Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем. Техническое обслуживание барабанных тормозов


Основы обслуживания и ремонта барабанных тормозов автомобиля

Колодки барабанных тормозов автомобиля на сегодняшний день не могут похвастаться слишком высоким спросом. Обусловлено это, прежде всего их сравнительно высокой степенью износостойкости, которая превышает показатели дисковых колодок вдвое, а то и втрое. К тому же, процент машин с данными тормозными системами начал уменьшаться. Но, как бы то ни было, несколько дельных советов по обслуживанию и ремонту барабанных тормозов не будут лишними.

Барабанные тормоза автомобиля использовались уже задолго до появления дисковых тормозов. Наверное, из-за этого и считается, что они недостаточно надежны и устарели. Но если бы барабанные тормозные системы на самом деле были так неэффективны в использовании, спроса на них не должно было быть.

 

В действительности, они обладают целым перечнем достоинств и в настоящий момент не наблюдается отсутствие спроса. Здесь уместнее говорить о непрерывном соперничестве, которое наблюдается в ряде последних десятков лет с изменчивой успешностью. Например, в первые годы после войны почти не было автомобилей с дисковой системой торможения. Все потому, что автозаводы в основном опирались на принцип дешевизны собираемых конструкций, и барабанные системы были намного рентабельнее дисковых, которыми впоследствии начали вытесняться.

 

Основное доминирование дисковых тормозов над барабанными видами заключается в охлаждении рабочей поверхности диска автомобиля при езде. У барабанной системы степень охлаждения более скромна, поскольку механизм закрыт, что затрудняет циркуляцию воздуха. Это, в свою очередь, может привести к сильному перегреву при резком торможении и выводу из строя всей тормозной системы.

Однако, и у барабанных тормозов автомобиля имеются положительные качества, основные из которых будут рассмотрены ниже.

 

Первый пример – это высокая степень износостойкости этой тормозной системы. Любой тормозной диск, независимо от его качества, рано или поздно износится. На срок его службы влияет аккуратность вождения. При отсутствии излишних перепадов температуры тормозной диск спокойно проработает от ста до ста пятидесяти тысяч километров. Для тех, кто увлекается агрессивным стилем езды, предел намного меньше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч километров. Для качественных дисковых тормозов колодки необходимо менять после пробега от тридцати до сорока тысяч километров. Что уж говорить про несильно отличающиеся качеством дисковые тормоза.

 

Что касается эксплуатационного ресурса колодок для барабанных тормозов, то это уже гарантия спокойной езды до ста тысяч километров без технического обслуживания или замены. Этим и объясняется отсутствие большого спроса на такие колодки, даже, невзирая на значительный процент автомобилей с барабанными колодками на российском авто-рынке.

 

Столь высокая износостойкость барабанной тормозной системы обусловлена одним фактором – несложной и высоконадежной конструкцией. Значительно медленней происходит износ колодок барабанных тормозов вследствие их большой рабочей поверхности. Исправность цилиндров тормозной системы гарантирует работу всей системы на долгие годы без ремонта и сервиса.

 

Если говорить о тормозных барабанах, то они также служат весьма долго, в отличие от дисков, которые при малейшем повреждении считаются непригодными для дальнейшей эксплуатации. О добросовестной работе этих деталей можно судить лишь по тому, что ни в каком магазине автозапчастей не удастся найти дисков для иномарок. Просто их не доставляют по причине ненадобности. Если будет необходимость замены барабана, пусть и для самых древних авто, то возможно найти его на “авто-разборе”, не делая лишних расходов и затрат.

На этом список положительных качеств барабанных тормозов не заканчивается. Помимо всего прочего, барабанная тормозная система отличается более бережным отношением к ступичным подшипникам, так как она больше сбалансирована. В барабанной системе колодки установлены на обеих сторонах оси вращения колеса, и даже резкое торможение создает более или менее равномерную нагрузку на ось.

 

Вероятность попадания на поверхность колодок сторонних предметов (грунта, песка и т. д.) практически отсутствует, т. к. барабан закрыт, что является еще одним положительным качеством, влияющим на износостойкость.

 

Подвержена ли тормозная колодка барабанного тормоза механическим повреждениям. В действительности, такая вероятность существует, и повредить колодку можно в двух случаях:

 

  1. При неверной установке. Необходимо ставить колодки точно так, как сказано в инструкции, хотя визуально они обе одинаковы. Недопустимо, чтобы колодки были перепутаны местами, в противном случае при резком торможении из колодки запросто может выбиться кусок фрикционного пласта.

 

  1. Еще один случай выхода тормозной колодки из строя – это ее перегрев.

 

Как уже было упомянуто выше, главный недостаток барабанных тормозов связан с их склонностью к перегреву. Плохая циркуляция воздуха в барабане является причиной чрезмерного повышения его температуры и дальнейшего нагревания. Порой нагревание доходит до того уровня, когда велик риск расплавления фрикционного слоя, при этом начинает дергаться железная часть колодки. Поэтому нужно стараться не допускать таких случаев, и по возможности водить аккуратно. Время от времени нужно дать колодкам отдохнуть, тогда и не будет проблем.

Стояночный тормоз сопряжен с обязательным применением барабанной системы торможения. Продолжительность работы стояночного тормоза внушительна, если не подвергать “ручник” излишним нагрузкам. Но нельзя не учитывать повышающийся в последнее время интереса у молодого поколения автомобилистов к дрифтингу. Этот новый вид спорта подразумевает весьма интенсивный износ колодок стояночного тормоза. Это, в свою очередь, является дополнительным фактором спроса на колодки барабанных тормозов.

www.brakepads.ru

Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля

Важность нормальной работы тормозной системы автомобиля обусловлена тем, что это одна из основных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации автомобиля. Именно поэтому важно следить за состоянием тормозной системы, и вовремя проводить её техническое обслуживание.

Ежедневная проверка тормозной системы

1. Перед выездом, ежедневно, осмотрите элементы тормозной системы и убедитесь в отсутствии течей тормозной жидкости. При обнаружении течей, их нужно устранить подтягиванием соединений, либо заменой вышедших из строя деталей.

2. Перед началом движения, убедитесь, что педаль тормоза «тугая», и не «проваливается».

Далее проверьте тормоза на ходу, во время движения. Если тормоза исправны, то торможение происходит после однократного нажатия на педаль, тормоза начинают задействоваться, при нажатии педали, примерно, на половину её полного хода. Если педаль приходится нажимать несколько раз, чтобы тормоза «схватили», то, скорее всего, в систему попал воздух и тормоза нужно «прокачать», то есть удалить пузырьки воздуха из системы.

Растормаживание также должно происходить без задержек, как только вы отпустите педаль тормоза.

3. Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости, доливайте жидкость.

Не допускайте попадания грязи пыли и сора в питательный бачок, открывая его, предварительно протирайте ветошью. Не рекомендуется наливать в бачок жидкости больше, чем обозначено меткой максимального уровня. Будьте аккуратны и не допускайте попадания тормозной жидкости на лакокрасочное покрытие кузова, так как это может его повредить.

При осмотре не забудьте проверить вентиляционное отверстие на крышке питательного бачка. Отверстие не должно быть засоренным. Если тормозную жидкость приходится часто доливать, значит в системе есть утечка, которую нужно выявить и устранить.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля

1. Регулярно и своевременно проводите замену тормозной жидкости в системе, так как со временем она теряет свои эксплуатационные свойства. Для большинства автомобилей рекомендована замена тормозной жидкости один раз в два года, либо после пробега 50 тыс. км. Уточните эту информацию, изучив руководство по эксплуатации и обслуживанию вашего автомобиля.

2. Периодически проверяйте степень износа накладок тормозных колодок. При толщине накладок менее 1,5 мм, колодки требуется заменить.

Колодки тормозов барабанного типа подлежат замене при износе накладок до толщины менее 2 мм.

3. Проверяйте величину хода рычага стояночного тормоза. Автомобиль должен затормаживаться на уклоне 30%, при перемещении рычага на 4 – 5 зубцов (щелчков). При необходимости проведите регулировку стояночного тормоза, в соответствии с инструкцией к автомобилю.

4. Через каждые 30 тыс. км пробега нужно проверять работоспособность вакуумного усилителя тормозов.

Нажмите на педаль тормоза 5- 6 раз при остановленном двигателе, затем выжмите педаль на половину её хода, и запустите двигатель автомобиля. Если усилитель тормозов исправен, то вы должны почувствовать, как педаль «уходит» вперед. В противном случае проверьте герметичность шланга, идущего от вакуумного усилителя к впускной трубе двигателя.

Видео — техническое обслуживание тормозной системы автомобиля:

Видеоролик — очень хорошо дополнил статью. Удачи!

Загрузка...

avto-i-avto.ru

Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем

К основным неисправностям тормозной системы относятся: неэффективное действие тормозов, заедание тормозных колодок, неравномерное действие тормозных механизмов, плохое растормаживание, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического привода, снижение давления в системе пневматического привода, а также негерметичность системы пневматического тормозного привода. .Неэффективное действие тормозной системы является результатом загрязнения или замасливания тормозных колодок, нарушения регулировки тормозного привода и тормозных механизмов, попадания воздуха в систему привода, уменьшения объема тормозной жидкости, негерметичности в соединениях гидравлического или пневматического привода.

Заедание тормозных механизмов может произойти в результате следующих причин: поломки стяжных пружин, обрыва заклепок фрикционных накладок, а также в результате засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре или заклинивания поршней в колесных тормозных цилиндрах.Неравномерное действие тормозных механизмов может привести к заносу автомобиля или к его уводу в сторону. Неравномерное торможение является следствием неправильной регулировки тормозных механизмов.Попадание воздуха в систему гидравлического привода снижает эффективность тормозной системы. Для нормального торможения в этом случае необходимо делать несколько нажатий на педаль. При утечке жидкости происходит полный отказ всей системы торможения автомобиля или какого-то отдельного контура.

При ежедневном техническом обслуживании автомобиля необходимо проверять работу тормозов в начале движения, а также герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропровода и пневмопривода. Утечку тормозной жидкости из системы торможения контролируют по подтекам в местах соединений, а также по уровню жидкости в бачках. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре или на слух. Утечку воздуха определяют при неработающем двигателе.

В процессе первого технического обслуживания выполняют работы, предусмотренные ежедневным осмотром, а также проверку состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, эффективность тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Кроме этого при первом техническом обслуживании проверяют уровень тормозной жидкости в главном цилиндре и при необходимости доливают ее, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, а также состояние рычагов и других деталей привода.При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, ежедневным осмотром, а также выполняют дополнительную проверку состояния тормозных механизмов колес при их полной разблокировке, заменяют изношенные детали (тормозные барабаны, колодки), а также регулируют тормозные механизмы. Кроме того, при прохождении второго технического обслуживании прокачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора, а также регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.Сезонное обслуживание автомобиля и его тормозной системы, как правило, совмещают с работами, выполняемыми при втором техническом обслуживании, а также производят работы в зависимости от сезона.

Работы по регулировке тормозной системы включают в себя устранение подтекания жидкости из гидропривода тормозов и его прокачку от попавшего воздуха, регулирование свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, а также регулировку стояночного тормоза.Подтекание тормозной жидкости из тормозной системы устраняется подтягиванием резьбовых соединений трубопроводов. В том случае, если причина подтекания — в неисправных деталях, то эти детали необходимо заменить на новые.

Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в следующей последовательности:1) выполняют проверку тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра, а также при необходимости доливают ее;2) снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и затем на него надевают специальный резиновый шланг, другой конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;3) отворачивают клапан выпуска воздуха на полоборота и резко несколько раз нажимают на педаль тормоза;4) удерживают педаль тормоза в нажатом положении до полного выхода воздуха из системы торможения;5) закрывают клапан при нажатой тормозной педали.

После этого осуществляют подкачку остальных колесных цилиндров в том же порядке..В процессе прокачки необходимо постоянно добавлять тормозную жидкость в наполнительный бак. После прокачки педаль торможения станет более жесткой, ход педали восстановится и будет в пределах допустимого.На большинстве легковых автомобилей регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном осуществляется автоматически. При изнашивании тормозных колодок происходит перемещение упорных колец в колесных тормозных цилиндрах, в результате чего происходит регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном. На автомобилях, не оснащенных автоматической регулировкой, зазор регулируют при помощи поворота эксцентрика.В автомобилях с пневматическим приводом системы торможения регулировка зазора осуществляется при помощи регулировочного червяка, который устанавливается в рычаге разжимного кулака. Для регулировки зазора необходимо вывесить колесо и затем, поворачивая ключ червяка за его квадратную головку, довести колодки до контакта с барабаном. После доведения колодки необходимо поворачивать червяк в обратном направлении, до тех пор, пока колесо автомобиля не начнет свободно вращаться. Правильность регулировки зазора проверяют при помощи щупа. При правильной регулировке зазор должен составлять 0,2-0,4 мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры должен быть в пределах от 20 до 40 мм.

Регулировка свободного хода тормозной педали в тормозных системах с гидравлическим приводом заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируется изменением длины толкателя. Длина толкателя должна быть такой, чтобы зазор между ним и поршнем составлял 1,5-2,0 мм, такая величина зазора соответствует свободному ходу педали тормоза 8-4 мм.

В тормозных системах с пневматическим приводом свободный ход педали регулируют изменением длины тяги, которая соединяет педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. После регулировки свободный ход педали должен составлять 14-22 мм. Рабочее давление в пневматической тормозной системе должно регулироваться автоматически и составлять 0,6-0,75 МПа.Привод стояночной тормозной системы регулируется за счет изменения длины наконечника уравнителя длины троса, который связан с рычагом. Ход рычага отрегулированного привода стояночной системы торможения должен составлять 3-4 щелчка запирающего устройства.На грузовых автомобилях регулировка стояночной системы торможения осуществляется за счет изменения длины тяги. Длину тяги изменяют, отвертывая или завертывая регулировочную вилку. В отрегулированной тормозной системе в затянутом состоянии рычаг должен перемещаться не более чем на половину зубчатого сектора запирающего устройства.

Если тормозная тяга укорочена до предела и при этом не обеспечивает полного затормаживания при перемещении стопорной защелки за шесть щелчков, то в этом случае необходимо перенести палец тяги, к которому присоединен верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, при этом обязательно нужно надежно затянуть и зашплинтовать гайку. После этого нужно повторить регулировку длины тяги в указанном выше порядке.Основными дефектами в гидравлическом тормозном приводе являются износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин, срыв тормозных накладок, а также ослабление стяжной пружины или ее поломка.

При ремонте тормозные механизмы снимают с автомобиля, разбирают, затем очищают от грязи и пыли, а также от остатков тормозной жидкости. Детали тормозных механизмов очищают специальным моющим раствором, затем водой, а после этого продувают сжатым воздухом.Разборку колесного тормозного механизма начинают со снятия тормозного барабана. После тормозного барабана снимают стяжные цилиндры, тормозной цилиндр. Если на рабочей поверхности имеются различные царапины или небольшие риски, то ее необходимо зачистить мелкозернистой шлифовальной бумагой. Если глубина рисок большая, то барабан растачивают. После расточки барабана необходимо заменить накладки на увеличенный размер. Кроме этого смена накладок осуществляется, если расстояние до головки заклепок буден менее 0,5 мм, или в том случае, если толщина клееных накладок будет менее 0,8 от толщины новой накладки.

Клепку новой накладки осуществляют в следующем порядке, В начале новую накладку устанавливают и закрепляют на колодке при помощи струбцин. После этого со стороны колодки в накладке просверливают отверстия, которые предназначены для заклепок. Просверленные отверстия снаружи раззенковывают на глубину 3-4 мм. Клепка накладок осуществляется медными, бронзовыми или алюминиевыми заклепками.Перед тем как приклеить накладку на колонку, ее поверхность необходимо зачистить мелкой зернистой шлифовальной бумагой, а после этого обезжирить. После этого на поверхность накладки наносят два слоя клея с выдержкой в 15 минут.Сборка осуществляется в специальном приспособлении. После сборки механизм необходимо просушить в нагревательной печи при температуре 150-180 °С в течение 45 минут.

Кроме вышеперечисленных неисправностей в гидравлическом тормозном приводе возникает износ рабочих поверхностей главных и колесных цилиндров, разрушение резиновых манжет, а также нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и арматуры.Тормозные цилиндры, которые имеют небольшие риски или царапины, восстанавливают хонингованием. При значительной величине износа тормозные цилиндры необходимо расточить до ремонтного размера. После растачивания необходимо провести хонингование.К основным дефектам гидравлического усилителя тормозной системы относятся износ, царапины, риски на рабочей поверхности цилиндра и поршня, неплотное прилегание шарика к своему гнезду, смятие кромок пальцевых диафрагм, а также износ и разрушение манжет.Цилиндр гидравлического усилителя восстанавливают шлифовкой, но на глубину не более чем на 0,1 мм. Неисправный поршень меняют на новый. Изношенные резиновые уплотнения также меняют на новые.

После замены всех изношенных деталей цилиндр гидравлического тормозного привода собирают.К основным дефектам пневматического тормозного привода относятся повреждения диафрагм тормозного клапана, тормозных камер, риски на клапанах и седлах клапанов, изогнутость штоков, износ втулок и отверстий под рычаги, поломка и потеря упругости пружин; износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов компрессоров.Наиболее сильно изнашивающимися деталями компрессора являются: цилиндры, кольца, поршни, подшипники, клапаны, а также седла клапанов.Нарушение герметичности пневматического привода тормозной системы происходит- из-за износа уплотнительного устройства заднего конца коленчатого вала, а также из-за разрушения диафрагмы загрузочного устройства.После разборки пнемопривода детали уплотнительного устройства необходимо промыть в керосине, затем удалить закоксовавшееся масло и заусенцы и затем снова собрать. Диафрагма заменяется на новую.

Воздушный фильтр тормозной системы необходимо разобрать, затем промыть фильтрующий элемент в керосине, а затем продуть сжатым воздухом. Перед установкой воздушный фильтр необходимо смочить в моторном масле.После сборки и ремонта компрессор тормозной системы должен пройти испытания и приработку на специальном стенде.При ремонте тормозного крана его снимают с автомобиля. Его разборку производят в тисках, контролируя состояние всех составляющих его деталей. После замены поврежденных деталей тормозной кран собирают.Отремонтированные или замененные узлы тормозной системы устанавливают на свои места, после чего выполняют регулировочные работы.

avtokriminalist.ru

Основные неисправности и техническое обслуживание тормозной системы

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Основные неисправности и техническое обслуживание тормозной системы

Тормозная система должна обеспечивать эффективное и равномерное действие тормозов в соответствии с установленными нормами, плавное притормаживание автомобиля и полное растормаживание всех колес.

Требованиями безопасности движения запрещается эксплуатация, а во многих случаях и движение автомобиля с неисправной тормозной системой.

Недостаточно эффективное торможение и увеличение рабочего хода педали сверх 2/з ее полного хода вызывают следующие причины:— увеличение свободного хода педали или рычага стояночного тормоза;— попадание воздуха в систему гидропривода тормозов из-за нарушения ее герметичности и падения уровня тормозной жидкости в главном цилиндре;— неплотное прилегание манжет к стенкам главного цилиндра;— попадание воды на рабочую поверхность колодок;— неполное прилегание колодок к барабану;— увеличение зазора между колодками и барабаном;— нарушение герметичности пневмопривода и падение давления в нем ниже 4,5 кг/см2;— нарушение работы компрессора, регулятора давления или предохранительного клапана;— неполное открытие и закрытие клапанов тормозного крана.

Повышенное усилие нажатия на педаль при торможении обусловливают следующие причины:— замасливание или неполное прилегание колодок;— нарушение герметичности вакуумной трубки усилителя;— повреждение диафрагмы камеры или клапана управления усилителя;— повреждение манжеты поршня усилителя;— засорение обратного клапана или клапана поршня усилителя;— засорение воздушного фильтра усилителя.

Увод автомобиля в сторону или занос при торможении возникают по следующим причинам:— замасливание колодок одного из тормозов;— неодинаковое прилегание или неодинаковый зазор между колодками и барабаном тормозов;— засорение трубопровода одного из тормозов;— задир поверхности барабана одного из тормозов;— нарушение работы регулятора тормозных сил задних колес;—- повреждение диафрагмы тормозной камеры.

Неполное растормаживание колес и нагрев тормозных дисков или барабанов, приводящие к повышенному износу колодок и увеличенному расходу топлива, происходят по следующим причинам:— отсутствие или недостаточный свободный ход тормозной педали или рычага стояночного тормоза;— засорение компенсационного отверстия главного цилиндра;— заедание поршня главного или колесного цилиндров;— заедание поршня или клапана усилителя;— заедание разжимного кулака или штока тормозной камеры;— ослабление или поломка оттяжной пружины педали или стяжной пружины колодок;— заедание колодок на осях;— отсутствие или недостаточный зазор между колодками » барабаном;— неправильная установка разрезного кольца в устройстве автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном;— заедание приводных тросов или разжимного механизма стояночного тормоза.

Скрип при торможении вызывают следующие причины:— неполное прилегание колодок к барабану;— ослабление крепления осей колодок;— ослабление крепления тормозного щита.

Ежедневное обслуживание. 1. Проверить герметичность привода тормозов осмотром соединений гидропривода и определением на слух утечки воздуха из соединений пневмопривода.2. Проверить по манометру давление в пневматическом приводе, которое при работающем двигателе должно быть не менее 4,5 кг/см2.3. Проверить натяжение ремня привода компрессора.4. Зимой слить конденсат из ресиверов.5. Перед выездом проверить на ходу эффективность и равномерность действия тормозов.

Первое техническое обслуживание. 1. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра, который должен быть на 10—15 мм ниже кромки горловины. На легковых автомобилях рассматриваемых моделей в бачок заливается тормоз» ная жидкость на гликолевой основе марки «Нева» (ТУ 6-09-550-73). На автомобиле ГАЭ-53А применяется тормозная жидкость на бутилспиртокасторовой основе марки БСК (ТУ 6-10-1533-75).2. Проверить крепление шкива компрессора.3. Проверить шплинтовку пальцев тормозных камер.4. Проверить и при необходимости отрегулировать предохранительный клапан ресивера.5. Смазать валы разжимных кулаков солидолом УС-3.6. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход тормозной педали и рычага стояночного тормоза.

Свободный ход педали связан с зазором между толкателем и поршнем главного цилиндра (ВАЗ-2101, «Москвич-2140», ГАЗ-53А) или между рычагом тормозного крана и пяткой стакана секции тормозов автомобиля (ЗИЛ-130). Нормальный зазор и свободный ход педали обеспечивают необходимую эффективность действия тормозов и полное растормаживание колес. Увеличение свободного хода приводит к недостаточно эффективному торможению, при уменьшении свободного хода колеса не полностью растормаживаются.

На автомобиле ВАЗ-2101 свободный ход педали регулируется перемещением буфера включателя стоп-сигнала, в который упирается ограничитель педали. На автомобиле «Москвич-2140» зазор устанавливается винтом в штоке усилителя при его сборке и не регулируется. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» сопряжение толкателя и поршня имеет неразборную, беззазорную, нерегулируемую конструкцию с резиновым и стопорным кольцами. На автомобиле TA3-53A свободный ход регулируется изменением дли-«ы тяги педали тормоза.

При отсутствии возлуха в гидроприводе тормозов эта регулировка обеспечивает нормальный свободный ход педали и работу тормозов. Если в гидросистему попадает воздух, то на педали не ощущается свободного хода и заметного сопротивления, ход поршней колесных цилиндров уменьшается и эффективность торможения падает.

Чтобы предупредить попадание воздуха в гидросистему при ее заполнении тормозной жидкостью или удалить из гидросистемы воздух, необходимо выполнить следующие операции:1. Отвернуть пробку главного цилиндра или бачка и заполнить его тормозной жидкостью.2. Очистить клапаны колесных цилиндров от загрязнения и снять с них резиновые колпачки.3. Поочередно на штуцер клапана каждого цилиндра надеть резиновую трубку и опустить ее свободный конец в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину заполненный тормозной жидкостью.4. Создать в гидросистеме давление, резко нажимая и плавно отпуская тормозную педаль с интервалом 1—2 с.5. Удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть клапан цилиндра на ‘/г—1 оборот и следить за опущенным в жидкость концом трубки, из которого должна выходить жидкость с пузырьками воздуха.6. После прекращения вытекания жидкости из трубки завернуть клапан, отпустить педаль и проверить уровень жидкости в главном цилиндре или бачке, не допуская его падения более чем на 2/3 от нормы.7. Повторить прокачку жидкости до тех пор, пока из трубки не станет выходить жидкость без пузырьков воздуха.8. Удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан, снять с его штуцера трубку и надеть защитный колпачок.9. Прокачать жидкость таким же образом через цилиндры всех колес, начиная с наиболее удаленного от главного цилиндра колеса каждого контура, в следующей последовательности:— у автомобиля ВАЗ-2101—задний правый, задний левый, передний правый, передний левый;— у автомобиля «Москвич-2140» — большие цилиндры переднего правого тормоза, большие цилиндры переднего левого тормоза (верхний клапан суппорта), малые цилиндры переднего правого тормоза, малые цилиндры переднего левого тормоза (нижние клапаны суппорта), задний правый, задний левый; сигнальное устройство приводится в исходное положение плавным-нажатием педали при отвернутом на V2 оборота клапане больших цилиндров переднего тормоза до выключения сигнальной лампы, после чего при этом положении педали клапан завертывается;— у автомобиля ГАЗ-24 «Волга» при отвернутом на 2 оборота клапане разделителя контуров — нижний и верхний цилиндры переднего левого тормоза, нижний и верхний цилиндры переднего рравого тормоза, задний левый, задний правый, зате^ при завернутом клапане разделителя и отпущенной педали — цилиндр усилителя;— у автомобиля ГАЭ-53А — задний правый, передний правый, передний левый, задний левый цилиндр усилителя.

Не следует нажимать на тормозную педаль, если снят хотя бы один тормозной барабан, так как при этом поршни будут выжаты из колесных цилиндров и жидкость вытечет наружу.

У автомобиля ЗИЛ-130 свободный ход тормозной педали регулируется изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом крана, и верхним регулировочным винтом.

Второе техническое обслуживание. 1. Проверить крепление; главного тормозного цилиндра.2. Проверить крепление барабана ручного тормоза.3. Проверить крепление компрессора.4. Проверить крепление тормозного крана.5. Проверить крепление колесных цилиндров через одно ТО-2..6. Проверить крепление тормозных камер и их кронштейнов через одно ТО-2.7. Проверить крепление тормозных щитов через одно ТО-2.8. Проверить крепление осей колодок через одно ТО-2.9. Проверить крепление усилителя через одно ТО-2.10. Проверить крепление регулятора тормозных сил через одно ТО-2.11. Проверить крепление ресиверов через одно ТО-2.12. Смазать червячную пару регулировочного рычага солидолом УС-1.13. Проверить и при необходимости отрегулировать действие колесных тормозов и стояночного тормоза.

Регулировка колесных тормозов необходима вследствие износа накладок тормозных колодок и увеличения зазора между накладками и барабаном. Это снижает эффективность торможения, увеличивая рабочий ход педали, которая может упереться в переднюю стенку кузова или кабины.

Получение нормального зазора обеспечивает частичная регулировка тормозов, полная регулировка производится после замены колодок для их установки концентрично барабану. На автомобилях ВАЗ-2101 и «Москвич-2140» полная регулировка не требуется, так как их колодки самоустанавливаются благодаря плавающей конструкции. Частичная регулировка передних дисковых тормозов автомобиля ВАЗ-2101, а также тормозов всех колес автомобилей «Москвич-2140» и ГАЗ-24 «Волга» не требуется, так как по мере износа накладок конструкция поршня их колесных Цилиндров обеспечивает автоматическое поддержание нормального зазора.

Частичная регулировка барабанных тормозов автомобилей ГАЗ-2101, ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 производится у каждого колеса, поднятого домкратом, после предварительной проверки и регулировки затяжки подшипников ступицы. При этом не следует изменять установку осей колодок. На автомобилях ВАЗ-2101 и ГАЗ-БЗА эта регулировка осуществляется поворотом эксцентрика каждой колодки, а на автомобиле ЗИЛ-130 — поворотом червяка регулировочного рычага в следующей последовательности:1. Поднятое колесо автомобиля ВАЗ-2101 затормозить нажатием педали и, поворачивая эксцентрики по направлению, указанному стрелками, подвести их вплотную к колодкам. На автомобиле ГАЗ-БЗА, вращая колесо вперед, поворачивать эксцентрик передней колодки по стрелке до затормаживания колеса. У автомобиля ЗИЛ-130 поворачивать червяк регулировочного рычага до тех пор, пока при нажатии на педаль ход штоков тормозных камер передних колес не достигнет 1-5 мм, задних колес — 20 мм.2. На автомобиле ВАЗ-2101 отпустить педаль и повернуть эксцентрики в обратную сторону на 10°, чтобы между колодками и барабаном был зазор 0,1—0,15 мм. У автомобиля ГАЭ-53А повернуть регулировочный эксцентрик в обратную сторону до свободного вращения колеса, затем те же операции проделать с эксцентриком задней колодки, вращая колесо назад.3. Несколько раз нажав и отпустив педаль, проверить свободное, без задевания колодок вращение колеса.4. Выполнить указанные операции для тормозов всех колес, после чего педаль должна опускаться не более чем на 2/з ее полного хода.5. Проверить на ходу после остановки без торможения отсутствие нагрева тормозных барабанов и при торможении — эффективность и равномерность торможения.

Полная регулировка тормозов автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 выполняется в следующем порядке:1. Проверить регулировку затяжки подшипников ступиц ко-,лес.2. Ослабить гайки крепления опорных эксцентриковых пальцев или осей колодок и повернуть их торцовыми метками друг к другу, отведя колодки от барабана; у автомобиля ЗИЛ-130 дополнительно ослабить крепление кронштейна разжимного кулака, разъединить регулировочный рычаг и шток тормозной камеры.3. Нажимая на педаль или поворачивая регулировочный рычаг, прижать колодки к барабану; поворачивать пальцы или оси колодок по направлению, указанному стрелками, добиваясь полного прилегания колодок к барабану.4. Затянуть гайки крепления опорных пальцев или осей, а также кронштейна разжимного кулака и, отпустив педаль или регулировочный рычаг, проверить отсутствие задевания колодок за -барабан; на автомобиле ЗИЛ-130 зазор между колодками и барабаном у разжимного кулака должен быть равен 0,4 мм, у осей колодок — 0,2 мм.5. Произвести частичную регулировку тормозов, как было-указано выше.

Регулировка стояночного тормоза автомобилей ВАЗ-2101Г «Москвич-2140» и ГАЗ-24 «Волга» производится после регулировки колесных тормозов при поднятой задней части автомобиля в-следующей последовательности:1. Переместить рычаг или рукоятку тормоза на 1—2 зуба за-пирающего механизма и, вращая регулировочную гайку, передвинуть направляющую скобу или уравнитель до натяжения задних тросов.2. Проверить свободное, без задевания колодок, вращение задних колес.3. Проверить эффективность действия тормоза при перемещении рычага не более чем на 4 зубца у автомобиля ВАЗ-2101, на 8 зубцов у автомобиля «Москвич-2140», на 24 зубца у автомобиля ГАЗ-24 «Волга».4. При увеличенном ходе рукоятки и неэффективном торможении у автомобилей «Москвич-2140» и ГАЗ-24 «Волга» уменьшить зазор между разжимным рычагом и задней колодкой, поворачивая регулировочный эксцентрик рычага.

У автомобилей ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 для регулировки центрального стояночного тормоза необходимо выполнить следующие операции:1. Поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение и отъединить от тормозного барабана фланец карданного вала или поднять домкратом одно из задних колес.2. На автомобиле ГАЭ-53А завернуть регулировочный винт до затормаживания барабана, затем отпустить винт до свободного проворачивания барабана.3. При увеличенном ходе рычага или неэффективном торможении уменьшить длину тяги, вращая регулировочную вилку, чтобы затормаживание происходило при перемещении рычага не более чем на 6 зубцов запирающего механизма. Если на автомобиле ЗИЛ-130 уменьшение длины тяги не обеспечивает указанного условия, необходимо переставить палец тяги в следующее отверстие регулировочного рычага.

Правильно отрегулированный стояночный тормоз должен Удерживать автомобиль на подъеме или спуске с уклоном 16%.

Читать далее: Дорожное движение автомобилей

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Руководство по техническому обслуживанию2007 Matiz-Spark ЗАДНИЕ БАРАБАННЫЕ ТОРМОЗА

РАЗДЕЛ 4E

ЗАДНИЕ БАРАБАННЫЕ ТОРМОЗА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общие технические характеристики

ПРОГРАММА

Агрегат

Описание

Барабан

Внутренний диаметр

мм (дюйм)

180 (7.086)

Предельное значение внутреннего диаметра

мм (дюйм)

182 (7.165)

Овальность

мм (дюйм)

0.04 (0.001)

Овальность

мм (дюйм)

0.02 (0.0008)

Тормозные колодки

Толщина

мм (дюйм)

4 (0.157)

Предельное значение внутреннего диаметра

мм (дюйм)

0.5 (0.02)

Зазор между накладкой и барабаном

мм (дюйм)

0,2...0,59 (0,008...0,023)

Колесный цилиндр

Внутренний диаметр

мм (дюйм)

17.46 (0.687)

Моменты затяжки резьбовых соединений

ПРОГРАММА

Н•м

lb-ft

lb-in

Корончатая гайка*

-

-

-

Болт колесного цилиндра

10

-

89

Болт щита тормозного механизма

24

18

-

Фитинг тормозной трубки

16

12

-

Штуцер прокачки гидропривода

6

-

53

* Корончатая гайка: 25 Н•м - 180° + 2.5 Н•м (18 фунт-футов - 180° + 22 фунто-дюйма.)

ДИАГНОСТИКА

Задний дисковый тормоз

СОСТОЯНИЕ

Вероятная причина

Устранение

Недостаточна тормозящая сила

Сильный износ накладки тормозной колодки.

Заменить накладку.

Накладка замаслена.

Проверить колесный цилиндр на утечки, а затем, если потребуется, заменить колесный цилиндр или накладку.

Колесный цилиндр неисправен.

Заменить колесный цилиндр.

Неисправность механизма саморегулировки.

Отремонтировать механизм саморегулировки.

Неодинаковое торможение колес.

Накладка замаслена.

Проверить колесный цилиндр на утечки, а затем, если потребуется, заменить колесный цилиндр или накладку.

Колесный цилиндр неисправен.

Заменить колесный цилиндр.

Неисправность механизма саморегулировки.

Отремонтировать механизм саморегулировки.

Прихватывание тормоза при отпущенной педали

Ослабла стяжная пружина тормозных колодок.

Заменить стяжную пружину тормозных колодок.

Колесный цилиндр неисправен.

Заменить колесный цилиндр.

Чрезмерно большой ход педали

Чрезмерный износ накладок.

Заменить накладку.

Неисправность механизма саморегулировки.

Отремонтировать механизм саморегулировки.

Шум или вибрация при торможении

Посторонний предмет или грязь в барабане.

Очистить задние барабанные тормоза.

Отпустить болт крепления тормозного щита.

Затянуть болт крепления тормозного щита.

Поврежден барабан.

Заменить барабан.

Недостаточно затормаживание стояночным тормозом

Накладка замаслена.

Проверить колесный цилиндр на утечки, а затем, если потребуется, заменить колесный цилиндр или накладку.

Поврежден механизм саморегулировки.

Отремонтировать механизм саморегулировки.

Неотрегулирован трос стояночного тормоза.

Отрегулировать трос стояночного тормоза.

Тормозные барабаны.

Проверить тормозной барабан в следующей последовательности:

  1. Проверить, нет ли трещин или повреждений.
  2. Измерить внутренний диаметр.

Единица: мм (дюймы)

Предельное значение внутреннего диаметра

182 (7.165)

  1. Если измеренное значение превышает предельное или если обнаружен какой-либо дефект, то барабан следует заменить.

Накладки

Проверить тормозной барабан в следующей последовательности:

  1. Проверить накладки на износ и загрязнения смазкой
  2. Измерьте толщину накладок.

Единица: мм (дюймы)

Предельная минимальная толщина накладок

0.5 (0.02)

  1. Если измеренное значение превышает предельное или если обнаружен какой-либо дефект, то барабан следует заменить.

РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ

ЗАДНИЕ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА

  1. Штуцер прокачки гидропривода
  2. Штуцер прокачки гидропривода
  3. Задний тормоз в сборе
  4. Тормозной щит заднего тормоза
  5. Колесный цилиндр
  6. Телескопическая стойка в сборе
  7. Ведущая тормозная колодка
  8. Средняя стяжная пружина
  9. Верхняя стяжная пружина
  10. Стойка фиксирующей пружины тормозной колодки
  11. Ведомая тормозная колодка
  12. Фиксирующая пружина тормозной колодки
  13. Опорная шайба фиксирующей пружины тормозной колодки
  14. Нижняя стяжная пружина
  15. Болт ступицы
  16. Барабанные тормоза задних колес

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕЗ ДЕМОНТАЖА С АВТОМОБИЛЯ

Барабанные тормоза задних колес

Процедура снятия

  1. Снимите задние колеса. См. Часть 6Е, "Шины и колеса".
  2. Отпустите рычаг стояночного тормоза.
  3. Снимите тормозной барабан.

Важно: Извлеченные болты ступицы снова не использовать.

Процедура установки

  1. Установите тормозной барабан.
  • Отрегулируйте стояночный тормоз.
  • Установите задние колеса. См. Часть 6Е, "Шины и колеса".
  • Тормозная колодка

    Процедура снятия

    1. Снимите тормозной барабан. См. процедуру "Тормозной барабан" в этой части.
    2. Снять стяжную пружину.
  • Снять тормозную колодку.
  • Отсоединить трос стояночного тормоза от ведомой тормозной колодки и снять колодку (7).
  • Процедура установки

    1. Установка производится в обратной последовательности.
    2. Очистить механизм саморегулировки зазора и смазать пластичной смазкой.
    3. Присоединить к ведомой колодке трос стояночного тормоза.
    4. Установить тормозную колодку.
    5. Установить стяжную пружину.
  • Установите тормозной барабан. См. процедуру "Тормозной барабан" в этой части.
  • Колесный цилиндр в сборе

    Процедура снятия

    1. Снимите тормозной барабан. См. процедуру "Задний тормозной барабан" в этой части.
    2. Снять колесный цилиндр.

    Процедура установки

    1. Установить колесный цилиндр на щит тормозного механизма и закрепить его болтом (1).
    2. Затянуть

      Затянуть болт крепления колесного цилиндра к щиту моментом 10 Н•м (89 фунто-дюйм).

    3. Присоединить фитинг тормозной линии (2).
    4. Затянуть

      Затянуть крепление тормозной трубки моментом 16 Н•м (12 фунто-футов).

    5. Установить тормозную колодку. См. процедуру "Тормозные колодки" в этой части.
    6. Установите тормозной барабан. См. процедуру "Задний тормозной барабан" в этой части.

    Щит тормозного механизма

    Процедура снятия

    1. Снимите тормозной барабан. См. процедуру "Задний тормозной барабан" в этой части.
    2. Снять детали тормозной колодки. См. процедуру "Тормозные колодки" в этой части.
    3. Снимите колесный цилиндр в сборе. См. "Колесный цилиндр в сборе" в этом разделе.
    4. Снять болты и щит тормозного механизма.

    Процедура установки

    1. Установить болты и щит тормозного механизма.
    2. Затянуть

      Затянуть болты крепления щита тормозного механизма к заднему мосту до достижения момента 24 Н•м (18 фунто-футов).

    3. Установите на место колесный цилиндр в сборе. См. "Колесный цилиндр в сборе" в этом разделе.
    4. Установить детали тормозной колодки. См. процедуру "Тормозные колодки" в этой части.
    5. Установите тормозной барабан.

    РЕМОНТ АГРЕГАТА

    Колесный цилиндр

    Колесный цилиндр является необслуживаемым. Неисправный колесный цилиндр необходимо заменить в сборе.

    ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И РАБОТА СИСТЕМЫ

    Барабанный тормоз

    В конструкции барабанного тормозного механизма, установленного на этой модели, используются ведущая и ведомая тормозные колодки. Обе колодки прижимаются к поршням колесного цилиндра нижней стяжной пружиной и неподвижной анкерной пластиной, расположенной возле нижней стяжной пружины. При нажатой педали тормоза поршни колесного цилиндра прижимают обе колодки к барабану. При движении автомобиля вперед происходит самоблокирование передней колодки, а при движении назад – задней. Усилие передается от колодок на анкерную пластину, затем через щит тормозного механизма на фланец заднего моста. Регулировка зазора происходит автоматически при каждом нажатии педали тормоза. Не допускается менять местами проработавшие какое-то время колодки, т.к. в этом случае саморегулировка зазора станет невозможной и ход педали тормоза может увеличиться.

    Примечание:

    nezavoditsa.ru

    Обслуживание барабанного тормоза на скутере

    Барабанный тормоз устанавливается в заднее колесо практически всех малокубатурных скутеров и легких мотоциклов, а также в переднее колесо бюджетной двухколесной техники. При обслуживании барабанного тормоза обычно вопросов не возникает, однако есть некоторые моменты, которые важно знать всем владельцем двухколесной техники.

    Почему задние тормоза барабанные

    Зачастую, не последнюю роль в решении этого вопроса еще на инженерном уровне играет целесообразность применения гидравлической системы с диском там, где вполне хватает и обычного дешевого «барабана». Как правило, это несколько повышает стоимость скутера в целом, а значит, не позволяет конкурировать с другими скутерами в подобном сегменте.

    Главная деталь в системе барабанного тормоза — это колодки. От их качества (скорее качества накладок, а не самих колодок) и материала изготовления зависит эффективность системы барабанного тормоза в целом. Накладки выполняются из специального материала, устойчивого к перегреву и прекрасно поступающего сцепку с металлическим барабаном колеса.Так как прочность этого материала уступает металлу, со временем накладка изнашивается, колодки подлежат замене.

    Обслуживание барабанных тормозов

    Обслуживание барабанных тормозных механизмов заключается в замене накладок тормозных колодок.

    В профессиональной мастерской вам с легкостью заменят только накладки, в этом случае прибегать к замене колодок не приходится, а вся процедура обходится несколько дешевле. Однако в итоге, разница в цене получается незначительной, поэтому лучше обратить внимание на качественный расходный материал от именитых производителей. К счастью, таких сегодня на рынке достаточно. По мере того, как изнашиваются накладки, систему можно регулировать с помощью гайки на тросе, расположенной обычно у заднего колеса. Если гайка закручена до упора, а эффективность барабанного тормоза очень низкая, можно говорить об износе накладок, или о растяжке троса. Затягивать трос нужно с учетом свободного хода колодок, чтобы колесо не тормозило. Обычно свободного хода рукоятки тормоза в 10 — 20 мм бывает достаточно.

    Большинство скутеров оборудованы специальным указателем на тормозном рычаге. Пры его помощи можно контролировать износ тормозных колодок и при необходимости вовремя заменять их.

    Для каждого скутера производитель сообщает минимальное значение толщины накладки, при котором последняя подлежит замене. Для диагностики износа, понадобится снять колесо. Замер нужно производить штангенциркулем в самом тонком месте колодки (если изношение неравномерно). Если толщина накладки не достигла минимального значения (обычно это 2 мм), нужно собрать механизм в обратном порядке, предварительно очистив барабан и накладки от грязи и остатков смазки (если таковая имеется). Для очистки прекрасно подходит тряпка, смоченная в бензине. Обратите внимание на кулачок между колодками, его нужно смазать небольшим количеством густой смазки. Количество нужно рассчитать таким образом,чтобы со временем смазка не попала на колодки и тормозной барабан.

    Важно знать, что колодки подлежат замене только попарно. Даже если одна из них износилась, а вторая еще не достигла этого порога, они обе подлежат замене. В некоторых случаях, при интенсивном использовании техники, может износиться сам тормозной барабан. В этом случае величина износа металлического барабана влияет на минимально допустимую толщину колодки, которая, естественно, увеличится.

    Обслуживание барабанного тормоза на скутере

    Оцените статью

    skuterov.ru

    Техническое обслуживание тормозной системы

     

    Техническое обслуживание тормозной системы заключается в проверке и при необходимости регулировке механизмов рабочего, запасного и стояночного тормозов, свободного хода педали тормоза, натяжения ремня компрессора, предохранительного клапана и тормозного крана в системе пневматического привода, проверке герметичности привода, уровня жидкости в главном цилиндре, удалении конденсата из пневмосистемы.

    При ЕТО проверяется герметичность пневмосистемы, сливается конденсат из ресиверов, проверяется действие рабочей, запасной и стояночной тормозной систем.

    При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, кроме того:

    проверяются натяжение ремня привода компрессора, затяжка гаек крепления компрессора, величина свободного хода педали тормоза, смазываются регулировочные рычаги тормозных механизмов.

    При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам смазываются валы разжимных кулаков тормозного механизма рабочего тормоза, проверяются свободный ход рычага стояночного тормоза, свободный и полный ход педали рабочего тормоза, исправность работы предохранительного клапана пневмопривода тормозов, шплинтовка пальцев штоков тормозных камер.

    При СО проверяется состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков, промывается и продувается сжатым воздухом фильтр регулятора давления, смазываются оси тормозных колодок, при необходимости заменяется тормозная жидкость в гидроприводе тормозов, производится частичная или полная регулировка тормозных механизмов.

    Характерными отказами и неисправностями тормозной системы автомобиля являются слабое или неодновременное действие тормозов, плохое растормаживание или заклинивание колес.

    Причиной слабого действия тормозов может быть негерметичность тормозного привода, попадание воздуха в систему гидравлического привода или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание тормозных колодок и барабанов, недостаточное давление воздуха в пневматическом приводе из-за неисправности компрессора.

    Негерметичность тормозного привода устраняют подтягиванием соединений или заменой поврежденных деталей.

    Негерметичность в соединениях определяют по подтеканию жидкости в гидравлическом приводе или по величине падения давления воздуха при неработающем двигателе в системе пневматического привода, которое не должно превышать 0,5 кгс/см2 (50 кПа) за 0,5 ч при свободном положении педали тормозного привода и 0,5 кг/см2 (50 кПа) в течение 15 минут при включенном тормозном приводе. Утечку воздуха обнаруживают на слух или с помощью мыльного раствора, которым смачивают возможные неплотности в соединениях. Наличие воздуха в гидравлическом приводе определяют при нажатии на тормозную педаль. Если педаль опускается без ощутимого сопротивления, то в приводе имеется воздух, который сжимается, и жидкость не передает давление на детали тормозного механизма.

    Неодновременность действия тормозов может быть результатом нарушения регулировки привода или тормозных механизмов, замасливание тормозных колодок. Плохое растормаживание или заклинивание колес происходит вследствие поломки стяжных пружин тормозных колодок, обрыва фрикционных накладок, заедания валиков привода, неисправности тормозного крана, недостаточного свободного хода тормозной педали, разбухания манжет или заклинивания поршней в рабочих цилиндрах колес гидравлического привода.

    В зависимости от характера неисправности удаляют воздух из гидравлического привода, нарушенные регулировки восстанавливают, нарушенные соединения подтягивают, поломанные и изношенные детали заменяют.

    Удаляют воздух из гидравлического привода прокачиванием его тормозной педалью.

    Перед удалением воздуха прокачиванием привода тормозной педалью проверяют уровень жидкости в главном тормозном цилиндре. Он должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Если уровень недостаточен, то жидкость доливают. Гидравлический привод тормозной педалью прокачивают вдвоем: один на колесном цилиндре снимает колпачок с перепускного клапана, присоединяет к нему резиновый шланг длиной 350-400 мм, опускает шланг в стеклянную банку, наполненную на 1/3 тормозной жидкостью, и отворачивает на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан; после этого другой несколько раз быстро нажимает на тормозную педаль, каждый раз медленно ее отпуская. Прокачивание продолжается до тех пор, пока из трубки, опущенной в банку, не прекратится появление пузырьков воздуха. Через каждые пять-шесть нажатий на педаль нужно проверять уровень жидкости в главном тормозном цилиндре и своевременно доливать ее, так как при полном расходе жидкости в систему опять попадает воздух. После выхода воздуха из шланга, опущенного в банку, не отпуская нажатую педаль, плотно заворачивают перепускной клапан колесного тормозного цилиндра, снимают шланг и надевают резиновый колпачок.

    Эта операция повторяется на всех рабочих цилиндрах колес, начиная с наиболее удаленных от главного тормозного цилиндра.

    Свободный ход педали рабочего тормоза регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с толкателем главного тормозного цилиндра (в гидравлическом приводе), или тормозным краном (в пневматическом приводе). Свободный ход тормозной педали гидравлического привода должен составлять 8-14 мм, что соответствует зазору 1,5-2,5 мм между толкателем и поршнем в главном тормозном цилиндре. Свободный ход верхнего конца педали пневматического привода должен быть 40-60 мм. Свободный ход педали проверяют при наличии в системе сжатого воздуха.

    Регулировку тормозных механизмов колес выполняют после проверки и регулировки затяжки подшипников ступиц колес.

    Полную регулировку тормозных механизмов выполняют, как правило, только после разборки всего механизма в ремонтной мастерской. В процессе эксплуатации для восстановления нормального зазора между тормозными колодками и барабаном выполняют так называемую частичную регулировку тормозов. Необходимость в регулировке определяют по увеличенному ходу тормозной педали автомобилей с гидравлическим приводом и увеличенному ходу штоков тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом. Нормальная величина выхода штока тормозных камер у большинства автомобилей находится в пределах 15-40 мм.

    Частичная регулировка автомобилей УАЗ и Урал-4320 выполняется эксцентриками (рисунок 24.5,а), на автомобилях КамАЗ - червяками тормозных камер (рисунок 24.5,б). Для регулировки домкратом поднимают колесо и вращением эксцентрика или червяка добиваются затормаживания колеса. Затем эксцентрик (червяк) отворачивают в обратную сторону до полного освобождения колеса.

    Регулировку тормозов проверяют по нагреву барабанов при движении автомобиля. В случае сильного нагрева колодки нужно несколько отвести от барабана вращением эксцентрика (червяка).

     

     

    а - эксцентриком: б - червяком тормозной камеры

    Рисунок 24.5 - Регулировка колесных тормозов

     

    Стояночный тормоз регулируют в том случае, если в результате увеличенного зазора между колодками и барабаном рычаг тормоза имеет большой свободный ход. Перемещение рычага при полном торможении не должно превышать 1/4 возможного его хода.

    Основные регулировочные параметры автомобилей УАЗ-3151, Урал-4320, КамАЗ-4310 приведены в таблице 24.3

     

    Таблица 24.3 - Основные регулировочные параметры

    Наименование Данные для регулировок
    УАЗ-3151 Урал-4320 КамАЗ-4310
    1 Свободный ход рулевого колеса, не более, град     12 при работающем гидроусилителе    
    2 Свободный ход педали сцепления, мм 35-55 30-40 6-12
    3 Полный ход педали сцепления, мм
    4 Свободный ход педали тормоза, мм 8-14 15-25 20-30
    5 Полный ход педали тормоза, мм   100-130
    6 Прогиб ремней привода генератора, водяного насоса, гидроусилителя от усилия 4 кгс, мм 8-14 15-22 15-22
    7 Зазор между коромыслами и стержнями клапанов на холодном двигателе впускные выпускные     0,30-0,35     0,20-0,30     0,25-0,30
    0,35-0,40 0,35-0,40 0,35-0,40
    8 Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения, °С не более 95 80-98 80-98
    9 Величина схождения передних колес, мм 1,5-3 3-8 1-2
    10 Давление масла в системе смазки двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала (не менее,) кгс/с2 при 2000 об/мин   0,68-1,08   3,43       4,5-5,5       4,5-5,5
    11 Зазор между электродами свечи зажигания, мм   0,8+0,15   -   -
    12 Давление подъема иглы форсунки, кгс/см2   -    

     

    Похожие статьи:

    poznayka.org


    Смотрите также