Жертвы моды в истории: осиные талии и лотосовые ножки (фото). Девушка в колодках


Колготки для красивых ножек / фото 2018

Чтобы ножки были стройными, чтобы ножки были красивыми, чтобы ножки были заметными… Да! Если у вас красивые ножки и вам хочется подчеркнуть этот факт и получше продемонстрировать эту красоту — то вам не обойтись без колготок, так как именно эта деталь туалета способна во мгновение ока сместить фокус зрения и притянуть все внимание мужской части населения к ногам…

Колготки — изобретение новейшего времени, в отличие от чулок, которые были до них и которые были своеобразным «прародителем» колготок. Соединить чулки и трусики придумал житель Северной Каролины Аллен Гэнт в 1959 году. Эта модель очень понравилась стриптизерше Салли Рэнд, которая боялась простудиться. Не удивительно, ведь Салли выглядела обычно вот так:Но в моду их ввела известная актриса и танцовщица Энн Миллер. Она с такой скоростью била чечетку (500 ударов в минуту), что ее чулки, которые тогда пришивались к платью, постоянно рвались, и ей приходилось тратить огромное количество времени, чтобы заменить их. Тогда Энн потребовала себе колготки и не прогадала. Колготки делали ножки визульно красивее и скрывали все недостатки. А когда Мэри Куант придумала мини-юбку, колготки начали носить все, они стали обязательной частью офисного дресс-кода и весьма частыми гостями в вечерних и театральных туалетах.В наше время колготки как часть гардероба уже перешли на новый этап, теперь они стали не только дополнением к костюму, но и самостоятельным центром всего образа. Еще бы! Теперь они не только скрывали промежность женщины, носящей мини, от нескромных взоров. В 80-х годах колготки приобрели цвет и стали ажурными. А в 90-х годах стали популярными «блестящие» колготки с высоким содержанием лайкры. Появились также теплые и моделирующие колготки, которые делали ноги визуально стройнее. На колготках появились принты, они стали яркими, иногда даже вызывающими, приобрели собственное «лицо», иногда очень интересное и авангардное. В колготочном мире существует и своя мода. Вот какие модели, например, предлагает нам этот сезон. Красные колготки с красным платьем, цветные колготки, колготки с цветами и шикарные красно золотые под золотую парчу. Конечно, актуальным остается и тренд ношения колготок. Но больше всего мне понравились вязанные колготки с вывязанным узором. Я никогда не думала, что шерстяные колготки могут быть такими изящными и стильными.А вот еще несколько образов, в которых колготки играют далеко не последнюю роль. Ровные, красивые эротичные ножки — что еще тут можно сказать?Звезды тоже любят носить колготки. Правда, цветные колготки, которые сейчас на пике популярности (на одном из пиков) они носят очень редко. Это закономерно: ведь цветные колготки очень сложно комбинировать — малейшая ошибка и женщина становится похожей на клоуна, что звезды (кроме пожалуй Леди Гаги) никак не могут себе позволить. Тем ни менее некоторые из них отдают предпочтение цветным колготками, и иногда получается очень интересный образ.

Как, например, у Блейк Лавли, которая любит цветные колготки. А они любят ее : ))

Гвинет Пелтроу отдала предпочтение стильным серебрянным колготкам. Ей идет!

Колготки Кэти Перри тоже имеют скорее оттенок, чем цвет. Подбирала, видимо, под платье. Чувствует она себя в них уверенно.

Тейлор Свифт с колготками несколько переборщила. Впрочем, и с ее обувью и шарфом тоже что-то не то : ))

Уитни Порт выбрала голубые колготки под куртку. Но может быть нужно было выбрать немного более тусклый цвет?

А здесь мы видим классические розовые колготки в журнальной рекламе. Что ж, это тот пример, на который имеет смысл ориентироваться.

Конечно, знаменитости носят не только цветные колготки. Самым звездным цветом считается классический черный. Черные колготки выбрали

Деми Ловато

Дрю Бэрримор

Эмма Уотсон

Дженинфер Энистон

Джосси Стоун

Кэти Перри

Лидсей Лохан

Меган Фокс

Милла Йовович

Пэрис Хилтон (Love it! Обожаю этот образ — так все хорошо сделано!)

Рианна

Тейлор Свифт (так гораздо лучше)

Зои Дешанель

Саша Хардинг

Так что вот так: если хотите преобразиться и выгодно подчеркнуть свои ноги (разумеется, если у вас такие ноги, что их выгодно подчеркивать) — купите себе новые колготки.

Черные колготки с рисунком привлекут к ногам интерес.

Красные колготки с цветами выделять вас из толпы.

А белые ажурные придадут вашему облику элегантность, нежность и чувственность.

А если захотите пошалить — сделайте как Тайра Бэнкс.

Единственное — помните: попугаям уподобляться не стоит. Удачи!

vev.ru

Сказка «Девушка в колодце». Читайте онлайн.

Жили-были мужик да баба. А у бабы была падчерица. Она пряла у колодца да и уронила веретёшко в воду. Домой идет, плачет. А мачеха и говорит:

— Чего плачешь?— А я веретешко в воду уронила!

Ну, та ее и давай ругать, кричала, кричала и говорит:— Ступай за веретешком, назад не возвращайся!

Девушка пошла да и бросилась в колодец. И попала на луг. Идет, идет, навстречу ей овцы:— Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе овечку с баранчиком.

Она подпахала под ними, убрала, они и говорят:— Домой пойдешь — мы тебе отдадим.

Она поклонилась и пошла. Идет дальше — навстречу коровы:— Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе корову с нéтелью.

Она подпахала под ними, подмахала, они и говорят:— Спасибо, девушка, обратно пойдешь — долг не забудем.

Идет она лугом, долгим полем, навстречу ей жеребцы:— Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами.

Она и им все сделала. Они и говорят:— Назад пойдешь, мы тебя не обидим!

Пошла она дальше и дошла до избушечки, к старику и старушечке. Тут ее веретешечко. Говорит ей старуха:— Должна ты, девушка, веретешечко выкупить, верой-правдой нам год прослужить.

Она и давай служить. И так хорошо работала, что хозяева ее полюбили. Три года она у них жила, на четвертый соскучилась.— Отпустите меня, — просит хозяев, — домой к батюшке.

Они ее и пустили. Много ей всего надавали, а как стала она через ворота выходить, так ее всю золотом обсыпало.

Пошла она домой, навстречу ей пастухи, дали коровку, да овечку, да жеребчика. Пошла она домой с добром и вся как есть золотая. Дошла до ворот, собачка тявкает:— Наша дочь пришла, тяф, тяф, добра принесла, тяф, тяф!

А бабка кричит:— Молчи, давно ее черти съели!Тут она и входит, вся в золоте.

Узнал про это народ, и стали ее сватать. Она за крестьянина не пошла, за дьячка не пошла, за барина не пошла, за дворянина не пошла, а посватал Иван-царевич, за него пошла.

Ух, бабка зла стала! Послала свою родную дочь в колодец, за веретенышком. Та прыгнула и упала. Встала и пошла. Идет, идет, навстречу овечки:— Девушка, девушка подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе овечку!

А она была грубая, злая, и говорит:— Вот какие! Не за тем я сюда попала, не за навозом пошла — за добром иду!

И идет. Шла, шла, навстречу коровы:— Девушка, девушка подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе нéтелку.— Не за тем пошла — за золотом иду!

Пришла она к избушечке — к старику и старушечке.— Отдайте, — говорит, — мое золотое веретенце! (А какое оно золотое! Просто деревянное.)

А старушка ей и говорит:— Ты за веретенце выслужи!

Ну, стала она служить, и все не ладно, все спортит, ленится да неряшится. Три дня прослужила, на четвертый домой просится. Они ее отпустили, дали ей корзину с добром, она и пошла. Дошла до ворот.«Дай, — думает, — в корзину посмотрю!»

А из корзины жабы, да гады, да гнус полез, всю ее облепили, а с ворот смола полилась, всю залила. Побежала она домой, прибежала до ворот, а собачка:— Тяф, тяф, наша дочь во смоле пришла!

А бабка ей:— Цыц, наша дочь в золоте придет!Та вошла, вся в смоле. Мать к ней бросилась, прильнула к ней, так и пропали вместе.

Сказочная фея↑ Вверх

detskie-skazki.com

Ноги девушки (42 фото)

Соблазнительные красивые женские ножки всегда завораживали мужской взор, привлекали внимание мужчин, будь они хоть в эротических чулочках, хоть обтянуты обычными джинсами…. Восхитительной красоты обычно считаются женские ноги длинные, загорелые, подтянутые, подкачанные в тренажерном зале. Но все это лишь шаблон, стандарт, который иногда опровергают даже просто аккуратненькие коротенькие ножки с нежным изгибом.

 

Ножки в кедах торчат из окна автомобиляНожки в кедах торчат из окна автомобиля

 

Блондинка с длинными красивыми ногамиБлондинка с длинными красивыми ногами

 

Ножки в кедахНожки в кедах

 

Стройные ножки загорающей девушкиСтройные ножки загорающей девушки

 

Девушка в шортах с красивыми ногамиДевушка в шортах с красивыми ногами

 

Стройные ножки девушки в ажурном платьеСтройные ножки девушки в ажурном платье

 

Татушки на ногах у девушкиТатушки на ногах у девушки

 

Женские ножки в пескеЖенские ножки в песке

 

Девушка с красивыми ножками сидит на железнодорожных путяхДевушка с красивыми ножками сидит на железнодорожных путях

 

Длинные стройные ножкиДлинные стройные ножки

 

Женские ножки в кедахЖенские ножки в кедах

 

Ножки на берегу моряНожки на берегу моря

 

Женские ножки в белых брюкахЖенские ножки в белых брюках

 

Украшение на женской ногеУкрашение на женской ноге

 

Солнечные очки и ножки из окна автомобиляСолнечные очки и ножки из окна автомобиля

 

Красивые ножки в кедахКрасивые ножки в кедах

 

Женские ножки в розовых чулкахЖенские ножки в розовых чулках

 

Ножки в чулках с бантикамиНожки в чулках с бантиками

 

Ножки девушки, которая лежит на белом диванеНожки девушки, которая лежит на белом диване

 

Красивые женские ножкиКрасивые женские ножки

 

Длинные ноги расслабленной леди с оранжевым полотенцемДлинные ноги расслабленной леди с оранжевым полотенцем

 

Мокрые ножки девушкиМокрые ножки девушки

 

Красивые стройные ножкиКрасивые стройные ножки

 

Женские ножки с татушкамиЖенские ножки с татушками

 

Ножки в чулках в полосочкуНожки в чулках в полосочку

 

Ножки балеринНожки балерин

 

Кроссовки на ногах у девушкиКроссовки на ногах у девушки

 

Загорелые ножки девушкиЗагорелые ножки девушки

 

Ножки в тёплых носочкахНожки в тёплых носочках

 

Ножки в чулкахНожки в чулках

 

Брюнетка с загорелыми ножкамиБрюнетка с загорелыми ножками

 

Ноги девушки на фоне моряНоги девушки на фоне моря

 

Женские ноги на пляжеЖенские ноги на пляже

 

Свисающая туфля с ножки девушкиСвисающая туфля с ножки девушки

 

Ножки в чёрных колготкахНожки в чёрных колготках

 

Ножки девушки, которая гуляет по берегу моряНожки девушки, которая гуляет по берегу моря

 

Ноги девушки в белых чулкахНоги девушки в белых чулках

 

Она может закинуть ноги на плечи и держаться на рукахОна может закинуть ноги на плечи и держаться на руках

 

Женские ножки в чёрных туфляхЖенские ножки в чёрных туфлях

 

Девушка стоит на пальчикахДевушка стоит на пальчиках

 

Ножки девушки, которая стоит возле окнаНожки девушки, которая стоит возле окна

 

Стройные ножки балериныСтройные ножки балерины

 

Женские ножки — это не только средство передвижения, это то, чем всегда восхищаются и чему завидую и мужчины, и женщины! Красивая длинноногая девушка, идущая по улице или загорающая на берегу моря, всегда притягивает восхищенные взгляды мужчин.

Поделитесь с друзьями этими фотографиями женских ножек!

classpic.ru

Модные колготки 2017 (47 фото) видео

Всем привет. Когда-то давно колготки были придуманы лишь с одной единственной целью, защита ног от холода. Сегодня же модные колготки 2017 фото, видео, это самые настоящие произведения искусства, выполненные профессиональными модельерами для украшения женских ножек. Вроде бы с виду обычная деталь нижнего белья, но Вы только посмотрите на разнообразие стилей, рисунков и декоров, которые используются в изготовлении этой одежды.

Конечно же классические однотонные модели всегда занимают первое место в рейтинге популярности, но, согласитесь, иногда хочется как-то разнообразить свой внешний вид, немного изменить привычный стиль, добавить ярких деталей в гардероб. И здесь модные колготки 2017 как раз подойдут как ни что лучше. Смена стиля и образа, вообще интереснейшее занятие, даже если нет финансовых возможностей в данный момент на приобретение масштабных деталей гардероба, таких как новое платье или костюм, то в мелочах с аксессуарами всегда можно поиграть.

Берем стандартную ситуацию, Вы приглашены в гости в компанию, где Ваши платья или костюмы уже видели, вроде как бы и хочется выйти в новом наряде, а средства пока не позволяют. Стоит ли из-за этого расстраиваться? Ну разве что минут на пять, семь, не более. А дальше включаем в работу свою фантазию и начинаем творить. Раз нет возможности замены крупных вещей, всё внимание переключается на мелкие детали. Встаем перед зеркалом, внимательно всматриваемся в свой внешний вид и задаём вопрос, а как давно, любимое мое отражение, ты меняло свою стрижку и прическу? )))

Ответ получен и, скорее всего дальнейшие Ваши действия должны быть направлены в сторону парикмахерской, там же приходит на ум и возможность поработать над сменой макияжа, нельзя же всё время с одним рисунком на лице ходить. С головой вопросы порешали, приступаем к смене декораций в одежде. Здесь лучше обратиться к классическим формам, так как яркие дизайнерские вещи достаточно хорошо запоминаются и их преобразовать в новый ансамбль одежды достаточно сложно. Берем за основу классическое платье или костюм и начинаем его окрашивать в новые нотки.

Начинаем с верха, очень интересное решение при смене имиджа использование платка на шею, во-первых, у этого аксессуара невысокая стоимость и любая дама может позволить себе его приобрести. Учитывая огромное разнообразие способов платок завязать (смотрите ранние подборки) выбираем нужный цвет, рисунок, форму узла и с верхней частью тела вопрос решен. Добавлять какие-либо украшения в виде брошей, бантов, декоративных элементов уже не нужно, тут необходимо соблюдать меру. Далее область поясницы, талии, добавляем ремешок или пояс, даже можно и не покупать новый, просто используем тот, который с данным платьем не использовался.

Спускаемся на нижний уровень, подбираем подходящий рисунок, ведь сегодня модные колготки 2017 настолько разнообразны, что найти какую-то оригинальную модель не составляет труда. Вот и Ваши ножки приобрели новый образ, и поверьте, все обратят внимание только на новые элементы в вашем внешнем виде, будь то прическа, макияж, по-новому использованные аксессуары, а то, что платье или костюм уже видели на Вас никому и в голову не придёт. Так что, смелее используйте аксессуары, разнообразьте свой гардероб, экспериментируйте, фантазируйте, это приносит огромное удовольствие и прекрасное настроение. А сейчас давайте посмотрим на новинки, модные колготки 2017 фото, видео, надеемся, Вам что-нибудь из увиденного понравится.

 
Как делаются модные колготки. Видео

Самые красивые колготки. Огромный выборпосмотреть весь ассортимент, наличие и цены здесь »Россия Украина Казахстан Беларусь

Понравилось, расскажите друзьям:

katyaburg.ru

Жертвы моды в истории: осиные талии и лотосовые ножки (фото)

Бирманский народ падонг © Getty Images

История учит нас, что представления людей о прекрасном порой толкали их на ужасные поступки. Матери уродовали своим маленьким дочерям ноги и заставляли их годами терпеть недетские страдания, а косметологи травили модниц свинцом, мышьяком и ртутью.

Сегодня news.tochka.net расскажет о жертвах моды.

Лотосовые ножки

На протяжении тысячелетия в Китае крохотные ножки считались едва ли не главным достоинством женщины. В возрасте шести-семи лет девочкам начинали бинтовать ступни.

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

Через два-три года, если девочка выживала, нога была "готова". Длина ступни не превышала 7-10 см. Молодая китаянка с большим трудом могла ходить без посторонней помощи. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность.

Беспомощность, с одной стороны, свидетельствовала о знатном происхождении. Это значило, что девушка не знает работы, и даже ходить ей нет нужды - ее носят на руках слуги. С другой стороны, покалеченные ноги помогали контролировать девушку, блюсти ее нравственность и гарантировали, что она не пойдет куда-нибудь на свидание.

Крохотные ступни женщины сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась "Золотые лотосы". Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось "прогулка между золотых лотосов".

В разных регионах Китая существовала мода на разные способы бинтования ног. Где-то была в почете более узкая ступня, где-то - более короткая. Насчитывалось несколько десятков разновидностей - "лепесток лотоса", "молодая луна", "стройная дуга", "побег бамбука" и прочее.

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее "рыночная стоимость", то есть шансы удачно выйти замуж. Считалось, что обладательницы естественных, больших ног лишены главного отличия от мужчины.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе "эстетическое чувство будет оскорблено". В постели китаянка не расставалась с туфельками.

Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.

Пеленание ног грозило серьезными последствиями для здоровья. В ступнях нарушалась нормальная циркуляция крови, что нередко приводило к гангрене. Ногти врастали в кожу, ступня покрывалась мозолями. От ног исходил ужасный запах. Из-за постоянной нагрузки на бедра и ягодицы те отекали, поэтому мужчины называли их "сладострастными". Кроме того, женщина с покалеченными ногами вела сидячий образ жизни, что тоже приводило к проблемам.

Такой обычай появился еще при династии Тан, в ІХ веке, и просуществовала до середины ХХ-го столетия, пока его полностью не искоренили коммунисты. Если в древние времена пеленать ноги начали представители высших слоев общества, то потом эта практика распространилась даже среди бедных крестьян, ведь в Китае было не принято, чтобы женщина занималась сельскохозяйственными работами. И именно в деревнях пеленание ног отмерло в последнюю очередь.

Деформация черепа

Многие древние народы деформировали череп ребенка, чтобы впоследствии его голова имела нужную форму. Это достигалось достаточно простыми способами. Кости черепа новорожденного очень пластичны. Даже если оставлять его на долгое время в жесткой колыбели, то его затылок станет плоским.

Для деформации применялись специальные шапочки, бинты, дощечки. Во многих случаях младенец погибал или оставался имбецилом.

В африканском племени мангбету красивыми считаются вытянутые, башнеобразные, как у египетских фараонов, головы. Для этого головы новорожденных стягивают веревками. Люди с такой формой черепа называются акроцефалами.

Сильно деформировали свои головы представители народа Паракас, который жил на территории современного Перу в 700-100 годах до нашей эры. Археологи нашли черепа не только акроцефалов, но и тригоноцефалов (треугольная форма), и даже каких-то ужасных "цефалов", голова которых была сдавлена вдоль и поперек, образуя невероятную форму.

На территории Крыма черепа младенцев деформировали сарматы, готы, аланы и гунны. "На самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова", - писал о народе гуннов галло-римский поэт Сидоний Аполлинарий.

Мода на круглое лицо в Древней Руси привела к тому, что младенцев распаривали в бане и воздействовали на череп, формируя "правильную" круглую форму.

В некоторых регионах традиция искусственной деформации черепа доходит едва ли не до наших дней. Во Франции еще в XIX веке нянечки с помощью массажа делали голову ребенка округлой. В Туркменистане до 1940-х годов и девочкам, и мальчикам надевали на голову тюбетейку, которую обматывали деформирующими бинтами.

Ученые предполагают, что главная цель деформации черепа - подчеркнуть высокий социальный статус человека. Есть также версия, что деформируя череп, люди пытались развить одни доли головного мозга и подавить другие, таким образом, создавая человека нужного интеллектуального типа.

Шея жирафа

У некоторых народов считается красивой женщина с очень длинной шеей. Так, женщины народа падонг, или каян, живущего в Мьянме и Таиланде, вытягивают шеи с помощью металлических обручей.

Примерно с пятилетнего возраста девочкам начинают надевать на шею медные спирали. Постепенно количество колец увеличивается, пока не достигнет пары десятков. Взрослая женщина может носить на себе четыре-пять килограммов таких колец.

При этом сама шея почти не удлиняется. Рентгеновские снимки показали, что деформируется плечевая зона. Под тяжестью колец опускается плечевой пояс, который крепится к скелету с помощью одного только сустава. Иногда спирали делаются слишком высокими, и женщина не может поворачивать или наклонять голову и постоянно приподнимает подбородок.

Если снять эти кольца, то шея может сломаться, так как за время ношения украшения мышцы атрофируются и уже не могут поддерживать позвоночник. Впрочем, если высота спирали была не очень большой и не прилегала плотно к подбородку, женщина может ее снять без последствий.

Почему у падонгов появилась такая мода, неизвестно. У других племен обычаи калечения женщин были связаны с желанием сохранить их внутри общины, грубо говоря, с тем, чтобы чужие на них не позарились. Сейчас женщины-падонги продолжают вытягивать шеи, потому что это привлекает туристов и приносит деньги.

Такой же обычай существовал у южноафриканского племени ама-ндебеле. На девочек с 12 лет начинали надевать латунные обручи, вытягивая шею до 40-50 см. Сейчас эта традиция уже почти исчезла.

Плоская грудь

В средневековой Европе для женщины считалось красивым иметь маленькую грудь. Такой канон красоты проистекал из христианского мировоззрения и культа Богородицы.

Средневековое богословие считало тело темницей души, и это отразилось на пропорциях женской фигуры. Формы должны были быть аскетичными. Высоко ценились меленькие ручки и ножки, худые бедра, плоская грудь, изящная длинная шея, высокий выбритый лоб, удлиненный овал лица, бледная кожа, светлые волосы, тонкие губы. Женщина должна была напоминать бестелесного ангела.

Для того, чтобы грудь была плоской, ее бинтовали или перетягивали металлическими пластинами. Это делалось еще маленьким девочкам, чтобы молочные железы не развивались.

При этом Средние века пестовали культ материнства, высшим идеалом которого являлась Дева Мария. Поэтому при всей субтильности средневековая женщина должна была иметь круглый живот, который придавал фигуре S-образные очертания. Чтобы походить на беременных, дамы специально увеличивали себе живот, подкладывая специальные подушечки.

Ядовитая косметика

На протяжении практически всей истории Европы красивым считалось бледное лицо. Цвет лица отличал знать от простолюдинов, кожа которых была грубой от работы и загорала на солнце. Чтобы подчеркнуть бледность, дамы мазались свинцовыми и цинковыми белилами. Кожа быстро увядала, а ней появлялись язвы. Ядовитые цинк и свинец постепенно отравляли модницу, нередко приводя к летальному исходу.

Ради бледной кожи также делали кровопускания и пили уксус.

В XVII-XVIII веках женщины покрывали лицо особенно толстым слоем белил. Появились шкафы для напудривания - дама, нарядившись и соорудив прическу, входила в такой шкаф и сыпала на себя пудру, которая состояла из рисового крахмала, свинца, висмута и мышьяка. Рисовая пудра с добавлением свинца пришла из Китая. Китаянки и японки так же страдали от отравлений ради красоты.

Чтобы глаза были выразительными, европейки капали в них беладонну. Она расширяла зрачки, глаза казались черными и блестящими. Следствием этого бывала слепота и галлюцинации.

В XIX веке с началом правления королевы Виктории считалось утонченным иметь нездоровый вид. Дамы не только выбеливали лица токсичными свинцовыми белилами, но и рисовали на коже голубые прожилки. Женщины также специально недосыпали, чтобы появились темные круги под глазами. Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов.

Старинная помада изготавливалась из сульфида ртути, или киновари. Были также киноварные румяна. Ртуть входила и в состав красок для волос. Брови и ресницы чернили ядовитой сурьмой.

Если в России XVII века крестьянки красили губы соком вишни и свеклы, а брови - сажей, то дворянки злоупотребляли ядовитыми красками.

"Глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит", - писал о русских боярынях шведский дипломат Петр Петрей.

О том же свидетельствовал и немецкий путешественник Адам Олеарий, не раз бывавший в России: "В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску".

Олеарий рассказывает историю супруги князя Черкасского, которая была очень хороша собой и не хотела румяниться, но ее стали донимать жены других бояр. В итоге этой красивой женщине пришлось уступить и начать белиться и румяниться, то есть, как пишет путешественник, - "при ясном солнечном дне зажигать свечу".

Русские женщины также чернили зубы, как и в средневековой Европе. Гнилые зубы свидетельствовали о том, что их хозяин постоянно лакомится сахаром, в то время как пить сладкий чай могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Нагая мода

Мода второй половины XVIII века вдохновлялась античностью. Среди европейских женщин стали популярными легкие платья из полупрозрачного шифона и муслина, подхваченные под грудью. Дамы носили эти платья с завязанными в греческий узел волосами и мягкими туфлями без каблуков.

Известная светская дама того времени, Тереза Тальен ввела смелую и неприличную моду на надетое на голое тело платье из прозрачного индийского муслина. Самые легкие ее наряды весили всего 200 грамм. "Она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями", - писала газета "Зеркало Парижа".

Большинство горожанок проводили большую часть времени в помещениях, и верхних одежд у них было очень мало, в то время как мужчины защищались от холода двойными панталонами, суконным фраком, жилетом и галстуками, обернутыми вокруг шеи в несколько слоев.

Даже зимой, следуя "нагой моде", женщины выходили на улицу в одних только невесомых платьях, накинув на плечи разве что тонкий шарф, в лучшем случае - шаль или спенсер - легкую короткую куртку-болеро.

"Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - писал современник.

Более того, подражая античным образам и пытаясь достичь эффекта живописно струящихся драпировок, европейки увлажняли свою одежду водой.

Поэтому модницы массово гибли от воспаления легких. При тогдашнем уровне медицины даже легкая простуда грозила осложнениями и летальным исходом. Следует также помнить, что тогда продолжался Малый ледниковый период, и климат в Европе был очень суровым. Например, в Париже аномально холодной выдалась зима 1784 года, 10-градусные морозы держались до апреля.

Врачи забили тревогу, пытаясь вразумить "жертв моды, заранее отмеченных на таблицах смертности в храме бога Эскулапа". Собственно, тогда и появилось это выражение - "жертва моды".

Французский Journal de mode в 1802 году рекомендовал читательницам посетить Монмартское кладбище и посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой "нагой моды". "Госпожа де Ноэль умерла после бала в 19 лет, мадемуазель де Жюинье - в 18, мадемуазель Шапталь - в 16".

Пытка корсетом

В начале XIX века маятник культуры качнулся в обратную сторону. На смену невесомым тканям пришли массивные наряды и подчеркнутая искусственность.

Платья шились из плотных шелков и бархата, к ним крепились длинные тяжелые шлейфы. Наряды весили по 10-20 кг. В 1820-е годы в медицинском журнале "Ланцет" утверждалось, что из-за огромного веса платьев у женщин развивается мышечная слабость и измождение.

Мода диктовала, чтобы юбки были как можно более длинными, и дамы часто в них путались. Говорят, королева Виктория вывихнула себе лодыжку, наступив на подол.

Но самыми ужасными последствиями обернулась мода на тонкую, "осиную" талию. Женский силуэт должен был напоминать по форме песочные часы. Для этого туловище жестоко затягивалось в корсет.

Многие затянутые в корсеты женщины утрачивали способность дышать полной грудью. Дыхательную функцию исполняла только верхняя часть легких, в то время как нижняя часть наполнялась слизью. Таких женщин мучил постоянный кашель. Кроме того, недостаточная работа легких снижала содержание кислорода в крови и, как следствие, влияла на работу сердца и вызывала анемию.

Вас никогда не удивляла чувствительность героинь романов XIX века, которые по любому поводу падают в обморок? Виной этому было именно повальное увлечение корсетами.

Вследствие длительного ношения корсета у женщин сдавливались и смещались внутренние органы. Известен случай, когда в 1859 году 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

"Сдавливаются и смещаются печень, желудок и кишечный канал, причем первая нередко претерпевает местами рубцовое перерождение, а другие органы, оттесненные вниз, давят на органы тазовой полости и на крупные брюшные сосуды. Усиленные движения (танцы, езда на велосипеде), при туго стянутом корсете, нередко бывали причиной внезапной смерти", - пишут в своей энциклопедии Брокгауз и Ефрон.

Многие любительницы корсетов вынуждены были сидеть на диете, потому что сдавленный желудок уменьшался в размерах. Из-за этого переедание вызывало несварение и изжогу, а газировка и бобы приводили к метеоризму быстрее, чем у здоровых людей.

Целью модниц была талия менее 50 см. Среди рекордсменок известна муза Тулуз-Лотрека, французская танцовщица Полер, имевшая талию, по разным данным, от 33 до 36 см см. При этом объем ее груди и бедер превышал 90 см. Интересно, что пропорции ее тела были практически идентичны пропорциям куклы Барби. Умерла Полер в возрасте 65 лет.

Лишь в начале ХХ века лондонская женщина-модельер Люсиль ввела в моду гуманные "мягкие корсеты", удалив из них жесткие косточки, а в последствии и вовсе заменив бюстгальтерами.

Интересно, что в 1820-35 годах мода на осиную талию распространялась и на мужчин. Они тоже носили корсеты, правда, калечили себя не так сильно, как женщины.

Современный мир

Кому-то все выше перечисленное может показаться дикостью. Но мы живем в мире, в котором моде отдаются не меньшие жертвы. Если в викторианскую эпоху была модна чахоточная бледность, то женщины ХХ-ХХI века запекают себя в соляриях, пытаясь достичь идеала курицы-гриль. В психиатрии появился новый термин - танорексия, чрезмерное увлечение загаром, которое грозит преждевременным старением кожи и раком.

Если женщин Ближнего Востока и Северной Африки перед свадьбой откармливали как на убой, чтобы те заплыли жиром и радовали мужа бескрайними телесами, то сегодня, наоборот, проблемой стали злоупотребление диетами и анорексия.

Если дамы прошлых веков уродовали себя корсетами и бандажами, то в современном мире женщины деформируют лицо и тело пластическими операциями, а мужчины надувают свои мышцы инъекциями синтола и эсиклена.

Читайте удивительные факты в разделе Занимательная наука, а также узнавайте новости от news.tochka.net на Facebook и Twitter!

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

news.tochka.net

Ножки в колготках

Женские ножки в колготках – это, прежде всего, тепло и удобно. Но, чтобы эти ножки были еще и сексуальными, следует знать, какие колготки лучше всего надевать, чтобы подчеркнуть достоинства своих ножек, и если, надо, скрыть недостатки.

Ведь на свете мало столь же непривлекательных вещей, как некрасивые женские ноги, да еще и в неподходящих колготках!

Поэтому отнесись критически (но адекватно, без перекосов, вроде: «какие ужасные у меня ноги») к форме своих ног и Ножки в колготкахприслушайся к следующим советам. Они помогут тебе выглядеть круглый год на все сто! 

Подбираем колготки по форме ног

Дамы с ногами идеальной формы, естественно, могут позволить себе носить колготки из каких угодно материалов, какой угодно плотности и с самыми разными рисунками.

Всем остальным придется выбирать колготки с умом, чтобы сделать свои ноги визуально стройнее и длиннее.

- Если у тебя широкие бедра и круглая попа, сделать их зрительно менее объемными помогут колготки с утягивающим верхом. Если нижняя часть ног также полновата, выбирай колготки темных тонов, и избегай толстых вязаных колгот. В холодное время года подойдут тонкие трикотажные колготы черного или коричневого цветов.

- При полных икрах, на помощь придут плотные, непрозрачные колготки. С таким недостатком своих ножек, выбирай матовые, однотонные колготки. Зрительно стройнее икры будут выглядеть в колготках темных тонов. Полноватые икры не мешают тому, чтобы надевать колготки с рисунком.

Главное – такие колготки не должны бросаться в глаза, их рисунок должен быть деликатным, с едва заметным узором или тонкой полоской.

Ножки в колготках- Страдаешь от того, что у тебя слишком худые ноги? Зато тебе прекрасно подходят колготки с крупным рисунком. Можешь смело надевать колготки с крупной клеткой, с ромбами и горизонтальными полосками. Пастельные тона колготок из блестящего материала – твой вариант.

Согласись – далеко не каждой повезет с таким разнообразным выбором! Однако, не забывай следить за тем, чтобы колготки с рисунком не перекручивались. Иначе рискуешь быть похожей на школьницу младших классов, над которой смеются все мальчишки.

Колготки. Правила выбора и ухода

Все и всегда хотят покупать качественные изделия.

Колготки – слишком важная составляющая женского образа, чтобы экономить на их качестве.

При покупке колготок, обращайте внимание на просвет. Круги похожие на ствол спиленного дерева говорят о том, что эти колготки сделаны из хорошей, качественной ткани, сплетенной особым образом. В некачественных изделиях такой эффект отсутствует.

Приобретя качественные дорогие колготки, не экономь своего времени на то, чтобы ухаживать за ними правильно! Стирай вручную в прохладной воде, добавляя жидкость для стирки. При полоскании, воспользуйся жидкостью, которая исключит такое явление, как электризация ткани.

Если ты противница химикатов – полощи колготки в холодной воде, добавив немного лимонного сока. Он способен устранить вещества, вызывающие раздражение, и к тому же, надолго сохранит свежий запах.

При потливости ног, чистые колготки можно сбрызнуть освежающим спреем, например, Ленором.

Храни колготки в шкафу, свернув их в рулончик в специальной корзине, выстланной тканью. Хранение колготок пара к паре Ножки в колготкахпозволит тебе быстро найти подходящие для сегодняшнего выхода на улицу.

Если колготки, что называется «поехали» и совсем не во время, быстро справиться с проблемой, нанеси на петлю капельку лака или с усилием потри кусочком мыла.

Что значат надписи на колготках?

- Под аббревиатурой DEN скрывается толщина волокна, из которого изготовлены колготки. Более высокое его значение означает большую плотность колготок.

От 8 до 20 DEN – самые тонкие.

Под 30 DEN скрываются более плотные полупрозрачные колготки.

Самые плотные и теплые – это непрозрачные колготки с надписью 40-80 DEN.

Ножки в колготках- Под Лайкрой (Lycra) имеется в виду синтетическое волокно, которое было запатентовано фирмой DuPont. Колготки из лайры отличаются эластичностью, отлично растягиваясь, но легко принимая первоначальную форму). Такие колготки крепкие и блестящие. Они плотно прилегают к ногам, не сдавливая их и не морщинясь на твоих ножках.

- Под микрофиброй следует понимать матовое, непрозрачное волокно. Оно в десять раз превосходит шелк по своей гладкости. Если постоянно мерзнешь, колготки с микрофиброй – твой выбор! У них хороший показатель изоляции, и, следовательно, они теплее.

- Надпись Дорластан означает синтетическое волокно, которое хорошо тянется. Оно эластично и сохраняет форму в течение долгого времени. Это волокно запатентовано фирмой Bayer, а его свойства можно сравнить со свойствами лайкрового волокна.

АвторSandra для Женского журнала "Прелесть"

www.prelest.com

Девочки в кандалах. Исследователь цыганской истории рассказывает и показывает истории смуглых Джульет

Художник Николай Бессонов и актриса театра «Ромэн» Валерия Янышева страстно увлечены полевым изучением цыганской истории. Они опрашивают и записывают воспоминания цыган, заставших кочевье или войну. По мотивам некоторых из воспоминаний, о том, почему в таборах некоторые девочки ходили в кандалах, Николай, Валерия и ещё одна актриса, Нана Муштакова, сняли фотосессию-реконструкцию.

Нана сыграла девушку в кандалах, Валерия – её тётку, а Николай выступил в роли фотографа и художника. Кроме того, Валерия впервые приводит у себя в блоге полную версию статьи Николая Бессонова «Оковы на таборных девушках» со своими пояснениями. В комментариях Валерия отмечает, что, увы, прежде практика родителей препятствовать выбору дочерей была распространена, не только в цыганских, но и в русских семьях, и надеется, что такое отношение к девушкам вскоре останется в прошлом.

Дочь цыгана

runaway01

В художественной литературе принято было воспевать «кочевую свободу». Особенно распространённым был мотив, согласно которому таборная девушка – это вольная пташка. Реальность была иной. Иногда дочь пыталась сбежать замуж против воли отца. Если её ловили на полдороге, то старались удерживать насильно. Первые сведения об этом автор получил от русской цыганки Е.Н. Ружецкой в 2003 году. В детстве она побывала с отцом на стоянке чужого табора и увидела там девушку со скованными ногами. Оказалось, что эта она «недели за три до того пыталась сбежать с парнем».

В дальнейшем автору удалось узнать, что такая практика существовала не только у этногруппы русска рома, но и у лотвов, кишинёвцев, а также у литовских и польских цыган. Желая счастья дочерям, отцы не желали выдавать их замуж в семьи, имевшие сомнительную репутацию. Между тем уже к 14 годам любая цыганочка обладала завидной самостоятельностью. Она была привычна к длительным переходам и ночёвкам под открытым небом, легко ориентировалась в лесу. Прокормиться она могла благодаря гаданию или пляске – наконец, еду можно было просто выпросить. Достаточно было лишь незаметно встать ночью. Расстроить её намерения могли только железные цепи.

Лошадиные железа

runaway02

В старину почти каждая семья, имевшая лошадей, имела и железные путы. Это было своеобразное «противоугонное средство». Оказавшись на ярмарке, хозяин запирал ноги коня специальными оковами. Делали «лошадиные железа» в сельских кузницах. Но ещё до революции был также налажен заводской выпуск. Сохранились иллюстрированные рекламные объявления с расценками на «Цепи (путы) конныя». По своему диаметру такие оковы подходили и для человеческих лодыжек. Во времена крепостного права их использовали как смирительное средство русские помещики. Последние заковывали в «лошадиные железа» дворовых «девок и жёнок», которые делали попытки бежать из неволи.

Среди поговорок, записанных на диалекте русска рома (в период 1930-1960 г.г.), мы находим две на интересующий нас сюжет:

Камлыпэн дэ кандалы на закуинэса и пэрэ балвал на мэкэса. (Любовь в кандалы не закуёшь и по ветру не развеешь).

Яшты гэра састырэса тэ скуинэс, а ило на урикирэса. (Можно ноги цепью сковать, а сердца не удержишь).

Сходные по смыслу фразы зафиксированы автором данной статьи. Первая из них – на кишинёвском диалекте:

Если щей камел те нашел, то пэ ланцугуре тхола – саек нашела. (Если девка хочет сбежать, то в цепи поставь – всё равно сбежит).

Вторая была записана от латышской цыганки.

Шэл грэн уракхэса, а екх ча дэ пэнты на зрикирэса. (Сто коней устережёшь, а одну девку путами не удержишь).

В ходе полевых работ в Белоруссии (2014 г., Витебская обл.) эту же поговорку автор множество раз слышал от лотвов, а также литовских и польских цыган.

Воспоминания белорусской цыганки

runaway03

Наиболее полный рассказ (как на русском, так и на цыганском языке) записан автором на видеокамеру от Анны Антоновны Орловской (1942 г.р.).

«Бывает, отец сам присмотрит жениха… А она другого любит. Сбежит. А отец сразу ловить поедет. Не один. Ещё кого с собой возьмёт. Если перехватят по пути, то отберут и обратно привезут. И всё. Чтобы снова не сбежала, ноги ей запрут… по-цыгански это называется састера, а по вашему… Не помню… Лошадям ноги закрывали. Путы железные. Цепи цыгане раньше на коней ложили – вот и её в такие цепи. Ну, и станут следить. Потому что дочка твердит: «Я его люблю. Что хотите со мной делайте – я всё равно убегу».

Проходит полмесяца, месяц. Батька каждый день предлагает икону взять. Пускай отведут её старые цыганки в церкву, и она поклянётся, что не будет бежать. Клятву с неё требуют. Чтобы забожилась на отца, на мать, на братьев. На всю семью. А она к иконе не идёт.

– Не буду я этого делать!

Или просто молчит. Это что значит? Получается – хочет она бежать? Тогда батька говорит:

– Пока ума не наберёшься, будешь ходить так.

И делают ей кандалы. Мерку с ног снимают. Пока на ней были састера, она еле ковыляла. Там цепь была толстая, короткая. А на кандалах будет подлиньше. Полметра наверное. Чтоб могла ходить по табору хорошо. Эта цепь не тяжёлая. Всего два пальца толщиной. Теперь она и за дровами пойдёт, и за водой пойдёт. В деревню её не пустят, конечно. Там русские с ума сойдут. Напугаешь людей. Они же к нашему закону-то – не касаются. К цыганскому. Каждый русский скажет: «Ребёнка заковали!». Поэтому она только возле шатра.

Костёр сделает. Самовар ставит. Или стирает. За ней мать-отец следят. А если в лес за хворостом – то пусть с девочками идёт. Она под присмотром теперь всегда. У неё браслеты железные. Они на замки заперты – а ключ у батьки в кармане. На ночь проденут цепь через колесо у телеги. Ведь не уследишь в темноте. Встанет, пока все спят – и поминай, как звали.

runaway04

Если другой табор подъехал, то цыганам сразу всё понятно. Девчонка икону не берёт. Её по-другому не удержишь. Во всех таборах такой закон был: цепи класть на девок (которые бегут) – на молоденьких. Говорят, давным-давно этот закон с Польши принесли. А потом пошло по нашим. Все переняли. И в Латвии, и в Литве, и в Белоруссии.

Если девка упрямая, она и полгода, и год будет в кандалах ходить. Я сама видела. Как-то встретили латышский табор. Ну, нам, родители объяснили: «Хотела замуж, а порода такая-сякая». Летом это было… Зиму мы в разных местах провели. А на другое лето снова рядом шатры поставили. Смотрю – она ещё закованная. Значит, год уже прошёл – так?

Сколько она ещё потом упиралась, не знаю. Разъехались в разные стороны. Но не вечно же? Не может батька дочку всю жисть в кандалах держать. Либо она клятву даст. На иконе. Либо слух дойдёт, что женили уже того парня. Тогда её сразу отпустят.

Если милиция на табор приезжает, девка не прячется. Как ходила, так и ходит. Милиции до этого дела нету. Вот она пошла с ведром на речку. Они звон услышат, обернутся. Отец поясняет:

– Ей четырнадцать лет. Это моя дочь. Она хотела удрать.

И такого наговорит на этого парня! Да на его семью… Кто там будет вмешиваться? Она ж не побитая, не порезаная. Нет. Милиция наш закон знала.

…Когда мы кочевали, то девку всегда на телеге везли. Она ноги юбкой прикроет – цепей и не видно.

runaway05

Но ты пойми. Ничего тут страшного нет. Для нас. Ведёт она себя как обычная девочка. Её не презирают. Никто её не попрекнёт. Никаких подозрений на неё нету. Что она сделала? Замуж захотела? Ну и что здесь такого?.. Вот если бы её украли, спользовали и бросили – тогда она опозорена на весь табор! А тут что? Она как была девочка – так и есть девочка. Она будет и в гости к подружкам ходить, и шутить даже. Петь, плясать. А что там на её душе – кто знает? Конечно, ей скучновато, потому что матка в деревню не берёт. Я же помню. У нас несколько таких девчонок было. В разное время. Да вот сестра моя Маня. Двоюродная. Старше меня – ей лет четырнадцать. Такая была красавица! Косы до земли. А парень ей понравился с какой-то другой нации. Совсем издалёка те цыгане приехали. Влюбилась она. Хотела вместе с ним убежать, но их поймали. Ну и заковали её сразу же. Я маленькая ещё – дурная была; залезу к ней в палатку, цап за ногу. И щупаю.

– Тебе,- говорю, – не больно?

– Не-а.

Браслеты ей сковали не тесные. По размеру её ноги. И цепь купляли из блестящего железа. Она ходит так, словно ничего ей не мешает. Не болит ничего. Она и плясать могла – но конечно не так, как без цепей.

Вот чужой табор приехал. Собрались все у костра. Маня поёт, танцует, прыгает как надо. Только не так отчаянно. Она не может плясать бойко, как мы. И никто из цыган над ней не смеётся. В том, что цепи батька положил – никакого позора нет. Она будет скакать, чечётки бить. Только от её пляски лязг идёт. Цепь-то звенит!

А вот батьку совесть мучает. И жалость. «Я – отец – свою дочку заковал!» Ему стыдно, что не смог её уговорить, что не смог внушить. За него-то разговоры ведут! Отцу неприятно. Он только и ждёт, чтобы дитё сказало: «Папочка, родненький, я не буду больше! Я тебе клянусь! Я икону в руки возьму! Век не убегу. Пусть скрутит меня господь!»

С радостью он её отпустит!

Маня полгода слово не давала. С лета до конца зимы. А потом согласилась пойти в церковь. Дала там клятву, что не побежит с этим парнем. Ну и всё.

Она и забыла за это.

И вышла потом замуж за другого.

runaway06

Но не каждый батька за дочкой уследит. Сколько раз было, что девка молоденькая прямо в кандалах удерёт. Она по нахалке-то – конечно – не побежит. А вот украсть её могут… Парню ж – хоть через двадцать таборов – всё расскажут. Он же знает, что она в цепях. Что не отпустили ещё… И если мальчик любит – он любыми путями будет передавать приветы ей. Вот встанет рядом чужой табор. А там ведь девочки есть такого же возраста. И ей говорят. «Потерпи. Он тебя найдёт».

А как приедет он к её табору – тихонько подползёт поближе… Обязательно высмотрит её подружку. Попросит такие и такие слова передать. Та и шепнёт:

– Бери ведро, иди за водой. Тебя ждут.

Он на телеге близко к шатрам не подъедет, потому что колёса громко стучат. Поэтому лошадь привяжет подальше, а сам прячется за кустом. Потом возьмёт за руку, отведёт к телеге.

Вот и всё.

До кузницы довезёт, там цепи с неё сведут – и – до-свидания! Ведро возле речки брошено, а дочки нет. Батька теперь бессилен.

Мириться они через год поедут. Когда у неё уже ребёнок родится. Она не появится, пока не будет ребёнка у неё».

Во время поездки в Белоруссию я нашёл других цыган из табора Анны Орловской. Взял интервью и у дочери упомянутой выше Мани:

«… Отец её схватил – надел оковы железные на ноги. Куда [пешком] не пойдёт – на телеге, на санях… Чтоб не удрать».

Между прочим, у цыган, которые являются потомками табора Орловской, сохранились с кочевых времён железные пэнты.

На что же рассчитывал цыганский папа? Девки-то в большинстве всё равно сбегали… А расчёт был на то, что пока дочка ходит в оковах, её парня, дай Бог, женят. Ну и решится всё само собой. Или на то, что кто-то другой дочке понравится. Она ведь живёт полной жизнью. Попадаются на дороге чужие таборы. Молодёжь общается – вечерами все вместе поют, пляшут. Может завязаться новый роман? Вполне может. Ну и даст дочка клятву на иконе, что не побежит…

Воспоминания прибалтийских цыган

runaway07

Людям из литовских и латышских таборов запомнились те же детали. Объём статьи не позволяет процитировать эти рассказы, поэтому сосредоточимся на отличиях. Информанты описывают не только патриархальную картину, но и вспышки родительского гнева. Евгений Яневич рассказывает, что его дед, латышский цыган Габриель был богат и крут характером.

«Мой дед мать мою всё равно поймал – наказал как положено… Заковывал. В цепи – или что там… Но я слышал, что он бил её до полусмерти и на костёр кидал». Непосредственной свидетельницей расправы была сестра беглянки, Софья Тумашевич. «Батька – дочку за волосы. Домой. По-цыганскому – кнутом! Так она терпит. Так состебает – даже живого мяса нетути… Мою сестру мой батька на костёр бросал. Так дядьки её спасли». Впрочем, кончилось всё новым побегом. «И састера, и верёвки – это всё бесполезно»,- делает вывод информантка.

Пожилой литовский цыган Йозас Тамарявичус в целом описывает ситуацию с упрямыми дочками с долей юмора. Не вопрос, как расценивали это таборные мальчишки, он ответил:

– Да – мы смеялися! «Он как будто кобылицу запутал!». Ну – дети!

Не делала трагедии из случившегося и сама беглянка. Под присмотром сестёр она ходила за хворостом или за водой: «Идут, песни поют». Однако, далее интервью приняло неожиданный оборот.

– Да… И так было. И хуже ещё было!

– А как могло быть хуже?

– Хо-о! И руки и ноги!..

Йозас Тамарявичус поведал, что иногда састера заменялись более тяжёлыми оковами. Запирались они на висячие замки. Цепи ковались из самого толстого прутка (с палец толщиной). Таким образом, ножные кандалы весили 5-6 килограмм, а ручные почти столько же. На вопрос, сколько могло длиться такое жёсткое противостояние, очевидец ответил: «Даже больше двух годов». А максимальный срок, который ему известен – 27 месяцев.

На время зимнего постоя отец превращал часть хутора в тюрьму, набивая решётки на окна. «На двор» девушку выпускали босиком, в одной сорочке, резонно считая, что по морозу она ковылять через леса не решится. Тем не менее, побег к исходу зимы состоялся даже в этих условиях. «Для любви закона нету. Границы нет».

Смекалку проявил отвергнутый отцом жених. Он нашёл кузнеца, который делал ручные и ножные оковы. Ему он и заказал дубликаты ключей. «Я эту девку люблю. За меня её не отдают!»

Далее парень передал ключи через подружку, чтобы убедиться, что они подходят к замкам. В назначенный срок он затемно поставил сани за поворотом лесной дороги. Девушке оставалось лишь пробежать километр до просеки – а там были наготове и полушубок, и шаль, и резвый конь.

Сам побег рассказчик описывает так: «Она отца попросила… ну там… В кандалах куда она побежит? Выпустили. Не одета ж! За угол зашла – а уже её ждали. Сняла. Ключи-то есть. Сняла кандалы – всё. Бросила кандалы. Коло угла там. Сели и уехали.».

Воспоминания цыган субэтнической группы кишинёвцев

runaway08

Кишинёвцы – этногруппа молдавского происхождения. Однако со второй половины XIX века они перекочевали на Украину и в Россию. Лошадиные железа у них назывались словом «лупунзы», а применение к беглянкам было таким же, как у русских цыган. Впрочем удержать девушек цепями не получалось и у кишинёвских отцов .

Известен нетипичный случай, когда красавицу Люсю удерживал не отец, а брат. Двух информантов по этому эпизоду удалось обнаружить мне , и одного – лингвисту К.Кожанову . Во время кочевья железо мучительно врезалось в опухшие лодыжки. Побег удалось совершить уже во время зимнего постоя. Ночью закованная Люся вылезла в окно. Поджидавший избранник донёс её на руках до телеги.

Единственное письменное свидетельство

Поскольку всё описанное было внутренним цыганским делом, трудно было ожидать, что существует письменное свидетельство. Тем не менее, такой текст нашёлся. В 1966 году была выпущена пластинка с цыганскими песнями. В числе исполнителей была З. Кикина. В девичестве она испытала строгость со стороны родителей – о чём и упомянул в аннотации Иван Ром-Лебедев: «Зина родилась в семье кочевых цыган. Двадцать лет прожила она в бродячем таборе и, не выдержав всей «прелести» кочевой жизни, убежала в город, хотя её, в буквальном смысле, приковывали цепью, как медведя, к кибитке» .

Данному источнику можно доверять. В основе лежал рассказ самой певицы, а известный драматург выступил в качестве передаточной инстанции.

Отзвуки в памяти новых поколений

runaway09

В наши дни попытки применить родительскую власть не исчезли. Случается, что дочку запирают в комнате, отбирают всю одежду, кроме ночной рубашки. Был случай, когда девушка из цыган-влахов сбежала, отломав батарею, к которой была прикована полицейскими наручниками! Но ножные кандалы как таковые из национального обихода навсегда ушли.

Долгое время после Указа 1956 года (запретившего кочевье), родители упоминали оковы в воспитательных целях. У кишинёвцев отцы говорили: «Тав тут андел састре» (дословно: поставлю тебя в железА) .

На юге России припозднившихся девочек встречали дома раздражённой фразой: «Хоть кандалы на вас одевай!» .Наталья Серафимович вспоминает нотации своей бабушки (родившейся около 1898 года). Та нередко приговаривала: «Не заглядывайся на мальчиков!- В прежние времена отцы дочерям на ноги цепи надевали».

В белорусском городе Видзы до сих пор могут пригрозить дочерям традиционной фразой: «Щас тут чховава по пэнты!» (дословно: Сейчас тебя засуну в путы) .

Есть однако и другой аспект. Рассказывая о конкретных историях, пожилые очевидцы не скрывают своего восхищения перед упорством беглянок. Им импонирует верность слову. Потерпевший неудачу отец часто описывается иронически. Видеокамера фиксирует довольные улыбки. Выводя мораль и подкрепляя её старинной поговоркой, цыгане явно довольны развязкой. Им нравится, что девушки, проведя в цепях хоть два года подряд, всё равно находили удачный момент для побега.

Подчеркнём, что не следует преувеличивать масштабы явления. «Кража невесты по сговору» проходила успешно в подавляющем большинстве случаев, и только небольшой процент девушек удавалось перехватить по пути в чужой табор. Другое дело, что истории с цепями в силу своей драматичности очень хорошо запоминались очевидцам.

Текст: Николай Бессонов, со вставками от Валерии Янышевой

Иллюстрации: Николай Бессонов, Валерия Янышева, Нана Муштакова

Читай также:

Викторианские барышни: корсет, наркотики и шторы, несущие смерть

Опасные связи: как женщины спасли телефонную связь

11 занятий слуг, которые тебе не покажут в “Аббатстве Даунтон”

pics.ru