участия оператора автоматизированный тормозной стенд для легковых автомобилей обеспечивает самоблокировку, отключает кнопки панели управления, активирует защитные реле и т.д. Но и диспетчер при необходимости может вмешиваться в процесс, подавая команды через удаленный пульт. Такая конфигурация взаимодействия с оборудованием применяется в профессиональных модификациях стендов.

Техобслуживание оборудования

При постоянной эксплуатации в сервисных центрах и мастерских требуется ежедневная ревизия стенда. Она включает профилактические, технические и диагностические мероприятия, направленные на выявление неисправностей, замену расходников и мелкие ремонтные операции. Например, частая замена тормозных дисков предполагает высокие нагрузки на платформы и барабанные устройства. Поэтому некоторые изготовители рекомендуют выполнять проверку конструкции и несущей базы после каждого испытательного сеанса. В зависимости от эксплуатационных нагрузок и характеристик самого стенда, капитальный ремонт может требоваться раз в месяц, полгода или год. Комплексное обслуживание включает работы по зачистке поверхностей, удаление следов ржавчины, а также проверку комплектности, надежности фиксирующих узлов и технического состояния конструкции.

В заключение

В выборе подходящего стенда учитывается множество факторов. Кроме характеристик целевого транспорта, следует также оценить условия эксплуатации оборудования. Как минимум, рассчитывается площадка для установки тормозного стенда и средства его энергоснабжения. Не стоит исключать и возможность будущего опционального дополнения конструкции. Расположением стойки контроллера дело редко ограничивается. Многофункциональные управляющие блоки, в частности, могут существенно расширить спектр диагностических операций, но также потребуют дополнительных мощностей и свободного пространства.

www.syl.ru

Как проводить диагностику тормозной системы – общие рекомендации

   Бесперебойная работа тормозной системы не повышается из-за торможений перед светофором, больших зазоров, дорожного покрытия и национальных признаков управления машиной.

Тормозная система, в которую входит в том числе, передний тормозной механизм, постоянно испытывает серьёзные нагрузки.  Это повышает вероятность аварии, ведь детали и внутренние механизмы, такие, как задний тормозной механизм, выходят из строя быстрее.  Потому возникает необходимость в проведении такой процедуры, как диагностика.

Диагностика тормозной системы: раньше и сейчас. Как проводится.

      Совсем недавно многие специалисты рекомендовали заниматься таким делом, как диагностика тормозной системы, через каждые пять тысяч километров пробега автомобиля.  Теперь показатель стал гораздо меньше. Ведь тормозная система обязательно проверяется специалистами при прохождении техосмотра. Два раза в год – минимальное количество раз, по мнению экспертов, когда должна проводиться такая диагностика.

Диагностика тормозной системы включает в себя проверку:

  1.  Тормозных колодок
  2. Дисков и барабанов
  3. Ступичного подшипника
  4. Тормозной жидкости
  5. Тормозных шлангов
  6. Суппорта
  7. Рабочих цилиндров
  8. Усилителя тормозов и главного цилиндра

Диагностика тормозной системы: способы и методы

   Существует два основных метода, которыми проводится проверка тормозной системы в любом автомобиле. Это тест на стенде и дорожный тест.

Дорожный тест

Дорожным тестом сама по себе выступает любая поездка на транспорте.  Даже новички могут чувствовать, когда при торможении без давления на руль машина отклоняется в сторону. Не должны остаться без внимания скрипы и лишние шумы, провал педали тормоза в пол, повышение тормозного пути и вибрации. Это всё свидетельствует о том, что присутствуют неисправности тормозной системы.

Стендовый тест

В полевых условиях провести качественную диагностику практически невозможно. Получается лишь минимальная информация о существующих проблемах в машине. Существует множество факторов, которые могут повлиять на результат проверок, проведённых в дорожных условиях. А вот при проведении стендовых испытаний возможно получить более точную информацию. Все полученные данные обязательно записываются на каких-либо носителях.

При помощи специальных программ на компьютере в дальнейшем полученная информация обрабатывается.  Таким образом, можно понять, в каком действительно состояния находятся тормоза.

Стенды для испытаний могут относиться к нескольким типам. Стенды для статических испытаний, площадочные и инерционные, роликовые и силовые – главные типы. Овальность тормозных барабанов, время срабатывания системы, общая удельная тормозная сила – лишь некоторые из характеристик, показатели которых можно узнать на стенде.

Усилие на педаль тормоза, давление в системе тормозов – имеется прекрасная возможность измерить эти показатели, обратившись за помощью к современным сервисным центрам. Датчики и приборы на вооружении  специалистов вполне позволяют провести соответствующие исследования. Человеческий фактор практически не влияет на испытания, которые проводятся на стенде. Это, безусловно, является большим преимуществом таких проверок.

   Тормоза в системе автомобиля будут надёжно функционировать только в том случае, если  человек готов будет тратить время на то, что вовремя выполнять проверки, согласуясь с рекомендациями от специалистов. Конечно, стендовые проверки обходятся дороже, но ведь никогда не стоит экономить на собственной безопасности. Стенд для статических тестов позволяет водителям самостоятельно проводить проверки своих машин. Но в любом случае ещё раз повторяем, что на безопасности водителей и пассажиров лучше не экономить. Только профессиональная проверка позволит полностью быть уверенным в своей машине.

autoremka.ru

Диагностика тормозной системы своими руками

Содержание статьи:

Тормозная система автомобиля

Проверку тормозной системы нужно делать регулярно, чтобы не пришлось попасть в страшные аварийные ситуации. При неисправных тормозах машины подвергаются опасности все участники движения на дороге, а в первую очередь – сам водитель.Маленькие неисправности нужно исправить, не доводя дело до сложного ремонта. Опытный водитель всегда сначала обращает внимание на тормоза, а не на внешний вид автомобиля. Безопасность увеличится, если легким нажатием на педаль автомобиль быстро остановится.

Неисправность системы ABS

Если у автомобиля нет системы ABS, его может развернуть поперек движения или вынести на встречную полосу. Такое может произойти, когда на обледенелой полосе правые колеса будут тормозить на льду по обочине, а левые колеса находятся на мокром асфальте. Чтобы этого не случилось, важно хорошо следить за работой ABS. ABS сможет прекратить скольжение автомобиля вбок при торможении.

Торможение происходит самопроизвольно

Если двигатель работает и произошло произвольное торможение, то это может означать, что неполадки возникли с вакуумным усилителем тормозов. В этом случае происходит подсос воздуха в корпус вакуумного усилителя. Это может произойти между защитным колпаком и корпусом клапана. Причиной может быть плохая фиксация уплотнителя крышки или его перекос.

Прочие неисправности

Всегда нужно проверять тормозную жидкость, она не должна быть черной. Если она будет черного цвета, то тормозные свойства снижаются. Тормозная жидкость уже не сможет оказать хорошего давления в тормозных цилиндрах. Когда жидкость разъедает сальники и начинает течь, то давление на тормозные колодки резко падает, а там и до аварии останется совсем недалеко.

Тормозная жидкость автомобиля

На неисправность тормозов могут указывать их скрип, утечка жидкости, легкий ход педали и длинный тормозной путь. Это может произойти при нерегулярной замене жидкости, при износе тормозных колодок или при нарушении герметичности системы. Если в машине присутствует хотя бы один из таких признаков, то обязательно нужно проводить диагностику автомобиля.

Какую тормозную жидкость выбрать: результаты теста

Диагностика

Сначала проверяется герметичность всех соединений. Важно посмотреть вакуумный усилитель. При работающем двигателе нужно надавить педаль тормоза. Посмотреть на панели, как работают индикаторы. Пневматический привод на герметичность проверяется при неработающем двигателе.

Небольшие утечки легко улавливаются на слух. Места, где соединяются трубопроводы можно смазать мыльным раствором. При утечке вздуются мыльные пузыри.

При устранении любой неисправности обязательно зафиксируйте свой автомобиль. При неисправности колесных цилиндров нужно произвести их замену. При этом, колодки и барабаны хорошо промываются и просушиваются. Потом нужно прокачать систему всего гидропривода.

Когда педаль тормоза проваливается, то в системе присутствует воздух, который обязательно нужно удалить. Перед удалением воздуха обязательно проверяется уровень тормозной жидкости. Если жидкости меньше допустимой нормы, то ее нужно добавить.

С клапана, выпускающего воздух, нужно снять резиновый колпачок. Он находится в цилиндре заднего правого колеса. Надевают шланг на штуцер клапана, другой конец опускается в стеклянную банку с тормозной жидкостью. 5 — 6 раз нажимают педаль тормоза. Удерживая педаль, на два оборота отворачивают штуцер.

Снова 5 раз нажимают педаль и медленно отпускают. Делать это нужно несколько раз, пока в банку с жидкостью не престанут выходить пузырьки. Когда перестанет идти воздух, нужно завернуть до конца штуцер (педаль должна быть нажата). Потом шланги нужно отсоединить и поставить на свое место колпачок.

Если слышен скрип, а машину заносит при торможении, то может быть, замаслились тормозные колодки. Колодки промываются в моющем средстве теплой водой. Потом их нужно хорошо просушить. Затем колодки отшлифовывают и удаляют с них пыль.

При стирании тормозных колодок не будет равномерного шума. Чтобы тормозной диск не испортить, колодки на нем необходимо срочно заменить. Для этого придется зафиксировать ваш автомобиль, снять колеса.

Руль нужно повернуть вправо до отказа, так легче дотянуться до колодок. Снять тормозные шланги на стойках. Баллонным ключом нужно утопить поршень тормозного суппорта. Надо следить за тем, чтобы уровень тормозной жидкости не был выше положенного. Потом отгибают тормозной шланг и тормозную скобу, открутив болты. Теперь можно устанавливать новые колодки, завернуть болты и возвратить все на место.

При тугом движении тормозной педали может быть сломан вакуумный усилитель или неисправна герметика трубопровода. Нужно заменить сломанные детали вакуумного усилителя, а то место, где нарушена герметика шланга можно покрыть специальной пастой.

При самопроизвольном торможении может быть нарушено положение суппорта. Придется просто подтянуть болты. Если бензин попадет в тормозную жидкость, колеса могут немного подтормаживать. Это может произойти при разбухании уплотнителя на тормозном цилиндре. При этой неисправности нужно промыть всю систему и заменить сломанные детали. После замены деталей, нужно прокачать всю систему гидравлического привода.

Тормозные шланги могут повредиться механически или при долгом их использовании. Не нужно пытаться их ремонтировать «дедовскими способами», лучше будет их сразу поменять на новые. Мастера рекомендуют ежегодно полностью менять всю тормозную жидкость. Из главного бочка тормозного цилиндра остатки тормозной жидкости удаляются при помощи спринцовки или шприца.

Все эти простые действия смогут содержать тормозную систему в надлежащем виде и обезопасить вас на дороге.

Похожее

comments powered by HyperComments

autofeel.ru

Диагностика тормозной системы — Автосервис «Навигатор», г. Томск

Каждый опытный автомобилист знает, что залогом безопасной езды является не только аккуратное вождение и внимание на дороге, но также проведение регулярного технического осмотра автомобиля. Особенно это важно для таких больших городов, как Томск, где в час-пик образуются пробки и машины вынуждены двигаться, постоянно сменяя газ на тормоз. Именно поэтому в Томске функционирует так много СТО.

Одним из современных и наилучшим образом оборудованных сервисов является автоцентр «Навигатор» в котором можно не только проверить исправность работы всех систем автомобиля, но и произвести диагностику тормозов автомобиля на специальном стенде, одобренном ГИБДД России.

Часто городская езда осуществляется рывками, а потому тормозная система подвергается сильному износу. Именно поэтому диагностика тормозов должна проводиться как можно чаще. Это позволит не только избежать дорогого ремонта автомобиля, но и сохранит жизнь автовладельцу.

Своевременная диагностика тормозной системы позволяет уже на ранних стадиях поломки предотвратить её прогресс, избежав, таким образом, возникновения аварийной ситуации.

Причиной возникновения неполадок в тормозной системе может быть несколько, но основная – неудовлетворительное состояние вакуумного усилителя. В ходе плановой технической диагностики должна осуществляться проверка тормозов, т.е. после каждых 50 тыс. км пробега автомобиля.

Существует несколько признаков, свидетельствующих о необходимости срочной диагностики тормозной системы, вот основные: появление стука или пульсации, увеличение тормозного пути, вытекание тормозной жидкости, изменение привычного поведения педали тормоза, некорректное поведение автомобиля (занос) при торможении, нагрев, неравномерный износ или наличие трещин на деталях тормозной системы. Своевременная тщательная диагностика работы и проверка всех мельчайших деталей помогут выявить неисправность на ранних стадиях её развития. Диагностика уровня тормозной жидкости, наличия повреждения тросов стояночного тормоза, замер промежутков между тормозными барабанами и накладками колодок и т.д. даст возможность провести диагностику степени износа тормозной системы и провести диагностику исправности её работы.

Мы осуществляем диагностику тормозной системы с помощью специального оборудования и компьютерных программ, позволяющих выявить даже самый незначительный дефект. Диагностическая линия проверки тормозной системы, на которой осуществляется проверка автомобиля, одобрена и рекомендована ГИБДД России. Проверка тормозов на таком специализированном стенде под руководством квалифицированных специалистов позволяет проводить диагностику полноприводных авто и даже машин с шипованными колесами.

Благодаря специальному стенду для диагностики тормозной системы, возможны измерения величины усилий на прокручивание незаторможенных колес, а также усилий возникающих на органах управления стояночной и рабочей систем. Также с помощью такой диагностики высчитывается предельные и настоящие тормозящие силы на колесе, замеряются конусность/овальность тормозных барабанов, неравномерность сил торможения.

Результаты диагностики тормозной системы на таком стенде выводятся в виде числовых показателей и трехмерных графиков. Это позволяет с высокой точностью диагностировать неполадки в тормозной системе и выбрать оптимальные пути их устранения.

Обращаясь за помощью в автоцентр «Навигатор», автомобилист получает высококвалифицированную помощь специалистов в диагностике автомобилей, в частности тормозной системы. Работы по диагностике тормозной системы осуществляются с высокой точностью, гарантией и в кратчайшие сроки.

avtonavigator.tsk.ru

2.3. Методы диагностирования тормозных систем

Для диагностирования тормозных систем автомобилей, применяют два основных метода диагностирования — дорожный и стендовый [7].

  • дорожный метод диагностирования предназначен для определения длинны тормозного пут; установившегося замедления; устойчивость автомобиля вовремя торможения; время срабатывания тормозной системы; уклон дороги, на которой должен неподвижно стоять автомобиль;

  • стендовый метод испытаний необходим для расчета общей удельной тормозной силы; коэффициента неравномерности (относительной неравномерности) тормозных сил колес оси.

На сегодняшний день существует множество различных стендов и приборов, для измерения тормозных качеств различными методами и способами:

  • инерционные платформенные;

  • статические силовые;

  • силовые роликовые стенды;

  • инерционные роликовые;

  • приборы, измеряющие замедление автомобиля во время дорожных испытаниях.

Инерционный платформенный стенд. Принцип действия этого стенда основывается на измерении сил инерции (от вращательно и поступательно движущихся масс), возникающие во время торможения автомобиля и приложенные в местах сопряжения колес автомобиля с динамометрическими платформами.

Статические силовые стенды. Данные стенды представляют собой роликовые и платформенные устройства, которые предназначены для проворачивания «срыва» заторможенного колеса и измерения прикладываемой при этом силы. Статистические силовые стенды имеют, пневматические, гидравлические или механические приводы. Тормозная сила измеряется при вывешивании колеса или при его опоре на гладкие беговые барабаны. У данного метода есть недостаток диагностирования тормозов - это неточность результатов, в результате чего не повторяются условия настоящего динамического процесса торможения.

Инерционные роликовые стенды. Они имеют ролики, имеющие привод от электродвигателя или от двигателя автомобиля. Во втором примере, за счет задних (ведущих) колес автомобиля, вращаются ролики стенда, а от них с помощью механической передачи — и передние (ведомые) колеса.

После того, как автомобиль установлен на инерционный стенд, линейную скорость колес доводят до 50-70 км/ч и резко тормозят, одновременно разобщая все каретки стенда путем выключения электромагнитных муфт. При этом в местах контакта колес с роликами (лентами) стенда возникают силы инерции, противодействующие тормозным силам. Спустя некоторое время вращение барабанов стенда и колес автомобиля прекращают. Пути, пройденные каждым колесом автомобиля за это время (или угловое замедление барабана), будут эквивалентны тормозным путям и тормозным силам.

Тормозной путь определяется по частоте вращения роликов стенда, фиксируемой счетчиком, или по продолжительности их вращения, измеряемой секундомером, а замедление — угловым деселерометром.

Силовые роликовые стенды с использованием сил сцепления колеса с роликом позволяют измерить тормозную силу в процессе его вращения со скоростью 2,10 км/ч. Вращение колес осуществляется роликами стенда от электродвигателя. Тормозные силы определяют по реактивному моменту, возникающему на статоре мотор редуктора стенда при торможении колес.

Роликовые тормозные стенды позволяют получать достаточно точные результаты проверки тормозных систем. При каждом повторении испытания они способны создать условия (прежде всего скорость вращения колес), абсолютно одинаковые с предыдущими, что обеспечивается точным заданием начальной скорости торможения внешним приводом. Кроме того, при испытании на силовых роликовых тормозных стендах предусмотрено измерение так называемой «овальности» — оценка неравномерности тормозных сил за один оборот колеса, т.е. исследуется вся поверхность торможения.

При испытании на роликовых тормозных стендах, когда усилие передается извне (от тормозного стенда), физическая картина торможения не нарушается. Тормозная система должна поглотить поступающую извне энергию даже несмотря на то, что автомобиль не обладает кинетической энергией.

Есть еще одно важное условие — безопасность испытаний. Самые безопасные испытания — на силовых роликовых тормозных стендах, поскольку кинетическая энергия испытуемого автомобиля на стенде равна нулю. В случае отказа тормозной системы при дорожных испытаниях или на площадочных тормозных стендах вероятность аварийной ситуации очень высока [8].

Следует отметить, что по совокупности своих свойств именно силовые роликовые стенды являются наиболее оптимальным решением как для диагностических линий станций техобслуживания, так и для диагностических станций, проводящих гостехосмотр.

Современные силовые роликовые стенды для проверки тормозных систем могут определять следующие параметры:

  1. По общим параметрам транспортного средства и состоянию тормозной системы — сопротивление вращению незаторможенных колес; неравномерность тормозной силы за один оборот колеса; массу, приходящуюся на колесо; массу, приходящуюся на ось.

  2. По рабочей и стояночной тормозным системам — наибольшую тормозную силу; время срабатывания тормозной системы; коэффициент неравномерности (относительную неравномерность) тормозных сил колес оси; удельную тормозную силу; усилие на органе управления.

Данные контроля (рис. 2.3.) выводятся на дисплей в виде цифровой или графической информации. Результаты диагностирования могут выводиться на печать и храниться в памяти компьютера в базе данных диагностируемых автомобилей.

Рис. 2.3. Данные контроля тормозной системы автомобиля:

1 — индикация проверяемой оси; ПО — рабочий тормоз передней оси; СТ — стояночная тормозная система; ЗО — рабочий тормоз задней оси

Результаты проверки тормозных систем могут выводиться также на приборную стойку (рис. 2.4.)

Динамику процесса торможения (рис. 2.5.) можно наблюдать в графической интерпретации. График показывает тормозные силы (по вертикали) относительно усилия на педали тормоза (по горизонтали). На нем отражены зависимости тормозных сил от усилия нажатия на педаль тормоза как для левого колеса (верхняя кривая), так и для правого (нижняя кривая).

Рис. 2.4. Приборная стойка тормозного стенда

Рис. 2.5. Графическое отображение динамики процесса торможения

С помощью графической информации можно наблюдать также разницу в тормозных силах левого и правого колес (рис. 2.6.). На графике показано соотношение тормозных сил левого и правого колес. Кривая торможения не должна выходить за границы нормативного коридора, которые зависят от конкретных нормативных требований. Наблюдая характер изменения графика, оператор-диагност может сделать заключение о состоянии тормозной системы [10].

Рис. 2.6. Значения тормозных сил левого и правого колес

studfiles.net

Диагностика тормозов ЗИЛ-5301

 Проверка тормозных систем на стенде

Проверка рабочей тормоз­ной системы осуществляется на роликовом тормозном стенде при работающем двигателе. Снаряженный автобус (автомо­биль) с водителем устанавли­вается поочередно передней и задней осью на ролики стенда.

Ролики стенда не должны быть замаслены, шины автобу­са должны быть сухими.

Если величина сопротивле­ния прокручиванию превышает данные, приведенные в табл. 1, то следует проверить:

для пе­редних колес - работу тормоз­ных скоб;

для задних колес - тормозные механизмы.

Диагностирование состояния и техническое обслуживание пневматического привода тормозной системы

Диагностику состояния и ра­ботоспособность аппаратов пневматического привода мож­но определить по показаниям контрольного манометра, под­ключенного к контрольным выводам, установленным на авто­мобиле (рис. 1).

рис. 1

 Пример подключения кон­трольного манометра к клапану контрольного вывода: 1 - влагомаслоотделитель; 2 - клапан контрольного вывода: 3 - контрольный манометр

Диагностирование осуще­ствляется путем сравнения по­казаний манометра и норм, при­веденных в табл. 1. Эту ра­боту рекомендуется проводить квалифицированным специали­стам.

Перед проверкой надо за­полнить пневматический привод сжатым воздухом до момента отключения компрессора, т.е. до момента срабатывания регуля­тора давления пневмопривода, когда давление в системе, кон­тролируемое по штатному двухстрелочному манометру пере­стает расти.

Недостаточная величина тормозной силы указывает на неисправность тормозной сис­темы. В этом случае надо уст­ранить неисправность и повто­рить проверку на стенде.

рис. 2

Рис. 2. Слив конденсата из воз­душного баллона: 1 - шток крана слива конденсата; 2 -воздушный баллон

Для обеспечения нормаль­ной работы системы пневмати­ческого тормозного привода не­обходимо при техническом об­служивании открывать спускные краны в воздушных баллонах и проверять наличие конденсата (рис. 2).

Наличие конденсата в балло­нах служит признаком выхода из строя влагомаслоотделителя и необходимости восстановления его работоспособности. При нормально работающем влагомаслоотделителе конденсата в баллонах практически не долж­но быть.

Проверять пружинный энер­гоаккумулятор на герметичность необходимо при наличии сжа­того воздуха в контуре привода стояночной тормозной системы. Утечек воздуха быть не должно.

Перед выездом необходимо убедиться, что давление в сис­теме не ниже 0,5 МПа. Во вре­мя движения давление в пнев­матической системе привода тормозных механизмов должно быть в пределах 0,65.,.0,80 МПа.

Можно допускать только крат­ковременное снижение давле­ния при частых повторных торможениях. Во избежание полно­го израсходовании воздуха при частых торможениях запрещает­ся останавливать двигатель на длинных спусках.

Повышение давления в сис­теме свыше 0,8 МПа свидетельствует о неисправности регуля­тора давления пневмопривода или разгрузочного устройства, а свыше 1,35 МПа, кроме того - о неисправности предохранительного клапана регулятора давления пневмопривода. В этом случае необходимо немед­ленно устранить неисправности.

При свободном положении педали при неработающем дви­гателе снижение давления в тормозной системе по показа­нию шкал манометра не долж­но превышать 0,05 МПа в тече­ние 30 мин и 0,05 МПа в тече­ние 15 мин при включенных органах управления.

Быстрое падение давления в пневматической системе при остановке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы. Место сильной утечки воздуха из системы мо­жет быть определено на слух. Небольшая утечка может быть определена с помощью мыль­ной эмульсии. Утечку воздуха через соединения устраняют, подтягивая соединительную ар­матуру.

Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, то полный ход педали рабочей тормозной системы определя­ется линейкой при нажатии на педаль должен составлять , 105... 115 мм. При полном нажа­тий педаль не должна упирать­ся в пол кабины.

Таблица 1

Параметр Передние колеса Задние колеса
Сопротивление прокручиванию колес без торможения, Н Не более 480 Не более 490
Тормозная сила*, Н

Не менее 7840 при

максимальном ходе

педали

Не менее 5880 при

максимальном ходе педали

Разность тормозных сил на колесах одной оси, % Не более 20 Не более 20

Время срабатывания (время достижения

максимальной тормозной силы при резком

нажатии на педаль тормозов), с

75%

Не более 0,6 Не более 0,6

Тормозная сила должна возрастать плавно, пропорционально усилию на педали.

Регулировку осуществляют двумя регулировочными винта­ми, ввернутыми в педаль в сле­дующей последовательности.

Отпустить гайку крепления оси ролика и контргайку регу­лировочного винта. Поворотом оси ролика добиться, чтобы при приложении к педали усилия 500...600 Н зазор между полом и педалью был не менее 10 мм, а давление воздуха в двухполостной тормозной камере срав­нялось с давлением в воздуш­ных баллонах. В этом положении вывернуть регулировочный винт 3 (рис. 3) до упора в кронштейн педали.

рис. 3

Рис. 3. Регулировка педали тор­моза: 1 и 3 - регулировочные винты; 2 -педаль тормоза

Вращением регулировочно­го винта 1 добиться, чтобы при отпущенной педали зазор меж­ду роликом и толкателем был не более 0,3 мм.

После этого закрепить поло­жение оси ролика и регулиро­вочных винтов 1 и 3 их гайка­ми.

Диагностирование состояния и техническое обслуживание гидравлического привода тормозной системы

 Важным фактором исправ­ной работы гидравлического тормозного привода является тщательный осмотр всех трубо­проводов и соединений

  • При проведении осмотра не­обходимо определить:
  • наличие вмятин и трещин на трубопроводах, появление ко­торых не допускается;
  • наличие следов соприкос­новения резиновых шлангов с минеральными маслами и смаз­ками, разрушающими резину;
  • отсутствие вздутий на шлангах, появляющихся при на­жатии на педаль тормоза, при наличии которых шланги надо заменить;
  • целостность скоб крепле­ния трубопроводов;
  • разрушен­ные скобы надо заменить;
  • отсутствие утечки жидкости из штуцеров. При ее наличии необходимо затянуть гайки до отказа, не допуская деформации трубопроводов.

При наличии малейших со­мнений в работоспособности деталей привода их следует за­менить.

рис. 4

Рис. 4. Приспособление для проверки главного тормозного цилиндра: 1 - штуцер; 2 - клапан прокачки; 3 - манометр; 4 - главный тормозной цилиндр с пневмокамерой; 5 -трубка; 6 - шланги от главного тормозного цилиндра к сигнальному клапану; 7 - перепускной болт

Проверка главного тор­мозного цилиндра. Работос­пособность главного тормозно­го цилиндра можно определить на автомобиле с помощью спе­циального приспособления, по­казанного на рис. 4.

Причинами выхода из строя главного тормозного цилиндра являются:

  • износ или потеря эластичности манжет,
  • износ ра­бочих поверхностей цилиндра и поршней,
  • разбухание манжет от попадания в систему минераль­ных масел,
  • засорение компенса­ционных отверстий.

При разбухании манжет про­исходит, как правило, нерастормаживание автомобиля из-за перекрытия передними манже­тами компенсационных отвер­стий. Для определения этой не­исправности достаточно отсое­динить трубки от главного тор­мозного цилиндра. Если после вытекания жидкости из рабочих полостей течь прекращается и уровень в бачке не уменьшает­ся, то компенсационные отвер­стия перекрыты манжетами или засорились.

Проверка регуляторов давления гидропривода. Ре­гуляторы давления установлены в гидравлическом приводе к механизмам задних тормозов и крепятся на лонжеронах рамы в задней части автомобиля.

Регуляторы давления гидро­привода в техническом обслу­живании не нуждаются.

Для проверки регуляторов надо выполнить следующее:

  • вывернуть регулировочный болт из нажимного рычага, пред­варительно отвернув контргай­ку;
  • произвести контрольное торможение автомобиля без нагрузки на сухом горизонталь­ном участке дороги с асфаль­товым или бетонным покрытием.
  • Торможение надо проводить на скорости 50...60 км/ч, плавно увеличивая усилие на тормоз­ную педаль до появления бло­кировки колес одной из осей.

Если в процессе торможения отмечается опережающая бло­кировка задних колес, то регу­ляторы следует отремонтиро­вать или заменить.

Проверка сигнального ус­тройства гидропривода про­водится при подозрении на его неисправность, установке нового сигнального устройства и при каждой прокачке гидропривода. Для проверки правильности ра­боты сигнального устройства необходимо выполнить следую­щее:

  • убедиться в исправности лампы сигнализатора неисправ­ности тормозной системы;
  • снять защитный колпачок с клапана прокачки любой скобы переднего тормоза и надеть на его головку резиновый шланг. Свободный конец шланга опус­тить в прозрачный сосуд;
  • отвернуть клапан прокачки на 1 оборот;
  • включить приборы, заполнить систему пневмопривода сжатым воздухом;
  • плавно нажать на педаль рабочих тормозов до упора и завернуть клапан. Отпустить пе­даль. В процессе нажатия на педаль должен загореться сиг­нализатор;
  • при закрытых клапанах про­качки повторно нажать на тор­мозную педаль. При этом лам­па сигнализатора должна погас­нуть и при последующих нажа­тиях на педаль не загораться вновь; 
  • выключить приборы;
  • снять шланг с клапана про­качки и тщательно протереть клапан;
  • надеть защитный колпачок на головку клапана.

Если при проведении ука­занных операций лампа сигна­лизатора не загорается, то не­обходимо сигнальное устрой­ство отремонтировать или заме­нить.  

Проверка устройства кон­троля уровня тормозной жидкости в бачках главного тор­мозного цилиндра проводит­ся в следующем порядке:

  • включить приборы;
  • проверить исправность лампы сигнализатора неисправности тормозной системы;
  • поочередно нажать на стер­жни поплавков в бачках главно­го цилиндра, имитируя пониже­ние уровня жидкости.

Загорание лампы свидетель­ствует об исправности устройства

autoruk.ru


Смотрите также