/ книги по тифло / Pishem_i_chitaem_po_Braylyu. Колодка брайля


Принадлежности для письма и рисования для слепых, незрячих и слабовидящих. Со шрифтом Брайля.

В нашем магазине Вы можете приобрести специальную брайлевскую бумагу, тетради, блокноты, приборы для письма по Брайлю, грифели, тактильные чертежные приборы и другие письменные принадлежности, необходимые незрячим и слабовидящим для занятий в школе, институте, а также в повседневной жизни.

Сортировка: По алфавитуПо возрастаниюПо убыванию | По ценеПо возрастаниюПо убыванию

Грифель для письма по Брайлю, мужской

Грифель для письма по Брайлю, мужской

Артикул: 26723

Грифель для письма по Брайлю предназначен для записи текстов рельефно-точечным шрифтом и представляет собой острый металлический стержень с пластмассовой рукояткой.

80 руб

В корзину

 
Грифель для письма по Брайлю, женский

Грифель для письма по Брайлю, женский

Артикул: 26486

Грифель для письма по Брайлю предназначен для записи текстов рельефно-точечным шрифтом и представляет собой острый металлический стержень с пластмассовой рукояткой.

85 руб

В корзину

 
Грифель для письма по Брайлю, детский

Грифель для письма по Брайлю, детский

Артикул: 25047

Грифель для письма по  Брайлю предназначен для записи текстов рельефно-точечным шрифтом и представляет собой острый металлический стержень с пластмассовой рукояткой.

85 руб

В корзину

 
Бумага для письма по Брайлю, формат 25х38 см

Бумага для письма по Брайлю, формат 25х38 см

Артикул: 5293

Бумага для письма по Брайлю изготовлена  из чистой целлюлозы. Обладает высокой степенью белизны и высокими печатными свойствами, что обеспечивает максимально долгое сохранение формы точек.

Продаётся килограммами. 

300 руб

В корзину

 
Линейка тактильная 300 мм

Линейка тактильная 300 мм

Артикул: 9275

Линейка пластмассовая с рельефными делениями предназначена для использования на уроках математики, рисования, черчения в школах для слепых и слабовидящих детей. Имеет миллиметровую  и сантиметровую рельефные шкалы. Длина 300 мм.

35 руб

В корзину

 
Линейка тактильная 140 мм

Линейка тактильная 140 мм

Артикул: 9274

Линейка пластмассовая с рельефными делениями предназначена для использования на уроках математики, рисования, черчения в школах  для слепых и слабовидящих детей. Имеет миллиметровую  и сантиметровую рельефные шкалы. Длина 140 мм.

20 руб

В корзину

 
Треугольник тактильный

Треугольник тактильный

Артикул: 9276

Треугольник пластмассовый с рельефными делениями предназначен для использования на уроках математики и черчения в школах для слепых детей. Снабжен миллиметровой и сантиметровой рельефными шкалами.

35 руб

В корзину

 

www.smartaids.ru

Разработка урока обучения грамоте незрячих младших школьников по системе Л. Брайля

Методы и приемы обучения чтению и письму слепых детей младшего школьного возраста

Для подготовки слепого к систематическому обучению чтению и письму необходимо развить его слух. Мы должны помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их.

Наш родной язык имеет огромные возможности для передачи различных звуков окружающей жизни – пения и щелкания птиц, кваканья лягушек, журчания ручейка и т.д. Подражание, а в дальнейшем и дифференциация этих звуков способствуют развитию фонематического слуха при подготовке ребенка к школе. Развитие фонематического слуха нельзя рассматривать вне связи его с речедвигательными процессами, которыми сопровождается произношение и выделение звуков речи. Возникающие при этом слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга компонентов. Поэтому необходимо привлекать внимание детей не только к звучанию слов, но и к их артикуляции.

Дети упражняются в различении и воспроизведении звуков окружающей действительности (летит самолет, шуршат под ногами сухие листья). Эти упражнения проводятся в связи с наблюдениями во время экскурсий, на прогулках, на занятиях и в процессе соответствующих игр (“Узнай по голосу”, “Узнай по слуху”, “Что я делаю?”). Дети учатся соотносить звуки с предметами и явлениями окружающего мира и объяснять: “Это упали ножницы”, “Это играют мячом”, “Шумит ветер” и т.д.

Проводя упражнения, рассчитанные на общее развитие слуховых восприятий детей, необходимо должное внимание на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например, гудок гудит: “у-у-у”; гусь шипит: “ш-ш-ш”; собака рычит: “р-р-р” и т. д.

После того как дети в достаточной мере научатся различать и воспроизводить звуки и звукосочетания, воспринимаемые ими в окружающей природе, следует перейти к анализу звукового состава речи. Сначала дети учатся делить простое по структуре предложение, состоящее из двух слов (без предлогов и союзов), на слова. Если речь их и развита недостаточно, можно проводить эти упражнения сначала на группах слов с показом конкретных предметов, а затем без показа. Выделять отдельные слова в предложении помогает отбивание такта на каждое слово.

Основой деления речи на слова на данном этапе обучения является произнесение предложений с паузой после каждого слова, т. е. ориентировка на интонационное деление речи, как на более доступный для слепых детей признак. Следующие этапы работы: различение слов, сходных по звуковому составу (шапка – папка, стол – стул, мишка – мышка, уши – усы, коза – коса); деление слов на слоги с отбиванием такта на каждый слог; выделение некоторых гласных и согласных звуков (без ознакомления с буквами).

При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. В качестве первоначальных упражнений следует использовать различные виды ручного труда: лепку из пластилина, вырезывание из бумаги, шитье по проколам или по контуру, а также игры с мозаикой и т. д. Надо научить ребенка легко и нежно ощупывать предметы, прикасаясь к ним кончиками пальцев, не надавливая и не нажимая.

В школе мы знакомим детей с прибором Брайля, шеститочием. Они учатся узнавать различные сочетания точек как на увеличенной колодке со вставными штифтами, так и на специальной бумаге. Для этого, например, детям даются наколотые на листке буквы брайлевского алфавита и предлагается выложить их на колодках. Или учитель предлагает среди наколотых на карточке букв отыскать такую, которую дети предварительно выложили на своих колодках. Такие игры позволяют научить детей воспринимать брайлевские буквы на осязание. Во время этих занятий воспитатель имеет возможность научить детей правильным приемам чтения двумя руками. Одновременно ведется изучение нумерации точек при письме и чтении.

Опыт работы показал, что долго задерживаться на нумерации точек не следует. Дети легко запоминают место точек в шеститочии после нескольких занятий. Следует больше заниматься с брайлевскими колодками и настоящим, уменьшенным шеститочием, обучая детей целостно охватывать сочетание точек, а не определять место каждой точки. Слишком длительная задержка на счете точек влечет за собой увеличение срока обучения чтению, так как дети при чтении отдельных букв воспринимают не их целостную структуру, а отыскивают каждую точку внутри буквы, производя множество лишних движений. Навыки быстрого чтения формируются прочными лишь при условии схватывания всего сочетания точек в букве, что требует от ребенка минимального количества движений.

На занятиях следует познакомить детей с грифелем, научить правильно его держать, обхватив сверху указательным пальцем, а большим и средним по бокам, научить накалывать точки с определенным нажатием на грифель. При этом большое внимание нужно обращать на то, как дети сидят: не опускают ли низко голову, не искривляют ли позвоночник. Нужно научить детей правильно располагать прибор на столе, а в дальнейшем, планомерно передвигая левую руку одновременно с правой, справа налево, следить за строчкой. Писать отдельные точки шеститочия нужно, ориентируясь на их местоположение.

Для упражнения руки в написании точек на приборе Брайля проводятся также занятия по накалыванию различных узоров из комбинаций точек (линии, рамочки, орнаменты). Это касается добукварного периода обучения грамоте.

Далее приведем пример урока букварного периода обучения грамоте.

Тема: Письмо буквы и.

Цели: научить правильно писать букву и, закрепить написание букв а и о, развивать фонематический слух, развивать ориентировку в малом пространстве, развивать осязание пальцев рук.

Оборудование: колодка-шеститочие, приборы прямого письма и чтения, письменные приборы Брайля, грифели, тетради.

Комментарии к уроку

В ходе данного урока учитель переносит методический акцент на методы обучения написания буквы, выделяя среди них практические и наглядные методы обучения. При этом применение упомянутых методов строится на использовании таких средств обучения, как колодка-шеститочие, прибор прямого письма и письменный прибор Брайля.

Ход урока

  1. Организационная часть.

    Закрепление правил пользования прибором прямого письма и чтения. Привитие бережливого отношения к технике, формирование элементарной технической грамотности.

  2. Актуализация знаний о звуке [и].

    -С каким звуком вы познакомились на уроке чтения?

    -Какой это звук гласный или согласный? (гласный).

    -Почему этот звук гласный?

    -Чем звук отличается от буквы?

    -Послушайте слова и укажите в них звук [и] (Инна, игла, изба, изверг, изделие, изумление, икона, икра, иллюстрация, инженер, инкубатор).

    -Поясните смысл этих слов.

    -Назовите по два слова, содержащих звук [и] в начале и в конце слова.

  3. Письмо буквы о на колодке-шеститочии.

    -Правильно расположите колодку-шеститочие для письма (поясните как это сделать).

    -Из каких точек состоит буква и? (2 4).

    -Укажите стержнем грифеля места этих точек

    -Поясните словами места этих точек при письме.

    -Напишите на колодке-шеститочии точки 2 и 4.

    -Что обозначает эта комбинация точек?

    -Прочитайте грифелем запись точек и поясните ее.

    -Переверните колодку «через бочок».

    -Прочитайте написанную букву.

    -Что значит прочитать букву?

    -Сотрите точки. Уберите колодку-шеститочие.

    -Возьмите дидактические карточки. Расположите их правильно.

    -Как это сделать?

    -Прочитайте первую строку записей.

    -Что значит прочитать букву и?

  4. Письмо буквы и на приборе прямого письма и чтения.

    Приготовьте прибор для письма (поясните как это сделать).

    Найдите первую рабочую строку, ее начало.

    Напишите в первой клеточке букву и с пояснениями.

    Проверьте правильность написания буквы на панели для чтения.

  5. Письмо буквы и на письменном приборе Брайля.

    Приготовьте письменный прибор для письма. Проверьте крепление листа в приборе.

    Найдите рабочую строку и укажите грифелем ее первую клетку.

    Как написать в ней букву и? (подробно объясните действия).

    Напишите букву и еще в девяти клетках.

    Поясните как это делается.

    Напишите букву и в остальных клетках с пропуском по две пробельные клетки.

    Прочитайте буквы грифелем второй половины строки и поясните чтение.

    Найдите следующую рабочую строку.

    Напишите в ней четыре раза сочетание букв иа, ио, ои.

    Достаньте лист из прибора. Прочитайте вслух двумя руками записанные сочетания.

  6. Самостоятельное письмо букв.

    Диктант.

    Послушайте произносимые слова и запишите буквы, обозначающие первые звуки слов (иголка, арбуз, осы, окуни, аист, иней, апельсин, инжир).

    И а о о а и а и

    На новой рабочей строке напишите сочетания букв и и о, обозначающие соответствующие звуки в словах: иголка, окуни, осина, пилот.

  7. Итог.

    Какую букву вы научились писать сегодня?

    Какими точками записывается буква и?

    Что обозначает буква и?

    Что значит прочитать букву и?

multiurok.ru

Pishem_i_chitaem_po_Braylyu

Вместе

пишем и читаем

по Брайлю

Пособие для изучения

системы Брайля

ООО “ИПТК “Логос” ВОС”

Москва - 2002

РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ —

Что это такое

Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости.

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ­ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай­левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлев­ским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, — научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно — вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов — и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

ВВЕДЕНИЕ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следу­ющим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

1 • • 4

2 • • 5

3 • • 6

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля

Cлова, предложения,

математические выражения

Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлев­ского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 — слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на послед­нюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец — на среднюю клавишу, безымянный палец — на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

В набор входят следующие пособия:

1. Рельефно-графический альбом, содержащий

русский, латинский, греческий, французский,

немецкий алфавиты, арабские и римские цифры — 1шт.

2. Пособие для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю»

(плоскопечатный вариант) — 1 шт.

3. Колодка - шеститочие для обучения письму

и чтению по Брайлю. Предназначена для

отработки навыка написания и прочтения буквы — 1 шт.

4. Азбука разборная для обучения системе

Брайля. Предназначена для обучения чтению

слов и кратких математических выражений — 1 шт.

5. Шестистрочечный прибор для письма

по Брайлю — 1 шт.

6. Грифель для письма по Брайлю — 2 шт.

7. Рельефно-графическое пособие

«Азбука в картинках» (в двух альбомах) — 1 шт.

8. Прибор для рельефного рисования

«Школьник». Предназначен для

создания выпуклых рельефных цветных

рисунков с помощью авторучки — 1 шт.

9. Авторучка — 1 шт.

10. Пленка для рельефного рисования —20 лист.

11. Блокнот для письма по Брайлю

на шестистрочечном приборе — 1 шт.

12. Тетрадь для письма по Брайлю — 3 шт.

13. Компьютерная дискета с пособием

для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю» — 1 шт.

14. Контейнер для хранения поставляемых

пособий — 1 шт.

Содержание

Рельефно-точечный шрифт Брайля — Что это такое ....... 1

Введение ............................................................................… 4

Определение системы Брайля .................................... . 4

Принадлежности для письма по Брайлю ................... 4

Шрифт Брайля ............................................................. . 5

Слова, предложения, математические выражения .... 7

Использование брайлевского прибора и грифеля ..... 10

Использование брайлевской печатной машинки ...... 10

Необходимые средства обучения .............................. . 11

В набор входят следующие пособия ......................... . 12

ООО «ИПТК «Логос» ВОС»

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8 к.2

Зак 49. Тираж 100 экз.

14

studfiles.net


Смотрите также