«ВЕШАТЬ КОЛОДКУ». Колодка масленица


«ВЕШАТЬ КОЛОДКУ» | Флирт и флиртование

(ВОЛОЧЙТЬ/ТЯГАТЬ КОЛОДКУ). Способ нака­зания за безбрачие и форма стимуляции брака.

Обычай «В. к.» был адресован парням и девушкам брач­ного возраста, которые «засиделись», то есть упустили время для вступления в брак. Изредка он применялся к де­вушкам, которые, проявляя излишнюю разборчивость, отка­зывали в течение года нескольким сватавшимся парням, или к парням и девушкам, у которых по какой-либо причине со­рвалась свадьба. Это действие разыгрывалось обычно на Масленице, в ее первый или последний день, так как Мас­леница была временем подведения итогов брачного года (см. Смотры молодоженов).

Обычай заключался в том, что парню или девушке, не сумевшим вовремя вступить в брак, привязывали к ноге или вешали на шею колодку — небольшое бревно — и за­ставляли их ходить с ней по деревне. Вместо колодки на шею могли повесить более легкие предметы, символически указывающие на статус «засидевшихся». Например, веревку (или ленту) с нанизанными на нее баранками, конфетами, сухарями, искусственными цветами, которая вызывала еще больший смех, чем привязанное за ногу бревно. Иногда парня или девушку выставляли на всеобщее обозрение к столбу. В начале XX в. этот обычай был смягчен: парню или девушке прикрепляли к одежде искусственный цветок, лен­точку, которые они должны были носить примерно три дня. «В. к.» могли как замужние женщины, так и парни с девуш­ками, которые объединялись для этого в небольшие группы. «Засидевшиеся» могли откупиться от колодки деньгами, пирогами, колбасами, сырами, конфетами.

Общество рассматривало этот обычай как форму нака­зания молодых людей за неисполнение своего долга перед людьми и Богом и как способ осуждения родителей, не за­ботящихся о судьбе детей. Обычай «В. к.» был распростра­нен у русских только в западных и юго-западных губерниях

АТЬ КОЛОДКУ»

Европейской России, но осуждение ничем не оправданного безбрачия было характерно для всех русских. Молодых людей и девушек, упустивших возможность вступить в брак, обычно высмеивали в песнях и частушках, исполнявшихся на масляной неделе:

Масляна, белый сыр,

А кто не женился — сукин сын!

Масляна, белая мочка,

А кто замуж не шел — сукина дочка!

Масляная, грязь по вухи,

Остались наши девки вековухи!

Масляная, гололегье,

Остались наши девки да на летье!

На Урале, например, во время масленичного катания парню, не сумевшему найти себе невесту, или девушке, отказавшей посватавшемуся парню, в знак осуждения клали в сани сноп.

В то же время обычай «В. к.» — это не только возмож­ность осуждения молодых людей, но и способ провоциро­вания будущего брака. Привязывая колодку к ноге парня или девушки, тем самым им давали символическую замену отсутствующей у них парности. Это должно было, в свою очередь, привести к появлению реального жениха или невес­ты и к дальнейшему заключению брака. В Брянской обл., например, считалось необходимым во время Масленицы бросить собравшимся на улице девушкам бревно. Крестьян­ки это объясняли так: «то жениха вже вкидаем» (1, с. 234). Бревно использовали в случае отказа от сватовства, привя­зывая его к саням сватов, как бы возвращая тем самым предложенного девушке жениха. В Олонецкой губ. сущест­вовал обычай бросать бревно в красный угол, в надежде, что Бог даст девушке жениха. В некоторых случаях этот обряд выступал даже как обряд соединения девушки с уха­живающим за ней парнем. Парню и девушке, которые долго «игрались», но тянули со вступлением в брак, «вешали ко­лодку», то есть завязывали на руке каждого по ленте с цвет­ком, затем поздравляли их и говорили, что они теперь обя­заны пожениться. Крестьянки Брянской обл. говорили, что «калодку привязывають маладым, шоб жених привязался и замуж вышла деука!» (1, с. 237).

Стремление к своевременному брачному соединению парня и девушки, резкое осуждение безбрачия объяснялись нравственными воззрениями русского народа. В народе брак считали залогом благосостояния, самостоятельности и по­ложения в обществе, а также моральным долгом каждого человека по отношению к обществу и Богу. Брак и семья управляли воспроизводством населения, обеспечивали пре­емственность многовековых знаний, опыта, культуры для последующих поколений. Безбрачие поэтому задевало жиз­ненные интересы деревенского сообщества, и прежде всего репродуктивные. Плодовитость женщины (см. Чадородие)

Взятыш

Рассматривалась как добродетель, как Божье благословение, ведь Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь», а кроме того, как залог жизнестойкости общества. Бесплодность и в особенности нежелание или неумение вступить в брак при­знавались за большой грех и, более того, серьезную опас­ность, грозящую гибелью обществу. Безбрачие, по поверью, пагубно сказывалось и на других сферах воспроизводства: вызывало неурожай, голод, падеж скота и многие другие тяжелые для крестьянской жизни последствия.

Литература:

1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народ­ного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002; 2. Востриков О. В. Традиционная культура Урала. Опыт этноидеографического словаря русских говоров Свердловской области. Вып. 1. Народный кален­дарь. Екатеринбург, 2000; 3. Соколова В. К. Весенне-летние кален­дарные обряды русских, украинцев, белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979; 4. Сумцов Н. Ф. Культурные переживания // КС. 1889. Т. 26. № 8.

И. Шангина

flirtyem.ru

В гости к Масленице. Что делают в этот день

Веселая и сытная Масленица издавна праздновалась народом ярким весельем, звонкими песнями и задорными поясками да хороводами.блинами встречали гостейЗима уже подтянула все свои вещички в виде мороза, снега и метелей и собиралась уходить, уступая место весне. Вот-вот они встретятся и тут же расстанутся. Это событие отмечалось повсеместно.

Читайте в этой статье:

Как праздновали Масленицу

Прощай Зимушка-Зима, ты суровою была.Открываем ворота, чтобы в дом пришла Весна.Провожать всем Зиму нужно, с песней в хороводе дружном!

Праздник был сытным, потому что после его кульминационного дня в понедельник начинался Великий пост. Потому и угощения со столов не убирались всю неделю. В каждом доме пеклись блины со всевозможными начинками и без них. Круглые да румяные складывались на блюдах, издавая аппетитный запах, такой, что слюнки текли. Маленькие и большие рукотворные солнышки символизировали тепло и достаток. А еще варились холодцы и обязательно на свиных ножках.масленица женщина пьет чай

Традиции Масленицы. После ужина, когда от свиных ножек оставались косточки, гости их разбирали и бросали в ворота. Долетит косточка, стукнется, значит, жив будешь, а не долетит, то до Воскресения Христова не доживешь. Потом, все старались-расстарывались вином не упиваться, чтоб ноги держали, и руки не дрожали. Пока девки да мамки на кухнях хлопотали, мужики в подполы спускались за медами и вареньями, да покрепче напитками. А детвора в предвкушении сладких угощений об играх забывала, и свою помощь предлагала, там блинок схватят, там медок лизнут, от удовольствия повизгивая.

Традиции Масленицы

Любит народ Масленицу, вот, где разгуляться можно и от пуза наесться. Празднуют, начиная с понедельника, а заканчивают в воскресенье. Традиции Масленицы. На предпраздничной неделе в понедельник «бабы заигрывались», а не только по хозяйству управлялись. Замужние шли в ближайшую корчму с лоскутами и несли с собой Колоду. Там, положив ее на стол, каждая свою ткань на колоду наматывала, как младенца пеленала. Вот, «Колода» и родилась. Женщины заказывали вино и закуски, общались-поздравлялись. После Колодку оставляли в корчме (не забывали, а специально оставляли) и расходились по домам. Во все последующие дни недели:

  • во вторник праздновали крестины Колодки;
  • в среду – Колодкины крещения;
  • в четверг – смерть Колодки;
  • в пятницу Колодку оплакивали,

они собирались сюда и продолжали праздновать. Конечно, все это было условно, потому веселиться не мешало.женщины на масленицуНикто не грустил, Слезы не лил… Особо среди недели выделялся четверг, когда им нужно было поболее выпить и погромче погулять, чтобы скотина здоровой была. А вот дома в этот день нельзя было прясть и за иголку браться, а то масло весь год горьким будет. Такие встречи нравились всем женщинам и потому Масленицу ждали еще с Рождества Христова. Интересная информация «На Масленицу гадали на блинах. Рецепты вкуснейших блинов«.

Да, не слабый девичник. А в наше время о нем никто и не помнит. Может, стоит возродить традицию «празднования Колоды»?

 Колодка помогала семьи создавать

А еще в понедельник все мамки и бабки, имеющие взрослых детей, отправлялись с ними по семьям, в которых были неженатые молодцы или незамужние девицы. Хозяйке дома в шутку колодку привязывали к ноге, как наказание за то, что ее дети еще не определились. Девчата украшали маленькие колодочки ленточками и цветами и завязывали на левой руке парней. Они, в свою очередь, одаривали подружек деньгами и украшениями. Колодки имели особое значение и считались символом детородности.

Кстати, первым, испеченным на Масленицу блином, поминают умерших. Также блины раздавались беднякам для поминания усопших.

Традиции Масленицы. В народных представлениях в пятницу все зятья должны отправляться к теще, как говорят на блины. Если молодые живут вместе недолго, то теща приглашала зятя и родню. В других случаях на блины она отправлялась сама в дом зятя. Где ее хорошо угощали, да так чтобы в горле не пересыхало. Заметим, что раньше это было не простое застолье, а своеобразная передача опыта.

Блюда на Масленицу

Главными блюдами на Масленицу были:

  • блинчики со сметаной;
  • вареники с сыром;
  • блинчики из гречневой муки со шкварками и др.

Блины и оладьи считаются ритуальной пищей славян, еще со времен язычества. Такую еду нужно есть роженицам, больным людям, ею угощают друг друга, когда рождается ребенок, при поминании усопших. Блины могут быть пресными и сладкими, кислыми дрожжевыми и с начинкой. Мука для блинов выбирается на любой вкус. Главное, когда заводили тесто или ставили опару, этого никто не должен был видеть. Иногда хозяйки даже уходили из дома ночью и готовили опару на воде из реки или из снега.

Воскресенье – последний день Масляной. Его называют – Прощеным воскресеньем. В этот день все просили прощение друг у друга. Некоторые идут на кладбище, прося у умерших простить их за обиды, нанесенные им при жизни. Узнайте, Как приготовить блины из тыквы.

Считалось, что вечером в Прощеное воскресенье происходит Страшный суд. В конце ужина брали вареные яйца, разбивали о лоб и спешили переступить порог дома. Там и съедали его. Делали это чтоб Строгий пост, также быстро прошел, как быстро человек переступил порог.

Масленица – это возможность одним наесться, другим повеселиться, третьим и то, и другое.

lediplus.ru

Февраль - Лютень, Снежень

Февраль - Лютень, Снежень

Славянские праздники

2 февраля. Громница, Стреча, Сретение

Стретенье (громница) — это «Встреча» Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в черной полинявшей одежде. Зима - это Богиня Смерти, Мара. Богиня Зимы рьяно борется с Богиней Весны - молодой красивой девушкой, облаченной в зеленые одеяния. У нее на голове зеленый венок из первоцвета, а распущенные волосы ниспадают на плечи. Весна отгоняет Зиму распущенной веткой.

На Сретенье люди идут в храм на Славление и несут с собой свечу (после освящения её называют громничной). Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, дабы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили её перед образами и кумирами Богов,  а также бутыль с водой, которую потом волхв вместе со свечами освящает святой водой.

Каждый прихожанин, принесший в храм свечу, делает на ней какой-то знак, чтобы после обряда распознать ее среди других. Применяют такие свечки-громнички в разных случаях (например, если кто-то не может умереть, в руки ему дают громничку, или зажигают свечу над головой, если он не может ее удержать). Когда кто-то собирается в дальний путь (на войну или за океан), когда свирепствует какая-то болезнь, когда первый раз идут пахать, когда впервые весной выгоняют скот в поле, всегда зажигают свечу-громничку. Когда в доме водится несчастье, ею окуривают дом.

Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, чтобы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, быстро зажигали свечу-громничку, освященную храме, ставили ее перед образами и куммирами Богов или лепили на край стола и молились: «Спаси, Род Всемогущий, меня от всякого зла». Родноверы быстро брали из-за образов зелье (багнитки, освященные в зеленое воскресенье, и лещину, которой заделывали окна и двери на Русалии) и бросали в огонь, как жертву Перуну. Они знали, что святой дым прошлогоднего освященного зелья разгоняет тучи.

Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли «сретенской»). Ее берегли, потому что была она целебной, и применяли против «сглаза», лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, ее применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его «не брали» плохие глаза. Принесенной освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счастье. 

Обряд на очищение дома сретенской водой и наполнение его счастьем

Дана-водица, живая криница,

Я тебя из рога выливаю, Всевышнего Бога прославляю! Принеси нам здоровье и очисти тела, осветли помыслы, Как луч утренний луга и леса осветляет, Жизнь в тебе зародилась, посему обнови и обогати жизнь нашу. В телах и душах наших Пусть сила Божья наполнит род наш, Как зима уходит, пропадает, пусть все старое отойдет,

А год Новый счастье и радость в дом принесет. Слава Всевышнему!

Окропить в доме все углы.

6-12 февраля Колодка - Масленица

После праздника Сретенье, который празднуется во время встречи Зимы и Весны, весь люд православный уже слышит приближение теплых деньков, весеннего Солнышка. И с этой поры начинается череда праздников, связанных с зазыванием Солнышка и Весны. Так с 6 по 12 февраля мы празднуем большой (длиной в неделю) праздник - Масленицу. Обрядовых действ в это время проходит очень много - это и выпекание обрядовых блинов, и катание посолонь на лошадях, и священные кулачные бои, помогающие Яриле победить Велеса и побыстрее вступить в свои права.

Большой праздник для неженатых и вдов. Замужние женщины искали «колодку» (полено). В понедельник утром они собирались в доме вдовы «колодковать». Одна из них клала на стол небольшое полено или палку — это колодка. Другие брали поочередно и повивали ее кусками полотна, потом снова клали на стол. Это значило, что колодка родилась. Праздничное угощение, посвященное этому событию, продолжалось до вечера. На следующий день, во вторник, праздновали «освященье колодки»; в среду-послеосвятины; в четверг колодка «умирала», в пятницу ее погребали, а в субботу «оплакивали». Конечно, никто за колодкой не плакал, так как символизировала она Зиму, а прощание с ней — своеобразные ее проводы.

Тем не менее, колодка была и предметом наказания тем молодым людям, которые не успели или не спешили жениться. На Масляной неделе к их рукам привязывали колодку, и избавиться от нее можно было только через выкуп. «Не женился еси - так полено носи», - говорит старинная пословица.

Колодий побуждал к любви и союзу, учил сватов премудрости сватанья, которое должно привести к счастливому семейному союзу. Он - опекун супружеской жизни, оберегает молодых от недугов и несчастий, наполняет души родителей желанием иметь много детей, продолжать род человеческий. Поэтому на Масляной неделе принято угощать членов семьи, ходить друг к другу в гости, собираться за большим семейным столом.

 

В Масляную неделю весьма пышно и от всей души поздравляют вдов и одиноких матерей, которые имели внебрачных детей. Таким детям, кроме сладостей, дарили одежду, обувь, полотно, бочонок меда и т.п. А вдове или одинокой женщине, бывало, приводили (заранее договорившись) вдовца.

Если главное действующее лицо праздника Колодий, то откуда же взялась Масленица?

Масляная неделя - это последняя неделя перед Большим постом.

Колодий «умирает» 11 февраля, его встречает Велес и провожает в потусторонний мир. Поэтому 11 февраля — праздник Велеса. Провожают Колодку с песнями и шутками, ведь он забирает с собою все темные силы, которые должны были навеки остаться в пасмурном царстве Чернобога.

Последние два дня недели - верхушка святая. Это народные гуляния, игры, среди которых любимейшие - «взятие снежной крепости», катания на санях, танцы вокруг костра, сожжение соломенной Масленицы, и, конечно, блины на любой вкус (с разными наполнениями) - горячие и румяные.

Масленица - это самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило - это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека - помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.

На каждый день масленичной недели существовали определенные обряды:

Понедельник - это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям считалось, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лён. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Вторник - это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.

Среда - это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи -всё на стол мечи!». На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины. Тещи приглашали на блины зятьёв с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «ктеще на блины».

Четверг - это день «разгуляй». В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку», т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг -оборона или взятие снежного городка.

Пятница - это «тещина  вечерка», когда зятья звали тёщ на угощение.

Суббота - всем известные «золовки-ны посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Воскресенье - это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды, и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Таким образом и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать её веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, то тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, по преданию, высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Весь люд на Руси в это время с чистосердечной простотой предавался всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, весёлая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в древние времена.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая шумные игры, то требуя, чтобы кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

Непременный атрибут этого праздника - блины имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

«Тысячелетний блин, внук Даждьбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

А. И. Куприн. «Юнкера», гл. 25.

Кружевные Солнышки

Приготовление блинов всегда считалось священным таинством. В древние времена блины,  в основном,  выпекали  из квасного теста. На первой опаре гадали, рецепт её никогда никому не говорили, каждая хозяйка берегла его и от домашних, и от чужих. Замешивать опару для блинов обычно выходили на берег реки или к колодцу, творя заклинания с обращениями к месяцу. Первые блины выкладывали на подоконник для проходящих мимо странников и нищих. В славянской кухне существует несколько десятков рецептов блинов. Блины пекли, как правило, на квасном тесте, а мука бралась самая разная: гречишная (постные, заварные, сдобные гречневые блины), пшеничная (блины с припеком, блины пшеничные царские, блины красные), овсяная (овсяные блины), просяная, ячменная, гороховая. Для того, чтобы блины удались, необходим грамотный рецепт теста для блинов.

Кружевные блинчики на закваске

Блинчики по этому рецепту просто изумительные - душистые, все в дырочку, мягкие, просто тают во рту.

Смешать опару:

4 столовые ложки закваски из ржаной муки

340 грамм муки пшеничной

340 грамм воды чуть тёплой

Часов за 14-16 до того, как нужно будет печь блинчики смешать всё для опары в большой миске, накрыть и поставить в тёплое место стоять. Я ставлю с вечера, а утром пеку.

Тесто: Вся опара, 4 яйца, 1 чайная ложка соли, 4 столовые ложки сахара или мёда, 300-350 мл тёплого молока, 1 чайная ложка соды, 150 грамм пшеничной муки, 3-4 столовые ложки постного масла.

Яйца взбить с сахаром и солью. Добавить их к опаре и смешать венчиком. Муку просеять, добавить в неё соду, смешать. Добавить её в смесь опары и яиц. Потихоньку вливать молоко, пока не получится жидкое «блинчиковое» тесто. В конце добавить постное масло, хорошо размешать венчиком.

Жарим блинчики на сильно раскалённой сковороде. Ещё горячими начиняем по вкусу.

Блинчики на овсяной муке

Они вкусные-превкусные, если, конечно, вы любите кислые, действительно кислые, блины. А ещё, когда они пекутся, на кухне стоит замечательный хлебный дух, за что и люблю выпечку на закваске. Очень хорошо такие блины есть с медом или со сметаной. Никто не мешает сделать их и с припеком. Блины с припеком - это когда на сковороде сначала обжаривается наполнитель (1 ст.л.), а потом наливается тесто и выпекается блин (например, на сковороде обжариваем 1 ст.л. грибов с луком, заливаем тестом и печем с двух сторон).

Если нет овсяной муки под рукой -просто мелем овсянку на кофемолке.

Примерное соотношение овсяной и пшеничной муки 1:1, но это очень примерно, каждый раз получается больше или меньше того или другого. Можно вместо меда положить сахар, соли больше-меньше (тут надо пробовать), яйца тоже можно не разделять, ничего им не сделается. Опять же, добавить больше жидкости или муки. Правда, стоит отметить, что слишком большое количество овсяной муки приведет к повышенной хрупкости блинов, это надо учитывать при переворачивании их на сковороде - они могут ломаться пополам.

Базовый рецепт.

Опара: 150 г спелой овсяной закваски (берем 1 ст.л. ржаной закваски + 75 г овсяной муки + 75 г воды и ставим в теплое место на 12 -14 часов). 150 г воды. 75 г пшеничной муки. 75 г овсяной муки.

Тесто: 500 мл теплого молока или жидких сливок, 3 яйца (желтки-белки отдельно)

вся опара: 250 г пшеничной муки, 30-40 г меда (ст.л. ложка с горкой), соль - по вкусу (у меня около 2 ч.л.)

Выход: 20-23 толстеньких блина на сковородке диаметром 22 см.

Для опары смешать все ингредиенты и поставить при комнатной температуре (18-20 С) на 5-6 часов или пока не будет сильно пузыриться и не начнет опадать.

Для теста смешать в большой миске все ингредиенты, кроме белков, которые пока отложить. Консистенция теста должна быть, естественно, блинной. Все понимают это по-разному, у меня тесто было довольно густое, но лилось с ложки. В общем, такое, чтоб по сковородке растекалось.

Тесто слегка вымесить и поставить подходить в теплое место.

Либо, если хочется блинов покислей, как мне, оставить при комнатной температуре на часик, затем поставить в прохладное место на ночь, а утром печь блины. Моё тесто стояло на холодной террасе всю ночь, за это время оно хорошо поднялось, почти до края миски.

В тесто добавить взбитые в мягкую пену белки, аккуратно размешать. Дать тесту немного подойти в тепле, тем временем разогреть чугунную сковородку. Печь блины удобным вам способом.

Блинчики обыкновенные

2,5 стакана муки, 4-5 яиц, 200 г масла, 3-4 стакана молока, 0,5 стакана сахара

Для блинчиков готовят редкое тесто, куда входят мука, молоко, яйца, соль. Желтки растирают с сахаром, вливают понемногу молоко, добавляют соль, разогретое сливочное масло, всыпают муку, размешивают, чтобы не было комочков, и смешивают с пеной взбитых белков. Тесто хорошо вымешивают и пекут на горячих, смазанных маслом сковородках - очень тонкие блинчики. Готовые блинчики смазывают сливочным маслом и подают к столу

Подают блины с растопленным маслом, медом, сметаной.

Пеките блины - символы солнца, угощайте своих близких, друзей. Пусть мир и лад царят в вашем доме.

veles-luten11-20 февраля. Велесов день. Велесовы святки

Начало 40-дневного говенья, посвященного встрече Великодня, который придет ровно через 40 дней. Зимний Велес - отец и противник Ярилы, поединок двух Богов, который проходит в этот день символизирует не столько противостояние, сколько инициацию-посвящение Ярилы, который должен войти на царство через 40 дней. Но вместо потепления после Велесового дня, наоборот, крепчают холода, проявляется сила Велеса-Мороза. Посему месяц лютень наши предки называли еще Зимобором, ибо весна начинает активно бороться с зимою, а от того морозы становятся «лютыми». Условно говоря, Велес лютует от того, что теряет свою силу. Завершаются святки 20 февраля, когда опять проводят обряд сшибания рога зимы. 24 марта Велесово время в годовом Коле заканчивается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце).

Велес - Бог мудрости, искусства, богатства, торговли, колдовства, гадания, проводник и хранитель умерших душ. Он есть ипостасью Рода Всевышнего в мире Нави, царь и хранитель Иномирья (Того Света). Будучи Богом богатства, выступает силой Рода Всевышнего через Сварога проявленную, которая наделяет людей мудростью, знанием и достатком. Велес ходит между тремя мирами и, зачастую, в Нави пребывает, дабы напомнить душам, что в Правь идти нужно. Он опекун Волхвов, ведунов и жрецов. Люди Ведающие от него Дар ведания получают и с его помощью в миры иные бестелесные путешествовать могут, чтобы мудростью обогащаться. Славяне, чтобы Велеса прославить, в маски и тулупы облачаются, ибо волосы - это богатство и тепло. Ряжение в звериные маски и обряд вывороченных тулупов приходится на зимние Велесовы Святки (11-20-го февраля). Его святки связаны с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу и приплод скота. На праздник Колодия группы Велесовых жрецов, одетых в вывороченные тулупы, со звериными масками на лицах заходили во дворы, в конюшни, хлева, прорекая славы Богам и молитвы Велесу о здоровье домашних животных. А, когда наступала пора выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли на святилища, чтобы освятить их и принести жертву опекуну скота - Велесу. Жертвовали Велесу травы, зерно и молоко, всё, что нужно для выпаса и богатых урожаев, поскольку Велес является ещё и помощником земледельцев. Когда созревало зерно, в поле делали «Велес бороды», т.е. жертвовали Богу-хранителю снопы золотых колосков. В честь этих бород пели обрядовые песни. Это пожертвование называлось сотой: «дадим десятину отцам нашим, а сотое на Велесова» (Велесова книга). Десятая часть отдавалась на содержание храмов, старейшин, Волхвов, а сотая -для принесения пожертвований во время обряда. В том большая мудрость, поскольку кто частицу на дело нужное отдать жалеет, то и целого не одержит.

С Велесом в Коле Сварога связано созвездие Рыб.

Молитва-Славление Велесу

Великий и могучий Велесе! Славим мудрость Твою безконечную, коя дает нам познать Законы Прави, дабы достойно жить в Яви и с честью отойти в Наву. Наполни нас Мудростью Своей, как наполнял Прадедов наших. Укажи Путь истинный к Сварге Пречистой. Ты принес отрочат на Землю Святую Русскую, от которых пошел Род наш Великий, заботься о внуках своих. Премудрый Дух Рода Православного, мы славим Тебя и призываем пребывать с нами, охраняя и преумножая блага наши. Слава Велесу!

Велесовы Славословия

24 февраля Будник (Обретение гнёзд)

Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье.

Ведана

Осенние Праздники: Сентябрь  Октябрь  Ноябрь   Зимние Праздники: Декабрь  Январь  Февраль

Весенние Праздники: Март  Апрель  Май   Летние Праздники: Июнь  Июль  Август

www.prekrasana.ru

Февраль - Лютень, Снежень

Февраль - Лютень, Снежень

Славянские праздники

2 февраля. Громница, Стреча, Сретение

Стретенье (громница) — это «Встреча» Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в черной полинявшей одежде. Зима - это Богиня Смерти, Мара. Богиня Зимы рьяно борется с Богиней Весны - молодой красивой девушкой, облаченной в зеленые одеяния. У нее на голове зеленый венок из первоцвета, а распущенные волосы ниспадают на плечи. Весна отгоняет Зиму распущенной веткой.

На Сретенье люди идут в храм на Славление и несут с собой свечу (после освящения её называют громничной). Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, дабы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили её перед образами и кумирами Богов,  а также бутыль с водой, которую потом волхв вместе со свечами освящает святой водой.

Каждый прихожанин, принесший в храм свечу, делает на ней какой-то знак, чтобы после обряда распознать ее среди других. Применяют такие свечки-громнички в разных случаях (например, если кто-то не может умереть, в руки ему дают громничку, или зажигают свечу над головой, если он не может ее удержать). Когда кто-то собирается в дальний путь (на войну или за океан), когда свирепствует какая-то болезнь, когда первый раз идут пахать, когда впервые весной выгоняют скот в поле, всегда зажигают свечу-громничку. Когда в доме водится несчастье, ею окуривают дом.

Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, чтобы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, быстро зажигали свечу-громничку, освященную храме, ставили ее перед образами и куммирами Богов или лепили на край стола и молились: «Спаси, Род Всемогущий, меня от всякого зла». Родноверы быстро брали из-за образов зелье (багнитки, освященные в зеленое воскресенье, и лещину, которой заделывали окна и двери на Русалии) и бросали в огонь, как жертву Перуну. Они знали, что святой дым прошлогоднего освященного зелья разгоняет тучи.

Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли «сретенской»). Ее берегли, потому что была она целебной, и применяли против «сглаза», лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, ее применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его «не брали» плохие глаза. Принесенной освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счастье. 

Обряд на очищение дома сретенской водой и наполнение его счастьем

Дана-водица, живая криница,

Я тебя из рога выливаю, Всевышнего Бога прославляю! Принеси нам здоровье и очисти тела, осветли помыслы, Как луч утренний луга и леса осветляет, Жизнь в тебе зародилась, посему обнови и обогати жизнь нашу. В телах и душах наших Пусть сила Божья наполнит род наш, Как зима уходит, пропадает, пусть все старое отойдет,

А год Новый счастье и радость в дом принесет. Слава Всевышнему!

Окропить в доме все углы.

6-12 февраля Колодка - Масленица

После праздника Сретенье, который празднуется во время встречи Зимы и Весны, весь люд православный уже слышит приближение теплых деньков, весеннего Солнышка. И с этой поры начинается череда праздников, связанных с зазыванием Солнышка и Весны. Так с 6 по 12 февраля мы празднуем большой (длиной в неделю) праздник - Масленицу. Обрядовых действ в это время проходит очень много - это и выпекание обрядовых блинов, и катание посолонь на лошадях, и священные кулачные бои, помогающие Яриле победить Велеса и побыстрее вступить в свои права.

Большой праздник для неженатых и вдов. Замужние женщины искали «колодку» (полено). В понедельник утром они собирались в доме вдовы «колодковать». Одна из них клала на стол небольшое полено или палку — это колодка. Другие брали поочередно и повивали ее кусками полотна, потом снова клали на стол. Это значило, что колодка родилась. Праздничное угощение, посвященное этому событию, продолжалось до вечера. На следующий день, во вторник, праздновали «освященье колодки»; в среду-послеосвятины; в четверг колодка «умирала», в пятницу ее погребали, а в субботу «оплакивали». Конечно, никто за колодкой не плакал, так как символизировала она Зиму, а прощание с ней — своеобразные ее проводы.

Тем не менее, колодка была и предметом наказания тем молодым людям, которые не успели или не спешили жениться. На Масляной неделе к их рукам привязывали колодку, и избавиться от нее можно было только через выкуп. «Не женился еси - так полено носи», - говорит старинная пословица.

Колодий побуждал к любви и союзу, учил сватов премудрости сватанья, которое должно привести к счастливому семейному союзу. Он - опекун супружеской жизни, оберегает молодых от недугов и несчастий, наполняет души родителей желанием иметь много детей, продолжать род человеческий. Поэтому на Масляной неделе принято угощать членов семьи, ходить друг к другу в гости, собираться за большим семейным столом.

 

В Масляную неделю весьма пышно и от всей души поздравляют вдов и одиноких матерей, которые имели внебрачных детей. Таким детям, кроме сладостей, дарили одежду, обувь, полотно, бочонок меда и т.п. А вдове или одинокой женщине, бывало, приводили (заранее договорившись) вдовца.

Если главное действующее лицо праздника Колодий, то откуда же взялась Масленица?

Масляная неделя - это последняя неделя перед Большим постом.

Колодий «умирает» 11 февраля, его встречает Велес и провожает в потусторонний мир. Поэтому 11 февраля — праздник Велеса. Провожают Колодку с песнями и шутками, ведь он забирает с собою все темные силы, которые должны были навеки остаться в пасмурном царстве Чернобога.

Последние два дня недели - верхушка святая. Это народные гуляния, игры, среди которых любимейшие - «взятие снежной крепости», катания на санях, танцы вокруг костра, сожжение соломенной Масленицы, и, конечно, блины на любой вкус (с разными наполнениями) - горячие и румяные.

Масленица - это самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило - это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека - помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.

На каждый день масленичной недели существовали определенные обряды:

Понедельник - это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям считалось, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лён. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Вторник - это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.

Среда - это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи -всё на стол мечи!». На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины. Тещи приглашали на блины зятьёв с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «ктеще на блины».

Четверг - это день «разгуляй». В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку», т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг -оборона или взятие снежного городка.

Пятница - это «тещина  вечерка», когда зятья звали тёщ на угощение.

Суббота - всем известные «золовки-ны посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Воскресенье - это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды, и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Таким образом и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать её веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, то тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, по преданию, высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Весь люд на Руси в это время с чистосердечной простотой предавался всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, весёлая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в древние времена.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая шумные игры, то требуя, чтобы кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

Непременный атрибут этого праздника - блины имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

«Тысячелетний блин, внук Даждьбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

А. И. Куприн. «Юнкера», гл. 25.

Кружевные Солнышки

Приготовление блинов всегда считалось священным таинством. В древние времена блины,  в основном,  выпекали  из квасного теста. На первой опаре гадали, рецепт её никогда никому не говорили, каждая хозяйка берегла его и от домашних, и от чужих. Замешивать опару для блинов обычно выходили на берег реки или к колодцу, творя заклинания с обращениями к месяцу. Первые блины выкладывали на подоконник для проходящих мимо странников и нищих. В славянской кухне существует несколько десятков рецептов блинов. Блины пекли, как правило, на квасном тесте, а мука бралась самая разная: гречишная (постные, заварные, сдобные гречневые блины), пшеничная (блины с припеком, блины пшеничные царские, блины красные), овсяная (овсяные блины), просяная, ячменная, гороховая. Для того, чтобы блины удались, необходим грамотный рецепт теста для блинов.

Кружевные блинчики на закваске

Блинчики по этому рецепту просто изумительные - душистые, все в дырочку, мягкие, просто тают во рту.

Смешать опару:

4 столовые ложки закваски из ржаной муки

340 грамм муки пшеничной

340 грамм воды чуть тёплой

Часов за 14-16 до того, как нужно будет печь блинчики смешать всё для опары в большой миске, накрыть и поставить в тёплое место стоять. Я ставлю с вечера, а утром пеку.

Тесто: Вся опара, 4 яйца, 1 чайная ложка соли, 4 столовые ложки сахара или мёда, 300-350 мл тёплого молока, 1 чайная ложка соды, 150 грамм пшеничной муки, 3-4 столовые ложки постного масла.

Яйца взбить с сахаром и солью. Добавить их к опаре и смешать венчиком. Муку просеять, добавить в неё соду, смешать. Добавить её в смесь опары и яиц. Потихоньку вливать молоко, пока не получится жидкое «блинчиковое» тесто. В конце добавить постное масло, хорошо размешать венчиком.

Жарим блинчики на сильно раскалённой сковороде. Ещё горячими начиняем по вкусу.

Блинчики на овсяной муке

Они вкусные-превкусные, если, конечно, вы любите кислые, действительно кислые, блины. А ещё, когда они пекутся, на кухне стоит замечательный хлебный дух, за что и люблю выпечку на закваске. Очень хорошо такие блины есть с медом или со сметаной. Никто не мешает сделать их и с припеком. Блины с припеком - это когда на сковороде сначала обжаривается наполнитель (1 ст.л.), а потом наливается тесто и выпекается блин (например, на сковороде обжариваем 1 ст.л. грибов с луком, заливаем тестом и печем с двух сторон).

Если нет овсяной муки под рукой -просто мелем овсянку на кофемолке.

Примерное соотношение овсяной и пшеничной муки 1:1, но это очень примерно, каждый раз получается больше или меньше того или другого. Можно вместо меда положить сахар, соли больше-меньше (тут надо пробовать), яйца тоже можно не разделять, ничего им не сделается. Опять же, добавить больше жидкости или муки. Правда, стоит отметить, что слишком большое количество овсяной муки приведет к повышенной хрупкости блинов, это надо учитывать при переворачивании их на сковороде - они могут ломаться пополам.

Базовый рецепт.

Опара: 150 г спелой овсяной закваски (берем 1 ст.л. ржаной закваски + 75 г овсяной муки + 75 г воды и ставим в теплое место на 12 -14 часов). 150 г воды. 75 г пшеничной муки. 75 г овсяной муки.

Тесто: 500 мл теплого молока или жидких сливок, 3 яйца (желтки-белки отдельно)

вся опара: 250 г пшеничной муки, 30-40 г меда (ст.л. ложка с горкой), соль - по вкусу (у меня около 2 ч.л.)

Выход: 20-23 толстеньких блина на сковородке диаметром 22 см.

Для опары смешать все ингредиенты и поставить при комнатной температуре (18-20 С) на 5-6 часов или пока не будет сильно пузыриться и не начнет опадать.

Для теста смешать в большой миске все ингредиенты, кроме белков, которые пока отложить. Консистенция теста должна быть, естественно, блинной. Все понимают это по-разному, у меня тесто было довольно густое, но лилось с ложки. В общем, такое, чтоб по сковородке растекалось.

Тесто слегка вымесить и поставить подходить в теплое место.

Либо, если хочется блинов покислей, как мне, оставить при комнатной температуре на часик, затем поставить в прохладное место на ночь, а утром печь блины. Моё тесто стояло на холодной террасе всю ночь, за это время оно хорошо поднялось, почти до края миски.

В тесто добавить взбитые в мягкую пену белки, аккуратно размешать. Дать тесту немного подойти в тепле, тем временем разогреть чугунную сковородку. Печь блины удобным вам способом.

Блинчики обыкновенные

2,5 стакана муки, 4-5 яиц, 200 г масла, 3-4 стакана молока, 0,5 стакана сахара

Для блинчиков готовят редкое тесто, куда входят мука, молоко, яйца, соль. Желтки растирают с сахаром, вливают понемногу молоко, добавляют соль, разогретое сливочное масло, всыпают муку, размешивают, чтобы не было комочков, и смешивают с пеной взбитых белков. Тесто хорошо вымешивают и пекут на горячих, смазанных маслом сковородках - очень тонкие блинчики. Готовые блинчики смазывают сливочным маслом и подают к столу

Подают блины с растопленным маслом, медом, сметаной.

Пеките блины - символы солнца, угощайте своих близких, друзей. Пусть мир и лад царят в вашем доме.

veles-luten11-20 февраля. Велесов день. Велесовы святки

Начало 40-дневного говенья, посвященного встрече Великодня, который придет ровно через 40 дней. Зимний Велес - отец и противник Ярилы, поединок двух Богов, который проходит в этот день символизирует не столько противостояние, сколько инициацию-посвящение Ярилы, который должен войти на царство через 40 дней. Но вместо потепления после Велесового дня, наоборот, крепчают холода, проявляется сила Велеса-Мороза. Посему месяц лютень наши предки называли еще Зимобором, ибо весна начинает активно бороться с зимою, а от того морозы становятся «лютыми». Условно говоря, Велес лютует от того, что теряет свою силу. Завершаются святки 20 февраля, когда опять проводят обряд сшибания рога зимы. 24 марта Велесово время в годовом Коле заканчивается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце).

Велес - Бог мудрости, искусства, богатства, торговли, колдовства, гадания, проводник и хранитель умерших душ. Он есть ипостасью Рода Всевышнего в мире Нави, царь и хранитель Иномирья (Того Света). Будучи Богом богатства, выступает силой Рода Всевышнего через Сварога проявленную, которая наделяет людей мудростью, знанием и достатком. Велес ходит между тремя мирами и, зачастую, в Нави пребывает, дабы напомнить душам, что в Правь идти нужно. Он опекун Волхвов, ведунов и жрецов. Люди Ведающие от него Дар ведания получают и с его помощью в миры иные бестелесные путешествовать могут, чтобы мудростью обогащаться. Славяне, чтобы Велеса прославить, в маски и тулупы облачаются, ибо волосы - это богатство и тепло. Ряжение в звериные маски и обряд вывороченных тулупов приходится на зимние Велесовы Святки (11-20-го февраля). Его святки связаны с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу и приплод скота. На праздник Колодия группы Велесовых жрецов, одетых в вывороченные тулупы, со звериными масками на лицах заходили во дворы, в конюшни, хлева, прорекая славы Богам и молитвы Велесу о здоровье домашних животных. А, когда наступала пора выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли на святилища, чтобы освятить их и принести жертву опекуну скота - Велесу. Жертвовали Велесу травы, зерно и молоко, всё, что нужно для выпаса и богатых урожаев, поскольку Велес является ещё и помощником земледельцев. Когда созревало зерно, в поле делали «Велес бороды», т.е. жертвовали Богу-хранителю снопы золотых колосков. В честь этих бород пели обрядовые песни. Это пожертвование называлось сотой: «дадим десятину отцам нашим, а сотое на Велесова» (Велесова книга). Десятая часть отдавалась на содержание храмов, старейшин, Волхвов, а сотая -для принесения пожертвований во время обряда. В том большая мудрость, поскольку кто частицу на дело нужное отдать жалеет, то и целого не одержит.

С Велесом в Коле Сварога связано созвездие Рыб.

Молитва-Славление Велесу

Великий и могучий Велесе! Славим мудрость Твою безконечную, коя дает нам познать Законы Прави, дабы достойно жить в Яви и с честью отойти в Наву. Наполни нас Мудростью Своей, как наполнял Прадедов наших. Укажи Путь истинный к Сварге Пречистой. Ты принес отрочат на Землю Святую Русскую, от которых пошел Род наш Великий, заботься о внуках своих. Премудрый Дух Рода Православного, мы славим Тебя и призываем пребывать с нами, охраняя и преумножая блага наши. Слава Велесу!

Велесовы Славословия

24 февраля Будник (Обретение гнёзд)

Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье.

Ведана

Осенние Праздники: Сентябрь  Октябрь  Ноябрь   Зимние Праздники: Декабрь  Январь  Февраль

Весенние Праздники: Март  Апрель  Май   Летние Праздники: Июнь  Июль  Август

< Предыдущая Следующая >
 

www.prekrasana.ru

Лабинский район. Жители Первой Синюхи празднуют Широкую Масленицу

В церковном календаре Масленичная неделя, - в этом году с 24 февраля по 2 марта, - это семь дней приготовления к Великому посту, самому длинному и строгому в году. В каждый из 7 дней жарятся блины и подаются с различными начинками.

3421756476512784644.jpgВо всей своей полноте традиции празднования сохраняются именно в сельской глубинке, где еще есть настоящие русские печи, не забыты старинные песни, которые пели еще бабушки наших бабушек, где бережно хранятся и по-старинке передаются из уст в уста истории семей и родов.

На Масляничной неделе в Первосинюхинском сельском поселении, как и везде в Лабинском районе, жители пекут блины, ходят друг к другу в гости и поют песни. Так было издавна, не нарушается эта традиция и сегодня. Это нужно, прежде всего, нашим внукам и правнукам, чтобы они с малых лет впитывали родные традиции и продолжали их, - говорят старожилы. Не забывают они рассказывать и об обычаях.

В старину во время масленицы хуторяне неженатым парням привязывали к ногам деревянные колодки. То же самое старались делать и с незамужними девчатами, а матери девчат противились, приговаривая:

- Сначала жениха ей приведите, а потом колодки вяжите!

Историческая справка

Кубанская Масленица особенно интересна традицией «вязания колодок». Вязание колодок – взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, сопровождавшиеся различными игровыми и развлекательными элементами. Колодка – это деревяшка в виде пенька, полена, маленького, но иногда и внушительного размера с отверстием для шнура и цветком, часто роль колодок исполняли листья от старой кукурузы, лента, платок, рушник, кукла из тряпочек, одеколон, ткань, шарфик и д.р. Колодку могли привязать к ноге, руке, на шею, на спину, к волосам. От колодки можно было откупиться, выставляя обильное угощение, иначе, если угощение не было щедрым, заставляли носить ее целую неделю.

6753765176452736454764.jpgРебятам хутора и самим интересно изучать обряды, петь песни и частушки, мастерить тематические поделки – этому всему кроме любимых бабушек их обучают в первосинюхинском центре культуры и досуга. Воспитание патриотизма начинается, прежде всего, с понимания и знания своих корней, обычаев и традиций, которые складывались столетиями на этой территории, - считают специалисты дома культуры. В Первосинюхинском ЦКД работают хоровой, вокальный, спортивный, танцевальные кружки, в которых занимаются не только дети, но и семейные пары, и пожилые люди. Жители тянутся к общению и культурному досугу, поэтому работники дома культуры стараются организовать такой досуг для всех возрастных категорий своих земляков.

В актовом зале звенят детские голоса – там идет репетиция праздника Широкой Масленицы. Дети поют, играют, с удовольствием участвуют в старинных обрядах, а в кружке рукоделия мастерят куклы-обереги. Руководитель кружка не только обучает детей технике изготовления кукол, но и рассказывает, для чего их использовали наши предки.

Историческая справка

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода.

Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

И вот к Проводам Масленицы практически все готово. На праздник, проводимый в доме культуры сельского поселения, соберется много жителей, приедут гости и родственники. На то она и Широкая Масленица!

Информация предоставлена пресс-службой администрации МО

www.krasnodar.ru

Масленица

Вареники - традиционный угощение на праздник.

неделю, Сырная воскресенье Бабское праздник, Загальниця, ножкой заговенье - праздник в честь весеннего пробуждения природы. Начало нового цикла ухаживаний и любовных ласк, поиске пары, с целью продолжения рода.

Колодий совпадал по времени с Сыропустной неделей, последней неделей мясоед. Это последний, накануне Великого поста, неделя когда можно было играть свадьбу. Эта неделя также называли бабьим неделей или попросту бабьим, а Колодий, соответственно, бабьим праздником. В течение этой недели мужчинам положено слушаться женщин и выдерживать их издевательства.

Христианская церковь добавила Масленицу в свой календарь, однако праздник так и не получило христианского содержания. Но поскольку православие достаточное время является господствующей религией в Украине, то, со временем, аутентичная дата празднования Масленицы была забыта. Отмечалось этот праздник на Весеннее Равноденствие, собственно две недели: неделю до и неделю после 20-го (или 21-го) марта.

1. Бабский неделю

В Украине Масленица имеет свою ярко выраженную индивидуальность.

В частности, на Подолье парни угощали девушек водкой, пивом, сладостями - покупали (запивали) колодку. В благодарность за это каждая девушка вышивала перкалеву платок, украшая ее цветами и инициалами своего избранника, и дарила ему на Пасха - возвращала колодку. Такие обряды нередко завершались заключением брака.

Главным угощением на Колодия есть вареники с творогом и сметаной, пироги с сыром, гречневые блины. Главным напитком - наливки и другие напитков. Главным местом события выступает кабак.

Праздник Колодия характерно только для Украины и Беларуси и уходит своими корнями еще глубоко дохристианских времен. В течение целой недели параллельно с другими обрядами проходило короткое Колодчин жизни.

В понедельник Колодка "рождалась", во вторник - "крестилась", в среду производили "похрестини", в четверг "умирал", в пятницу колодку "хоронили", а в субботу "оплакивали". В воскресенье же наступала кульминация Колодия, а заодно и Колодчин судьбы. Молодые женщины "волокли" колодку.

Замужние женщины всю эту неделю производят колодку. В понедельник утром они собираются в корчме "колодкуваты". Одна из них кладет на стол небольшой полено или палку - колодку. Другие берут по очереди и вповивають ее кусками полотна, вновь кладут на стол. Это значит, что Колодка "родилась". Покупают наливки, садятся за стол вокруг колодки, пьют и поздравляют друг друга с "рождением".

Потом ходили по селу и привязывали колодку, то завернутое в полотно полено, в ноги парням и девушкам которые не воспользовались свадебного сезона и не поженились, а также их родителям, что "пока не пошлюбилы" детей. Особенно тем, которые отказали жениху и сватам. Конечно, никто не желал ходить с таким себе "ярлыком", а потому сразу же давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюда, водка и сладости.

Девушки тоже вяжут колодку, но только парням, и уже не до ноги, а к левой руке. Девичья Колодка украшена красочными лентами и бумажными цветами. Парни должны платить девушкам выкуп за колодку деньгами или подарками: бусами, лентами, шелковым платком.

Как и женщины, девушки в этот день пьют напитка и поют:

Не пускает меня мать На улицу погулять, А хоть пустит, то пригрустить: - Иди, доченька, не медли: В синечкы и вернись! Ибо дворе пост наступает, А кто его проскачет, Тот Пасхи не увидит ...

В четверг на этой неделе хозяйки собираются компаниями и специально пьют и гуляют - "чтобы телята водились!" Они и не прядут на этой неделе - "чтобы масло не гиркло!"

В пятницу - угощение тещи. Когда-то в Украине был обычай раз в год угощать тещу - "чтобы горло не пересохло". Кто женился в осенние мясоед, то торжественно виз тещу к себе в гости на второй день Рождественских праздников - если добра, или на третий - если зла. Кто женился в рождественские мясоед, то возился с тещей в пятницу на Масленицу. Вместе с тещей приглашались еще и другие родственники. Угощая гостей, зять говорил: ?Пейте, люди добрые, по полной рюмке, пусть у моей тещи горло не пересыхает!" (Намек на сварливость).

2. Ножкой заговенье

В первый день Загальници, в последнюю неделю мясоед, по древнему обычаю готовился студень из свиных или бараньих ножек; потому этот день еще назывался Ножкой заговенье.

" Это неправда, что на "ножки заговины" нельзя пить водку, потому заушница будет. Что же это за масленица без питья? Все люди пьют, и мы, было, дома пьем, а заушница у меня никогда не было. Еще как жив мой отец, царство ему небесное, был, придем из церкви, занимаем обедать, а он говорит: "Давай, сынок, рюмки и выпьем, чтобы все было гоже, а что не гоже - не дай Бог ! " Наливай, бывало, и мы выпьем по первой. Пили все: и мать моя сестра, и брат, и гости, когда случались ... А как закусим по первой, то папа положат ложку на стол и говорят: "Ну, сынок, вознеси еще по стакану, потому что после одной не обедают - грех!" Я подниму ... а потом еще и по третьей, четвертой ... А когда выпьем по последней до вареников, то папа споют, бывало: Ой, выпьем, семья, Чтобы нам рожь родило, И рожь, и овес - И собрался род весь. "

[1]

На Слобожанщине ребята, после ужина на ножках заговенье собирали со стола кости, выходили во двор, находились под амбаром и бросали костями в ворота. Существует поверье, что кто в этот вечер не докинут от амбара к воротам свиной костью, то в Пасхи не доживет.

3. Религиозные особенности

Сыропустная неделя состоит из трех частей: встреча в понедельник, кульминационная точка или "перелом" в "широкий четверг" и "Прощальная воскресенье".

На предположение, или Сырном неделе нет посту в среду и пятницу, каждый день можно употреблять молоко, яйца и рыбу, но мяса уже не едят. В православных храмах начинают совершать Великопостные службы.

Сырная Седмица завершится Прощеным воскресеньем. В этот день в церкви совершается чин прощение, когда духовенство и прихожане взаимно просят прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой.

4. Примечания

  1. Записано А. Воропаев от крестьянина на Черниговщине

5. Смотрите также

Литература

  • Сборник "Украинской прошлое": иллюстрированный этнографический справочник. Киев, Лыбидь, 1994.
  • Воропай О. Обычаи нашего народа. Харьков, Фолио, 2007.
  • Не всегда коту Масленица - www.pyrogiv.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=78

7. Сетевые ресурсы

nado.znate.ru


Смотрите также